Топливо, используемое в судовых ДВС, должно обеспечивать легкий и надежный пуск, качественное распыливание, полное сгорание и бездымный выхлоп, отсутствие повышенного нагарообразования в камере сгорания и т. д. Используемые в ДВС топлива получаются путем переработки нефти и делятся на две группы: дистиллятные и тяжелые.
К дистиллятным топливам относятся дизельные сорта, выпускаемые по ГОСТ 4749—73 и не требующие подогрева. Они предназначены для применения в средне- и высокооборотных ДВС, а также в малооборотных ДВС во время пуска и маневров. Топливо по ГОСТ 4749—73 вырабатывается следующих марок: ДА — дизельное арктическое; ДЗ — дизельное зимнее; ДЛ — дизельное летнее и ДС — дизельное специальное.
К группе дистиллятных относится также газотурбинное топливо, которое в последние годы находит применение в судовых ДВС. К нему относится газотурбинное топливо (ГОСТ 10433—75), характеризующееся малой вязкостью (до 3 градусов ВУ50), низкой зольностью (до 0,02%), незначительным содержанием механических примесей (до 0,03%), но высоким содержанием серы (до 2,5%) и смолистых веществ (до 25%). Малая вязкость и невысокая стоимость газотурбинного топлива позволяют использовать его в главных и вспомогательных ДВС без предварительного подогрева. Газотурбинное топливо по качественным показателям значительно уступает дизельному. Оно имеет повышенную температуру застывания, склонность к значительному нагарообразованию и отложению смолистых веществ, что сдерживает более широкое его использование в судовых ДВС.
Тяжелые топлива, применяемые в судовых ДВС, в зависимости от вязкости подразделяют на средне- и высоковязкие сорта.
К средневязкому топливу относятся моторное топливо ДТ (ГОСТ 1667—68) и флотские мазуты Ф5 и Ф12 (ГОСТ 10585—75). Моторное топливо ДТ используется в малооборотных и среднеоборотных ДВС. Оно имеет более высокую вязкость и более низкое качество по сравнению с дизельным топливом, а поэтому требует предварительного подогрева и более тщательной очистки перед подачей в цилиндры двигателя.
Флотские мазуты Ф5 и Ф12 применяют в малооборотных и среднеоборотных судовых ДВС, а в последнее время и в высокооборотных ДВС.
К высоковязкому топливу относятся моторное топливо ДМ (ГОСТ 1667—68), экспортный мазут +10°С (МРТУ 12Н41—63) и топочный мазут 40 (ГОСТ 10585—75). Высоковязкие топлива используются в судовых малооборотных ДВС. Относительно низкая стоимость этих топлив способствует их использованию с целью повышения экономических показателей судовой силовой установки. Но их успешное применение требует выполнения целого ряда подготовительных мероприятий.
Система топливоподачи служит для подвода топлива к главным и вспомогательным двигателям. Она состоит из топливной аппаратуры и топливной системы. К топливной аппаратуре относятся форсунки и топливные насосы высокого давления (ТНВД). Топливная система состоит из цистерн и отсеков для хранения запасов топлива, расходных цистерн, перекачивающих и подкачивающих насосов, сепараторов, подогревателей, фильтров, трубопроводов, арматуры, контрольно-измерительной аппаратуры и т. д. Цистерны для хранения запасов топлива располагаются в основном в отсеках двойного дна. Согласно Правилам Регистра СССР на судне должен быть аварийный запас топлива, рассчитанный не менее чем на 24 ч хода и расходуемый в крайнем случае, когда весь запас из междудонных цистерн использован. Аварийный запас топлива хранится вне междудонного пространства.
Схема системы топливоподачи ДВС дана на рисунке:
Топливо из расходной цистерны (бака) подается топливо-подкачивающим насосом 2 по трубопроводу 3 через двухсекционный фильтр 4 в главную магистраль 10. Давление топлива регулируется редукционным клапаном 1. Из главной магистрали топливо по трубам 9 подводится к топливным насосам высокого давления 5. От них под давлением 20—50 МПа и более топливо по трубам 7 подается к форсункам 6. При заполнении системы топливом воздух удаляется через пробки, расположенные на топливных насосах, а также через спускное устройство 8.
Для подачи топлива из запасных цистерн в расходный бак устанавливают топливоподкачивающий насос, который может быть использован для прокачки и опрессовки топливной системы.
Топливоподкачивающие насосы имеют автономный привод или приводятся в действие от коленчатого вала двигателя. По конструкции они бывают шестеренчатые, плунжерные и коловратные.
На трубопроводе перед насосами высокого давления устанавливают манометр и реле давления, сблокированное со световой и звуковой сигнализацией.
Для обеспечения бесперебойной работы топливной аппаратуры топливо необходимо предварительно очищать от воды и механических примесей. Для этого служат отстойные цистерны, сепараторы, фильтры грубой и тонкой очистки. Грубую предварительную очистку топливо проходит в сетчатых, каскадных или пластинчато-щелевых фильтрах, улавливающих частицы загрязнений размером свыше 0,06—0,12 мм. В фильтрах тонкой очистки в качестве фильтрующего материала используется фетр, хлопчатобумажная пряжа, фильтровальная бумага или специальная пористая масса.
