В правильно смонтированных подшипниках скольжения зазор между поверхностями скольжения вала и подшипника должен соответствовать проектному, а величина зазора между заплечиками вкладыша и торцом корпуса или крышки — находиться в пределах 0,05—0,1 мм. Вкладыши должны плотно прилегать к корпусу — с зазором менее 0,05 мм.
Шабровку чугуна производят всухую; при шабровке баббита шабер смачивают в скипидаре, а при шабровке меди и стали обрабатываемые поверхности смачивают мыльной водой. Проверку точности пригонки вкладышей производят по краске. Удовлетворительной пригонкой считается такая, при которой во время проверки на участке размером 25X25 мм видно шесть цветных пятен для валов с числом оборотов до 300 в минуту и не менее восьми пятен — для валов с большим числом оборотов.
Для нормального засоса масла между трущимися поверхностями подшипника наибольшую густоту цветных пятен при шабровке следует обеспечить в зоне 60° в обе стороны от плоскости наибольшей постоянной нагрузки, передаваемой валом на подшипник. Размеры зазоров в холодильниках обычно принимают равными 0,07 мм при диаметре до 40 мм, при диаметрах от 40 до 100 мм зазор должен быть равным 0,3 мм, а при диаметре от 100 до 150 мм — 0.4 мм. Чтобы избежать утечки смазки, холодильники не доводят до краев вкладышей на 20—25 мм. В подшипниках с числом оборотов вала менее 300 в минуту обязательно делаются канавки на поверхности трения для прохода смазки, которые вырубают после пригонки вкладыша по валу. Радиус галтелей вала должен быть меньше радиусов галтелей подшипников у вала малого диаметра на 0,5 мм, большого диаметра — на 1 мм. Пригонка вкладышей глухих подшипников должна быть более тщательной, чем разъемных.
Рис. 123. Проверка подшипников.
А — монтажный формуляр подшипника скольжения.
Б — определение зазоров в подшипнике качения индикатором.
В — определение зазоров в подшипнике качения щупом.
Валы проверяют при незакрепленных подшипниках; подшипники закрепляются только после того, как сделана окончательная выверка соосности валов. В монтажный формуляр подшипника скольжения заносят замеренные щупом зазоры между цапфой и вкладышем в крайних точках: вверху — левый верхний Влп и правый верхний Впв и внизу — левый нижний Влн и правый нижний Впн (см. рис. 123, А). Для большей точности выявления перекоса в горизонтальной плоскости замеры могут дополнительно производиться по диаметрам, смещенным на 90° относительно первоначальных замеров. Горизонтальные зазоры соответственно обозначаются: слева Гл и Гл, и справа Гп и Гп .
Перегрев подшипника скольжения может быть следствием:
а) неудовлетворительной пригонки поверхностей цапф и подшипников или появления в процессе эксплуатации задиров шейки или вкладыша;
б) отсутствия смазки или недостаточного ее поступления через каналы к поверхности трения;
в) взаимного смещения осей вала и подшипника;
г) чрезмерной затяжки болтов крышки разъемных вкладышей.
Зазоры в подшипниках замеряют с двух сторон по длине. В формуляр заносят разность зазоров, характеризующих степень перекоса вала. Зазор определяется щупом с двух сторон шейки или свинцовой проволокой диаметром 0,5—1,0 мм, которую сплющивают, прокатывая ее между валом и вкладышем. При проверке зазора свинцовой проволокой затягивают до отказа крышку подшипника и микрометром измеряют толщину свинцовых оттисков. В подшипниках от радиальных нагрузок изнашивается рабочая поверхность, а от осевых нагрузок — боковая поверхность.
Зазор регулируется изменением толщины прокладок между вкладышами, причем в собранном подшипнике прокладки не должны касаться вала. Прокладки делаются из медной фольги разной толщины, и зазор в подшипнике регулируется постепенным снятием прокладок по мере выработки его вкладышей. При появлении местной приработки или подплавленных участков вкладыши необходимо пришабрить. При задирах не более 2—5% площади вкладышей допускается местная пришлифовка или пришабровка без общей проточки или пришлифовки поверхности. При расслоении баббитового слоя во вкладыше, а также при выработке его толщины до 50 % вкладыши подшипника вновь заливаются. Вкладыши из капрона пригоняются согласно инструкции завода-изготовителя.
