Виды пневматических работ. Пневматическими работами в судостроении называют работы, которые выполняются с помощью пневматических инструментов, приводимых в действие энергией сжатого воздуха. При сборке корпусных конструкций осуществляют следующие пневматические работы: рубку, зачистку, сверление, развертывание и зенкование отверстий, клепку соединений, чеканку заклепочных соединений.
Пневматические работы (кроме зачистки) выполняют в большинстве случаев рабочие соответствующих профессий. Однако в условиях бригадной организации труда сборщики вес чаще совмещают выполнение части пневматических работ (рубки, зачистки, сверления) со сборочными работами.
Оборудование и инструмент для пневматических работ. В зависимости от характера работ все ручные пневматические машины, применяемые в судостроении, можно разделить на две основные группы: 1) ударного действия с возвратно-поступательным движением рабочего инструмента; 2) вращательного действия с вращательным движением рабочего инструмента.
К пневматическим машинам ударного действия относятся: рубильные и клепальные молотки, ручные клепальные прессы и др. Рубильные молотки используют главным образом для удаления дефектных сварных швов и временных сборочных креплений.
Рис. 91. Рубильно-чеканный молоток.
/ — рукоятка; 2 — ствол; 3 — ударник; 4 — букса; 5 — золотниковая коробка; 6 — золотник; 7 — резьбовая футорка; 8 — вентиль; 9 — курок.
На рис. 91 показано устройство пневматического рубильного молотка. При нажатии пусковой кнопки сжатый воздух заставляет ударник совершать возвратно-поступательное движение и наносить удары определенной частоты по хвостовику вставного инструмента.
Клепальные молотки предназначены для производства заклепочных соединений. В качестве вставного инструмента для пневматических машин ударного действия применяют: зубила, крейцмейсели, обжимки, бойки, чеканы и др. (рис. 92).
Рис. 92. Вставной инструмент для пневматических машин ударного действия: а — зубило; б — крейцмейсель; в — чекан; г — обжимка; д — боек для клепки.
К пневматическим машинам вращательного действия относятся машины, с помощью которых, выполняют сверление, развертку и зенкование отверстий, зачистку металла перед сваркой и т. п. (рис. 93). Рабочим инструментом для машин этого типа служит абразивный круг (наждак) или круглая проволочная щетка.
Рис. 93. Пневматические машины вращательного действия: а — сверлильная роторная машина пистолетного типа для сверления мелких отверстий; б — шлифовальная машина роторного типа; в — сверлильная угловая роторная машина; г — машина роторного типа с проволочной щеткой.
Применение пневматических шлифовальных машин не требует от рабочего больших физических усилий. Абразивный круг машины при каждом обороте снимает с поверхности металла тонкий слой, не вызывая сколько-нибудь значительных реактивных моментов. Большая скорость вращения круга (20— 65 м/с) обеспечивает высокую производительность труда. Благодаря этим преимуществам пневматические шлифовальные машины широко применяют при выполнении сборочных работ. Вставным инструментом для машин вращательного действия, кроме шлифовальных кругов, служат сверла, развертки, зенкеры, изготовляемые из специальных инструментальных сталей.
Для работы пневматического инструмента используется сжатый воздух, вырабатываемый из атмосферного путем сжатия его на компрессорных станциях. Последние обеспечивают одновременную работу большого количества пневматических машин. Сжатый воздух подается к местам потребления по трубопроводам давлением 0,4—0,5 МПа.
Рубка. Начиная рубку, рабочий держит молоток под углом 60° к обрабатываемой поверхности, плотно прижимает к ней рабочий инструмент и включает подачу воздуха. Рубка металла и перемещение молотка вдоль обрабатываемой кромки осуществляются силой его ударов. Прирубку и разделку кромок стыкуемых деталей выполняют за несколько проходов, в зависимости от толщины обрабатываемого металла. В процессе рубки необходимо следить за исправным состоянием зубила, периодически смачивать его водой (окунанием); затупленный или поврежденный инструмент заменять исправным.
Зачистка. К этим работам относятся зачистка от ржавчины и грата соединяемых кромок деталей, поверхности сварных швов при многопроходной сварке, мест установки корпусных конструкций, удаление брызг от сварки, электроприхваток, остатков временных сборочных приспособлений рымов и т. п. За-чистные работы выполняют с помощью пневматических шлифовальных машин.
