Во время пуска и остановок ГТД лопатки турбин испытывают переменные термические напряжения, связанные с резким ростом градиентов температур по сечению лопатки из-за разной скорости прогрева и охлаждения кромок и центральной части пера лопатки. Опасны быстрые пуски, сопровождающиеся тепловым ударом, которым характерно резкое повышение температуры газа перед турбиной (особенно при открытом антипомпажном клапане, когда основная часть воздуха из компрессора перепускается в атмосферу).
Возникающие при этом термические напряжения вызывают появление термоусталостных трещин в кромках, чаще всего входных, и коробление лопаток. В этом случае возникает большое количество мелких трещин и очагов окалины в противоположность механической усталости, которой характерно появление появление одной трещины. Образование термических трещин снижает термические напряжения, поэтому они не развиваются до полного разрушения лопаток без приложения дополнительных сил, хотя и снижают длительную прочность материала. Рост трещин до полного разрушения и скорость их распространения непосредственно зависят от уровня механической напряжённости и от чувствительности материала к надрезам.
При остановках ГТД с полной нагрузки (экстренных и аварийных), в связи с резким падением температуры газа и поступлением в проточную часть турбин холодного воздуха, происходит резкое неравномерное охлаждение сопловых и рабочих лопаток, дисков и сопровождается «отрицательным» тепловым ударом для элементов и узлов турбин. Одна быстрая остановка ГТД эквивалента по своему воздействию на ГТД десяти нормальных.
Так как пусковые и переходные режимы сказываются на общем сроке службы двигателя, то для них выведены следующие временные эквиваленты режимам нормальной работы при номинальной нагрузке:
- один пуск, 10 часов;
- один быстрый подъём нагрузки до полной (с холостого хода после прогрева за 5 - 7 мин), 10 часов;
- одна экстренная остановка, 75- 100 часов.
Возникающие при этом термические напряжения вызывают появление термоусталостных трещин в кромках, чаще всего входных, и коробление лопаток. В этом случае возникает большое количество мелких трещин и очагов окалины в противоположность механической усталости, которой характерно появление появление одной трещины. Образование термических трещин снижает термические напряжения, поэтому они не развиваются до полного разрушения лопаток без приложения дополнительных сил, хотя и снижают длительную прочность материала. Рост трещин до полного разрушения и скорость их распространения непосредственно зависят от уровня механической напряжённости и от чувствительности материала к надрезам.
При остановках ГТД с полной нагрузки (экстренных и аварийных), в связи с резким падением температуры газа и поступлением в проточную часть турбин холодного воздуха, происходит резкое неравномерное охлаждение сопловых и рабочих лопаток, дисков и сопровождается «отрицательным» тепловым ударом для элементов и узлов турбин. Одна быстрая остановка ГТД эквивалента по своему воздействию на ГТД десяти нормальных.
Так как пусковые и переходные режимы сказываются на общем сроке службы двигателя, то для них выведены следующие временные эквиваленты режимам нормальной работы при номинальной нагрузке:
- один пуск, 10 часов;
- один быстрый подъём нагрузки до полной (с холостого хода после прогрева за 5 - 7 мин), 10 часов;
- одна экстренная остановка, 75- 100 часов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.