Применение подшипников качения значительно упрощает наблюдение за траловой лебедкой, снижает расход смазки, повышает коэффициент полезного действия и удлиняет межремонтные периоды.
Для нормальной работы этих подшипников большое значение имеет качество уплотнений.
Фетровые и войлочные уплотнения предохраняют от проникновения пыли на относительно длительный период лишь при употреблении консистентной смазки и при окружной скорости менее 5 м/сек. Войлочные кольца должны изготовляться только из доброкачественного длинноволокнистого войлока. Для повышения качества фетровое цельное штампованное кольцо следует до установки его в канавку пропитать горячей смазкой.
Хорошо смонтированный и правильно эксплуатируемый подшипник должен работать: при очень тяжелом режиме работы — до 2500 часов, при тяжелом — до 5000 часов и при нормальном — до 10 000 часов.
Слабая посадка колец подшипника приводит к их проворачиванию и, как следствие этого, — к износу (рискам) вала или корпуса подшипника. Установка прокладок между корпусом и обоймой подшипника качения не допускается, а плотность прилегания должна быть достигнута путем пригонки. При неправильно смонтированном шарикоподшипнике изнашиваются борта его колец, на внутреннем кольце образуются трещины вследствие перегрева, после которого остаются цвета побежалости. Правильный рабочий зазор в подшипнике исключает возможность его защемления при рабочих температурах и перекосах. Посадочные места подшипников не должны быть овальными, иметь коррозии и забоины; установка каких-либо прокладок в местах посадки недопустима.
При посадке подшипников качения на вал передача каких-либо усилий на шарики или ролики недопустима, усилие для запрессовки следует прилагать только к кольцу, имеющему допуск на посадку. Существует ряд практических приемов посадки подшипников качения. Посадка на вал подшипников малых диаметров может производиться легкими ударами молотка по полой оправке, прижатой к внутреннему кольцу подшипника. Подшипники, насаживаемые горячей посадкой, а также подшипники больших диаметров перед посадкой на места подогревают в масле до температуры 80—90° в течение 15—20 минут.
У плохо смазанных подшипников качения ржавеют детали и относительно быстро вырабатываются наружные кольца. Установленные подшипники полагается густо смазать солидолом и проверить легкость их вращения от руки. По окончании монтажа смазочную систему подшипников промывают керосином и заполняют рабочей смазкой.
В самоустанавливающихся шарикоподшипниках перекос вала не должен превышать 1° для многоопорных валов и 1,5° — для валов на двух опорах.
Нарушение нормальных условий работы шарикоподшипников можно определить по их шуму и перегреву. Например, при незначительном износе беговых дорожек или шариков слышен глухой шум; при защемлении шариков в кольцах или при отсутствии смазки и наличии трения скольжения в подшипнике слышен высокий свист разного тона. При разрушении сепаратора или шариков слышны скрежет и резкое частое постукивание. При загрязнении подшипника слышен глухой прерывистый шум. Примерно такие же признаки неисправности роликоподшипников.
Допускаемая предельная температура нагрева подшипников качения равна 70°. При нагреве подшипников выше 55° ее следует проверять несколько раз за вахту. Перегрев подшипника качения или вала могут вызвать:
а) чрезмерный прогиб вала, перекос его или горизонтальное смещение подшипников;
б) защемление подшипников вследствие неправильной их посадки;
в) чрезмерно тугая посадка, вызывающая защемление элементов подшипника;
г) заклинивание или повреждение шариков или сепараторов;
д) избыточное трение, создаваемое войлочным уплотнением при его мапом диаметре;
е) отсутствие или загрязнение смазки в подшипнике;
ж) избыточная смазка в корпусе подшипника (при низких температурах может загустеть и ухудшить работу подшипника).