Сверление, развертывание и зенкование отверстий. Для получения заклепочных соединений отдельные детали корпуса (съемные и накладные листы, ширстрек, палубный стрингер, наклепыши и др.) подвергают сверлению. Детали, подлежащие сверлению, должны быть предварительно размечены, а центры отверстий — накернены. Отверстия могут ^ быть просверлены с применением кондукторов или шаблонов.
В качестве инструмента для сверления отверстий применяют специальные сверла из быстрорежущей или инструментальной углеродистой стали. Отверстия проверяют на радиаль-но-сверлильных станках, имеющих центральную опорную колонку и консоли с суппортом. Поворотная консоль позволяет сверлить листы или профили без перемещения их для наведения сверла на размеченные центры отверстий. Для сверления отверстий на судах применяют пневматические сверлильные машины.
Для клепки листов заклепками с потайными головками их зенкуют, т. е. придают им на некоторой глубине коническую форму с помощью специального инструмента — зенкера.
При заготовке деталей, подлежащих клепке, возможны некоторые погрешности при разметке отверстий под заклепки. Поэтому в цехе эти отверстия сверлят не на полный диаметр, а на диаметр, который на несколько миллиметров меньше указанного в чертеже. После сборки и плотного обжатия соединений болтами на месте производится развертка отверстий до необходимого диаметра под заклепки. Рабочими инструментами служат зенкеры и развертки.
Клепка соединений. Назначение клепки состоит в соединении деталей или конструкций корпуса в одно целое посредством заклепок. Заклепка — это металлический стержень цилиндрической формы со штампованной головкой. Вторая головка заклепки (замыкающая) формируется в процессе клепки. Стержень заклепки, деформируясь, плотно заполняет отверстие, создает прочное соединение. Клепка может быть горячей или холодной.
Горячий способ клепки предусматривает применение предварительно нагретых заклепок. Соединение, подготавливаемое к клепке, должно быть стянуто сборочными болтами, пропущенными через заклепочные отверстия. Расположение болтов и их количество (из расчета один болт на четыре отверстия) должны быть такими, чтобы достигалось плотное обжатие соединяемых деталей.
Заклепки нагревают в переносных горнах или электрических нагревателях до светло-красного каления, т. е. до температуры 1073—1373 °К. Горячую клепку обычно выполняет бригадэ из трех рабочих: клепальщика, подручного и нагревальщика. Нагревальщик, пользуясь клещами, извлекает из горна раскаленную заклепку и передает ее подручному. Подручный вставляет заклепку в отверстие и удерживает ее с помощью поддержки в течение всего процесса клепки. Клепальщик, действуя пневматическим молотком со вставленным плоским бойком, расклепывает выступающий конец заклепки, деформирует ее до плотного заполнения заклепочного отверстия. При остывании стержень заклепки укорачивается, стягивает клепанные элементы и обеспечивает необходимую прочность. Схема процесса клепки показана на рис. 94.
Рис. 94. Схема технологического процесса ручной пневматической клепки: а — развернутое отверстие; б — раззенковка под замыкающую головку; в — подача стержня заклепки в отверстие; г — расклепывание стержня. / — боек клепального молотка; 2 — замыкающая головка заклепки; 3 — склепываемые листы; 4 — закладная головка заклепки; 5 — поддержка.
Для обеспечения непроницаемости клепаных соединений, в особенности при однорядной клепке, выполняется дополнительная операция — чеканка. Назначение чеканки состоит в том, чтобы устранить дефекты клепки, обеспечить полную непроницаемость соединения. В процессе чеканки (рис. 95) часть металла вдоль кромок заклепочного соединения осаживается ударами чекана до плотного соприкосновения его со второй кромкой.
рис. 95. Чеканка клепального соединения.
Пневматические работы, в особенности рубка и клепка, вредны для здоровья работающих. Вследствие сильной вибрации и повышенной шумности они вызывают нарушение кровообращения в кистях рук, злокачественные изменения в костях и суставах, вредно влияет на центральную нервную систему работающего. Поэтому пневматическая рубка повсеместно заменяется тепловой резкой и электровоздушной строжкой, клепка — электрической сваркой. Там, где замену нельзя осуществить, пневматические молотки снабжают виброгасящими устройствами (пружинами, амортизаторами и др.)
