Электроприводной возвратно-поступательный (поршневой) насос.

Общие сведения. На судах эксплуатируют электроприводные возвратно-поступательные (поршневые) насосы типа ЭПН, имеющие привод через шестеренный редуктор (перекачка морской воды и нефтепродуктов с температурой до 100 С), и типа ТП — привод через червячный редуктор (перекачка пресной, солёной воды с температурой менее 30 С). У электроприводного возвратно-поступательного насоса поршень совершает в цилиндре возвратно-поступательное движение. Схема электроприводного возвратно-поступательного (поршневого) насоса представлена на рисунке:

1 — шток; 2 — шатун; 3 — коленчатый вал; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — корпус; 7 — нагнетательный клапан; 8 — всасывающий клапан; 9 — рама; 10 — электродвигатель; 11 — редуктор.
Особенность возвратно-поступательного насоса — неравномерность подачи перекачиваемой жидкости. Для уменьшения пульсации жидкости применяют многоцилиндровые насосы, а также воздушно-гидравлические компенсаторы. Этот насос обладает способностью к «сухому» всасыванию, то есть его можно включить в работу и в том случае, когда всасывающий труоо-провод не заполнен водой. Электроприводной насос устанавливают для охлаждения дизелей пресной и забортной водой, подачи льяльной воды в сепаратор льяльных вод.
Пуск электроприводного возвратно-поступательного насоса при закрытых клапанах на нагнетательном трубопроводе запрещается.
После остановки насоса следует закрыть клапаны на всасывающем и нагнетательном трубопроводах.
Насос следует немедленно остановить при возникновении вибрации, сильных стуков и шумов, недопустимого нагрева деталей, резкого падения или повышения давления жидкости в нагнетательном трубопроводе, гидравлических ударов, сильных протечек жидкости наружу и неисправности привода.
Техническое обслуживание включает внешний осмотр насоса и проверку:
- соединения нагнетательных и всасывающих трубопроводов;
- уровень масла в картере и его пополнение (первую замену масла рекомендуется производить после 200 часов работы, а следующие — через каждые 500 часов);
- сальникового уплотнения на плотность (сальник, в случае его неплотности, следует немного подтянуть, при необходимости его следует снабдить новой набивкой; в этом отношении необходимо обратить внимание на то, что применяемая набивка должна соответствовать перекачиваемой жидкости);
- крепление фундаментных болтов;
- центровку насоса с электродвигателем.
Демонтаж. В первую очередь снимают контрольно-измерительные приборы (манометр, мановакуумметр) и сливают масло из кривошипной камеры и коробки передач, демонтируют электродвигатель вместе с плитой. Затем приступают к демонтажу кривошипно-шатунного механизма, нижней крышки, поршня и сальника насоса и клапанной коробки.
Дефектоскопия и ремонт.
К характерным дефектам электроприводных возвратно-поступательных насосов относят изнашивание:
- цилиндровых втулок,
- поршней;
- поршневых колец;
- коленчатого вала;
- клапанов;
- подшипников.
Ремонт цилиндровых втулок выполняют путём их замены или расточки. После их расточки изготавливают новые поршни и кольца на больший диаметр.
При наличии трещин, скручивания и изгиба вала более 0,02 мм его заменяют. Клапаны заменяют на новые, или их протачивают с последующей притиркой.
При изнашивании подшипников скольжения с баббитовой заливкой их перезаливают с последующей механической обработкой и пригонкой их по шейке вала, либо заменяют. Бронзовые и латунные подшипники обычно заменяют, а иногда наплавляют рабочую поверхность тем же материалом, из которого изготовлен подшипник.
Если насос при пуске не подаёт жидкость, то причиной этому могут быть закрытый клапан на всасывающем патрубке, засорение приёмной сетки или грязевой коробки, либо значительные подсосы воздуха. Подача насоса может быть слишком мала от засорения или неисправности клапанов. Нужно вынуть и осмотреть клапаны, очистить их и проверить плотность; неисправные клапаны заменить или отремонтировать.
Стук в цилиндре обычно происходит от наличия в нём посторонних предметов, а стук при перемене направления движения поршня — от ослабления крепления поршня на штоке. Сильный скрип в цилиндре может быть от неправильной затяжки сальников или от недостаточной смазки штоков. Чрезмерный нагрев штоков происходит от слишком сильной затяжки их сальников, недостаточной смазки, или недоброкачественной набивки. Износ поршневых штоков более чем на 0,3 мм недопустим.
Нормы зазоров в гидравлических цилиндрах поршневых насосов, мм:

Зазоры по высоте поршневых колец гидравлических цилиндров, мм:

Зазоры в стыке поршневых колец из неметаллических материалов гидравлических цилиндров, мм:

Зазоры между нажимной втулкой (грундбуксой) и штоком для сальников с мягкой набивкой, мм:

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...