Степень износа шариковых и роликовых радиальных подшипников определяется по величине взаимного осевого смещения внутреннего и наружного колец, по шуму при работе и величине люфта. Нормы допустимого износа шариков и роликов подшипников для грузоподъемных и промысловых механизмов еще не разработаны. Их определяют в первом приближении в зависимости от заводского зазора между шариком (роликом) и обоймой. Этот зазор при диаметре шарика или ролика до 25 мм обычно равен 0,025 мм.
На рис. 123, Б приведена схема замеров радиального и осевого зазоров в шарикоподшипнике, определяемых индикатором. Внутреннее кольцо подшипника надевается на неподвижную оправку без люфта. Если наружное кольцо перемещается по радиусу, то разность показаний индикатора при крайних положениях кольца соответствует радиальному зазору. Так же проверяется и аксиальный зазор. Этот метод пригоден для подшипников всех типов. Фактическую степень износа шариков или роликов приблизительно можно определить щупом, помещаемым между шариком (роликом) и обоймой, как показано на рис. 125, В.
При ревизии и демонтаже подшипника качения следует применять съемные скобы, чтобы усилие, стягивающее подшипник с вала, было, как правило, приложено к напрессованному кольцу. При значительном натяге подшипника снять его с вала легче, если подшипник поливать маслом, нагретым до 90° С.
Снятые подшипники качения следует промыть в растворе из 94 процентов бензина и 6 процентов масла, обсушить в струе воздуха и немедленно смазать. Для восстановления при ремонте требуемой посадки подшипников качения посадочная поверхность вала или корпуса может быть подвергнута хромированию или металлизации. Накернивать посадочную поверхность не разрешается, так как образующиеся при этом местные выступы сразу сминаются при посадке, и сопряжение получается ненадежным.
Незначительная коррозия подшипников качения выводится легкой протиркой подшипника в бензине. Подшипники качения, у которых кольца или сепараторы корродированы, имеют трещины, значительный износ или расслоение, нужно заменить новыми. Подшипники заменяются при расслаивании металла либо питингах, свидетельствующих об усталости металла из-за перегрузок или выработки срока службы. Негодные войлочные кольца заменяют новыми, пропитанными горячим маслом. Лабиринтовые уплотнения очищают и заполняют консистентной смазкой.
По окончании ремонта корпус подшипников качения очищают, промывают и заполняют свежей смазкой на 2/3 свободного объема его полости.
Шабровку чугуна производят всухую; при шабровке баббита шабер смачивают в скипидаре, а при шабровке меди и стали обрабатываемые поверхности смачивают мыльной водой. Проверку точности пригонки вкладышей производят по краске. Удовлетворительной пригонкой считается такая, при которой во время проверки на участке размером 25X25 мм видно шесть цветных пятен для валов с числом оборотов до 300 в минуту и не менее восьми пятен — для валов с большим числом оборотов.
Для нормального засоса масла между трущимися поверхностями подшипника наибольшую густоту цветных пятен при шабровке следует обеспечить в зоне 60° в обе стороны от плоскости наибольшей постоянной нагрузки, передаваемой валом на подшипник. Размеры зазоров в холодильниках обычно принимают равными 0,07 мм при диаметре до 40 мм, при диаметрах от 40 до 100 мм зазор должен быть равным 0,3 мм, а при диаметре от 100 до 150 мм — 0.4 мм. Чтобы избежать утечки смазки, холодильники не доводят до краев вкладышей на 20—25 мм. В подшипниках с числом оборотов вала менее 300 в минуту обязательно делаются канавки на поверхности трения для прохода смазки, которые вырубают после пригонки вкладыша по валу. Радиус галтелей вала должен быть меньше радиусов галтелей подшипников у вала малого диаметра на 0,5 мм, большого диаметра — на 1 мм. Пригонка вкладышей глухих подшипников должна быть более тщательной, чем разъемных.
Рис. 123. Проверка подшипников.
А — монтажный формуляр подшипника скольжения.
Б — определение зазоров в подшипнике качения индикатором.
В — определение зазоров в подшипнике качения щупом.