Пневматические работы (кроме зачистки) выполняют в большинстве случаев рабочие соответствующих профессий. Однако в условиях бригадной организации труда сборщики вес чаще совмещают выполнение части пневматических работ (рубки, зачистки, сверления) со сборочными работами.
Оборудование и инструмент для пневматических работ. В зависимости от характера работ все ручные пневматические машины, применяемые в судостроении, можно разделить на две основные группы: 1) ударного действия с возвратно-поступательным движением рабочего инструмента; 2) вращательного действия с вращательным движением рабочего инструмента.
К пневматическим машинам ударного действия относятся: рубильные и клепальные молотки, ручные клепальные прессы и др. Рубильные молотки используют главным образом для удаления дефектных сварных швов и временных сборочных креплений.
Рис. 91. Рубильно-чеканный молоток.
/ — рукоятка; 2 — ствол; 3 — ударник; 4 — букса; 5 — золотниковая коробка; 6 — золотник; 7 — резьбовая футорка; 8 — вентиль; 9 — курок.
На рис. 91 показано устройство пневматического рубильного молотка. При нажатии пусковой кнопки сжатый воздух заставляет ударник совершать возвратно-поступательное движение и наносить удары определенной частоты по хвостовику вставного инструмента.
Клепальные молотки предназначены для производства заклепочных соединений. В качестве вставного инструмента для пневматических машин ударного действия применяют: зубила, крейцмейсели, обжимки, бойки, чеканы и др. (рис. 92).
Рис. 92. Вставной инструмент для пневматических машин ударного действия: а — зубило; б — крейцмейсель; в — чекан; г — обжимка; д — боек для клепки.
К пневматическим машинам вращательного действия относятся машины, с помощью которых, выполняют сверление, развертку и зенкование отверстий, зачистку металла перед сваркой и т. п. (рис. 93). Рабочим инструментом для машин этого типа служит абразивный круг (наждак) или круглая проволочная щетка.
Рис. 93. Пневматические машины вращательного действия: а — сверлильная роторная машина пистолетного типа для сверления мелких отверстий; б — шлифовальная машина роторного типа; в — сверлильная угловая роторная машина; г — машина роторного типа с проволочной щеткой.
Применение пневматических шлифовальных машин не требует от рабочего больших физических усилий. Абразивный круг машины при каждом обороте снимает с поверхности металла тонкий слой, не вызывая сколько-нибудь значительных реактивных моментов. Большая скорость вращения круга (20— 65 м/с) обеспечивает высокую производительность труда. Благодаря этим преимуществам пневматические шлифовальные машины широко применяют при выполнении сборочных работ. Вставным инструментом для машин вращательного действия, кроме шлифовальных кругов, служат сверла, развертки, зенкеры, изготовляемые из специальных инструментальных сталей.
Для работы пневматического инструмента используется сжатый воздух, вырабатываемый из атмосферного путем сжатия его на компрессорных станциях. Последние обеспечивают одновременную работу большого количества пневматических машин. Сжатый воздух подается к местам потребления по трубопроводам давлением 0,4—0,5 МПа.
Рубка. Начиная рубку, рабочий держит молоток под углом 60° к обрабатываемой поверхности, плотно прижимает к ней рабочий инструмент и включает подачу воздуха. Рубка металла и перемещение молотка вдоль обрабатываемой кромки осуществляются силой его ударов. Прирубку и разделку кромок стыкуемых деталей выполняют за несколько проходов, в зависимости от толщины обрабатываемого металла. В процессе рубки необходимо следить за исправным состоянием зубила, периодически смачивать его водой (окунанием); затупленный или поврежденный инструмент заменять исправным.
Зачистка. К этим работам относятся зачистка от ржавчины и грата соединяемых кромок деталей, поверхности сварных швов при многопроходной сварке, мест установки корпусных конструкций, удаление брызг от сварки, электроприхваток, остатков временных сборочных приспособлений рымов и т. п. За-чистные работы выполняют с помощью пневматических шлифовальных машин.