Применяются также вставки в виде барабана с плотно прилегающими витками проволоки. Удаление воды из топлива осуществляется отстоем в специальных цистернах или при помощи сепараторов.
К дистиллятным топливам относятся дизельные сорта, выпускаемые по ГОСТ 4749—73 и не требующие подогрева. Они предназначены для применения в средне- и высокооборотных ДВС, а также в малооборотных ДВС во время пуска и маневров. Топливо по ГОСТ 4749—73 вырабатывается следующих марок: ДА — дизельное арктическое; ДЗ — дизельное зимнее; ДЛ — дизельное летнее и ДС — дизельное специальное.
К группе дистиллятных относится также газотурбинное топливо, которое в последние годы находит применение в судовых ДВС. К нему относится газотурбинное топливо (ГОСТ 10433—75), характеризующееся малой вязкостью (до 3 градусов ВУ50), низкой зольностью (до 0,02%), незначительным содержанием механических примесей (до 0,03%), но высоким содержанием серы (до 2,5%) и смолистых веществ (до 25%). Малая вязкость и невысокая стоимость газотурбинного топлива позволяют использовать его в главных и вспомогательных ДВС без предварительного подогрева. Газотурбинное топливо по качественным показателям значительно уступает дизельному. Оно имеет повышенную температуру застывания, склонность к значительному нагарообразованию и отложению смолистых веществ, что сдерживает более широкое его использование в судовых ДВС.
Тяжелые топлива, применяемые в судовых ДВС, в зависимости от вязкости подразделяют на средне- и высоковязкие сорта.
К средневязкому топливу относятся моторное топливо ДТ (ГОСТ 1667—68) и флотские мазуты Ф5 и Ф12 (ГОСТ 10585—75). Моторное топливо ДТ используется в малооборотных и среднеоборотных ДВС. Оно имеет более высокую вязкость и более низкое качество по сравнению с дизельным топливом, а поэтому требует предварительного подогрева и более тщательной очистки перед подачей в цилиндры двигателя.
Флотские мазуты Ф5 и Ф12 применяют в малооборотных и среднеоборотных судовых ДВС, а в последнее время и в высокооборотных ДВС.
К высоковязкому топливу относятся моторное топливо ДМ (ГОСТ 1667—68), экспортный мазут +10°С (МРТУ 12Н41—63) и топочный мазут 40 (ГОСТ 10585—75). Высоковязкие топлива используются в судовых малооборотных ДВС. Относительно низкая стоимость этих топлив способствует их использованию с целью повышения экономических показателей судовой силовой установки. Но их успешное применение требует выполнения целого ряда подготовительных мероприятий.
Система топливоподачи служит для подвода топлива к главным и вспомогательным двигателям. Она состоит из топливной аппаратуры и топливной системы. К топливной аппаратуре относятся форсунки и топливные насосы высокого давления (ТНВД). Топливная система состоит из цистерн и отсеков для хранения запасов топлива, расходных цистерн, перекачивающих и подкачивающих насосов, сепараторов, подогревателей, фильтров, трубопроводов, арматуры, контрольно-измерительной аппаратуры и т. д. Цистерны для хранения запасов топлива располагаются в основном в отсеках двойного дна. Согласно Правилам Регистра СССР на судне должен быть аварийный запас топлива, рассчитанный не менее чем на 24 ч хода и расходуемый в крайнем случае, когда весь запас из междудонных цистерн использован. Аварийный запас топлива хранится вне междудонного пространства.
Схема системы топливоподачи ДВС дана на рисунке:
Топливо из расходной цистерны (бака) подается топливо-подкачивающим насосом 2 по трубопроводу 3 через двухсекционный фильтр 4 в главную магистраль 10. Давление топлива регулируется редукционным клапаном 1. Из главной магистрали топливо по трубам 9 подводится к топливным насосам высокого давления 5. От них под давлением 20—50 МПа и более топливо по трубам 7 подается к форсункам 6. При заполнении системы топливом воздух удаляется через пробки, расположенные на топливных насосах, а также через спускное устройство 8.
Для подачи топлива из запасных цистерн в расходный бак устанавливают топливоподкачивающий насос, который может быть использован для прокачки и опрессовки топливной системы.
Топливоподкачивающие насосы имеют автономный привод или приводятся в действие от коленчатого вала двигателя. По конструкции они бывают шестеренчатые, плунжерные и коловратные.
На трубопроводе перед насосами высокого давления устанавливают манометр и реле давления, сблокированное со световой и звуковой сигнализацией.
Для обеспечения бесперебойной работы топливной аппаратуры топливо необходимо предварительно очищать от воды и механических примесей. Для этого служат отстойные цистерны, сепараторы, фильтры грубой и тонкой очистки. Грубую предварительную очистку топливо проходит в сетчатых, каскадных или пластинчато-щелевых фильтрах, улавливающих частицы загрязнений размером свыше 0,06—0,12 мм. В фильтрах тонкой очистки в качестве фильтрующего материала используется фетр, хлопчатобумажная пряжа, фильтровальная бумага или специальная пористая масса.
Применяются также вставки в виде барабана с плотно прилегающими витками проволоки. Удаление воды из топлива осуществляется отстоем в специальных цистернах или при помощи сепараторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.