Валы проверяют при незакрепленных подшипниках; подшипники закрепляются только после того, как сделана окончательная выверка соосности валов. В монтажный формуляр подшипника скольжения заносят замеренные щупом зазоры между цапфой и вкладышем в крайних точках: вверху — левый верхний Влп и правый верхний Впв и внизу — левый нижний Влн и правый нижний Впн (см. рис. 123, А). Для большей точности выявления перекоса в горизонтальной плоскости замеры могут дополнительно производиться по диаметрам, смещенным на 90° относительно первоначальных замеров. Горизонтальные зазоры соответственно обозначаются: слева Гл и Гл, и справа Гп и Гп .
Перегрев подшипника скольжения может быть следствием:
а) неудовлетворительной пригонки поверхностей цапф и подшипников или появления в процессе эксплуатации задиров шейки или вкладыша;
б) отсутствия смазки или недостаточного ее поступления через каналы к поверхности трения;
в) взаимного смещения осей вала и подшипника;
г) чрезмерной затяжки болтов крышки разъемных вкладышей.
Зазоры в подшипниках замеряют с двух сторон по длине. В формуляр заносят разность зазоров, характеризующих степень перекоса вала. Зазор определяется щупом с двух сторон шейки или свинцовой проволокой диаметром 0,5—1,0 мм, которую сплющивают, прокатывая ее между валом и вкладышем. При проверке зазора свинцовой проволокой затягивают до отказа крышку подшипника и микрометром измеряют толщину свинцовых оттисков. В подшипниках от радиальных нагрузок изнашивается рабочая поверхность, а от осевых нагрузок — боковая поверхность.
Зазор регулируется изменением толщины прокладок между вкладышами, причем в собранном подшипнике прокладки не должны касаться вала. Прокладки делаются из медной фольги разной толщины, и зазор в подшипнике регулируется постепенным снятием прокладок по мере выработки его вкладышей. При появлении местной приработки или подплавленных участков вкладыши необходимо пришабрить. При задирах не более 2—5% площади вкладышей допускается местная пришлифовка или пришабровка без общей проточки или пришлифовки поверхности. При расслоении баббитового слоя во вкладыше, а также при выработке его толщины до 50 % вкладыши подшипника вновь заливаются. Вкладыши из капрона пригоняются согласно инструкции завода-изготовителя.
Применение подшипников качения значительно упрощает наблюдение за траловой лебедкой, снижает расход смазки, повышает коэффициент полезного действия и удлиняет межремонтные периоды.
Для нормальной работы этих подшипников большое значение имеет качество уплотнений.
Фетровые и войлочные уплотнения предохраняют от проникновения пыли на относительно длительный период лишь при употреблении консистентной смазки и при окружной скорости менее 5 м/сек. Войлочные кольца должны изготовляться только из доброкачественного длинноволокнистого войлока. Для повышения качества фетровое цельное штампованное кольцо следует до установки его в канавку пропитать горячей смазкой.
Хорошо смонтированный и правильно эксплуатируемый подшипник должен работать: при очень тяжелом режиме работы — до 2500 часов, при тяжелом — до 5000 часов и при нормальном — до 10 000 часов.
Слабая посадка колец подшипника приводит к их проворачиванию и, как следствие этого, — к износу (рискам) вала или корпуса подшипника. Установка прокладок между корпусом и обоймой подшипника качения не допускается, а плотность прилегания должна быть достигнута путем пригонки. При неправильно смонтированном шарикоподшипнике изнашиваются борта его колец, на внутреннем кольце образуются трещины вследствие перегрева, после которого остаются цвета побежалости. Правильный рабочий зазор в подшипнике исключает возможность его защемления при рабочих температурах и перекосах. Посадочные места подшипников не должны быть овальными, иметь коррозии и забоины; установка каких-либо прокладок в местах посадки недопустима.
При посадке подшипников качения на вал передача каких-либо усилий на шарики или ролики недопустима, усилие для запрессовки следует прилагать только к кольцу, имеющему допуск на посадку. Существует ряд практических приемов посадки подшипников качения. Посадка на вал подшипников малых диаметров может производиться легкими ударами молотка по полой оправке, прижатой к внутреннему кольцу подшипника. Подшипники, насаживаемые горячей посадкой, а также подшипники больших диаметров перед посадкой на места подогревают в масле до температуры 80—90° в течение 15—20 минут.