Сверление, развертывание и зенкование отверстий. Для получения заклепочных соединений отдельные детали корпуса (съемные и накладные листы, ширстрек, палубный стрингер, наклепыши и др.) подвергают сверлению. Детали, подлежащие сверлению, должны быть предварительно размечены, а центры отверстий — накернены. Отверстия могут ^ быть просверлены с применением кондукторов или шаблонов.
В качестве инструмента для сверления отверстий применяют специальные сверла из быстрорежущей или инструментальной углеродистой стали. Отверстия проверяют на радиаль-но-сверлильных станках, имеющих центральную опорную колонку и консоли с суппортом. Поворотная консоль позволяет сверлить листы или профили без перемещения их для наведения сверла на размеченные центры отверстий. Для сверления отверстий на судах применяют пневматические сверлильные машины.
Для клепки листов заклепками с потайными головками их зенкуют, т. е. придают им на некоторой глубине коническую форму с помощью специального инструмента — зенкера.
При заготовке деталей, подлежащих клепке, возможны некоторые погрешности при разметке отверстий под заклепки. Поэтому в цехе эти отверстия сверлят не на полный диаметр, а на диаметр, который на несколько миллиметров меньше указанного в чертеже. После сборки и плотного обжатия соединений болтами на месте производится развертка отверстий до необходимого диаметра под заклепки. Рабочими инструментами служат зенкеры и развертки.
Клепка соединений. Назначение клепки состоит в соединении деталей или конструкций корпуса в одно целое посредством заклепок. Заклепка — это металлический стержень цилиндрической формы со штампованной головкой. Вторая головка заклепки (замыкающая) формируется в процессе клепки. Стержень заклепки, деформируясь, плотно заполняет отверстие, создает прочное соединение. Клепка может быть горячей или холодной.
Горячий способ клепки предусматривает применение предварительно нагретых заклепок. Соединение, подготавливаемое к клепке, должно быть стянуто сборочными болтами, пропущенными через заклепочные отверстия. Расположение болтов и их количество (из расчета один болт на четыре отверстия) должны быть такими, чтобы достигалось плотное обжатие соединяемых деталей.
Заклепки нагревают в переносных горнах или электрических нагревателях до светло-красного каления, т. е. до температуры 1073—1373 °К. Горячую клепку обычно выполняет бригадэ из трех рабочих: клепальщика, подручного и нагревальщика. Нагревальщик, пользуясь клещами, извлекает из горна раскаленную заклепку и передает ее подручному. Подручный вставляет заклепку в отверстие и удерживает ее с помощью поддержки в течение всего процесса клепки. Клепальщик, действуя пневматическим молотком со вставленным плоским бойком, расклепывает выступающий конец заклепки, деформирует ее до плотного заполнения заклепочного отверстия. При остывании стержень заклепки укорачивается, стягивает клепанные элементы и обеспечивает необходимую прочность. Схема процесса клепки показана на рис. 94.
Рис. 94. Схема технологического процесса ручной пневматической клепки: а — развернутое отверстие; б — раззенковка под замыкающую головку; в — подача стержня заклепки в отверстие; г — расклепывание стержня. / — боек клепального молотка; 2 — замыкающая головка заклепки; 3 — склепываемые листы; 4 — закладная головка заклепки; 5 — поддержка.
Для обеспечения непроницаемости клепаных соединений, в особенности при однорядной клепке, выполняется дополнительная операция — чеканка. Назначение чеканки состоит в том, чтобы устранить дефекты клепки, обеспечить полную непроницаемость соединения. В процессе чеканки (рис. 95) часть металла вдоль кромок заклепочного соединения осаживается ударами чекана до плотного соприкосновения его со второй кромкой.
рис. 95. Чеканка клепального соединения.
Пневматические работы, в особенности рубка и клепка, вредны для здоровья работающих. Вследствие сильной вибрации и повышенной шумности они вызывают нарушение кровообращения в кистях рук, злокачественные изменения в костях и суставах, вредно влияет на центральную нервную систему работающего. Поэтому пневматическая рубка повсеместно заменяется тепловой резкой и электровоздушной строжкой, клепка — электрической сваркой. Там, где замену нельзя осуществить, пневматические молотки снабжают виброгасящими устройствами (пружинами, амортизаторами и др.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.