У плохо смазанных подшипников качения ржавеют детали и относительно быстро вырабатываются наружные кольца. Установленные подшипники полагается густо смазать солидолом и проверить легкость их вращения от руки. По окончании монтажа смазочную систему подшипников промывают керосином и заполняют рабочей смазкой.
В самоустанавливающихся шарикоподшипниках перекос вала не должен превышать 1° для многоопорных валов и 1,5° — для валов на двух опорах.
Нарушение нормальных условий работы шарикоподшипников можно определить по их шуму и перегреву. Например, при незначительном износе беговых дорожек или шариков слышен глухой шум; при защемлении шариков в кольцах или при отсутствии смазки и наличии трения скольжения в подшипнике слышен высокий свист разного тона. При разрушении сепаратора или шариков слышны скрежет и резкое частое постукивание. При загрязнении подшипника слышен глухой прерывистый шум. Примерно такие же признаки неисправности роликоподшипников.
Допускаемая предельная температура нагрева подшипников качения равна 70°. При нагреве подшипников выше 55° ее следует проверять несколько раз за вахту. Перегрев подшипника качения или вала могут вызвать:
а) чрезмерный прогиб вала, перекос его или горизонтальное смещение подшипников;
б) защемление подшипников вследствие неправильной их посадки;
в) чрезмерно тугая посадка, вызывающая защемление элементов подшипника;
г) заклинивание или повреждение шариков или сепараторов;
д) избыточное трение, создаваемое войлочным уплотнением при его мапом диаметре;
е) отсутствие или загрязнение смазки в подшипнике;
ж) избыточная смазка в корпусе подшипника (при низких температурах может загустеть и ухудшить работу подшипника).
Степень износа шариковых и роликовых радиальных подшипников определяется по величине взаимного осевого смещения внутреннего и наружного колец, по шуму при работе и величине люфта. Нормы допустимого износа шариков и роликов подшипников для грузоподъемных и промысловых механизмов еще не разработаны. Их определяют в первом приближении в зависимости от заводского зазора между шариком (роликом) и обоймой. Этот зазор при диаметре шарика или ролика до 25 мм обычно равен 0,025 мм.
На рис. 123, Б приведена схема замеров радиального и осевого зазоров в шарикоподшипнике, определяемых индикатором. Внутреннее кольцо подшипника надевается на неподвижную оправку без люфта. Если наружное кольцо перемещается по радиусу, то разность показаний индикатора при крайних положениях кольца соответствует радиальному зазору. Так же проверяется и аксиальный зазор. Этот метод пригоден для подшипников всех типов. Фактическую степень износа шариков или роликов приблизительно можно определить щупом, помещаемым между шариком (роликом) и обоймой, как показано на рис. 125, В.
При ревизии и демонтаже подшипника качения следует применять съемные скобы, чтобы усилие, стягивающее подшипник с вала, было, как правило, приложено к напрессованному кольцу. При значительном натяге подшипника снять его с вала легче, если подшипник поливать маслом, нагретым до 90° С.
Снятые подшипники качения следует промыть в растворе из 94 процентов бензина и 6 процентов масла, обсушить в струе воздуха и немедленно смазать. Для восстановления при ремонте требуемой посадки подшипников качения посадочная поверхность вала или корпуса может быть подвергнута хромированию или металлизации. Накернивать посадочную поверхность не разрешается, так как образующиеся при этом местные выступы сразу сминаются при посадке, и сопряжение получается ненадежным.
Незначительная коррозия подшипников качения выводится легкой протиркой подшипника в бензине. Подшипники качения, у которых кольца или сепараторы корродированы, имеют трещины, значительный износ или расслоение, нужно заменить новыми. Подшипники заменяются при расслаивании металла либо питингах, свидетельствующих об усталости металла из-за перегрузок или выработки срока службы. Негодные войлочные кольца заменяют новыми, пропитанными горячим маслом. Лабиринтовые уплотнения очищают и заполняют консистентной смазкой.
По окончании ремонта корпус подшипников качения очищают, промывают и заполняют свежей смазкой на 2/3 свободного объема его полости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.