Для испытания элементов корпуса судна на непроницаемость воды и других жидкостей применяют, главным образом, гидравлический и воздушный методы, которые приведены на структурной схеме:
Гидравлический метод.
Налив воды без напора. Для испытания этим методом отсек заполняют водой — если нет штатных патрубков, вваривают патрубок диаметром не менее 25 мм, через который и заливают воду.
Испытания наливом воды при отрицательной температуре наружного воздуха допускаются только подогретой водой до + 10 С. Удалять воду из отсеков вместимостью до 500 м3 после испытаний можно через штатные отверстия или заранее высверленные одно-два отверстия диаметром до 20 мм, расположенные в нижней точке отсека. Для отсеков ёмкостью более 500 м3 диаметр отверстий увеличивают до 80 мм.
Налив воды под давлением. Перед испытанием этим методом все отверстия закрывают пробками, заглушками, крышками и т.д. Затем отсек заполняют водой доверху и ручным гидравлическим насосом повышают давление. При заполнении отсека водой не допускается образования воздушной подушки в верхней части отсека. Для выпуска воздуха делают отверстие диаметром 8-10 мм, а затем заваривают. Время нахождения отсеков под давлением должно быть достаточным для его осмотра, но не менее одного часа.
Полив струёй воды под напором. Этим методом испытывают на водонепроницаемость иллюминаторы, водогазонепроницаемые двери, брызгонепроницаемые крышки и сварные соединения. Выполняют это с помощью брандспойта, у которого диаметр отверстия насадки должен быть не менее 15 мм. Напор воды в шланге должен обеспечивать высоту струи не менее 10 м. Струю воды направляют перпендикулярно поверхности сварочного шва или испытываемого элемента. Расстояние от ствола до испытываемой поверхности должно быть не менее 3 м. По согласованию с инспектором Регистра допускаются испытания при отрицательной температуре наружного воздуха. В этом случае участки конструкции должны быть подогреты до положительной температуры, чтобы обратная сторона поверхности не отпотевала, и вода, при выходе через неплотности, не замерзала.
Керосино-меловой метод. Его применяют для проверки непроницаемости сварочных швов. Для этого с одной стороны сварочный шов покрывают меловым раствором и после его высыхания на обратную поверхность наносят кистью керосин. Время выдержки керосина на поверхности составляет 0,5-2,0 ч в зависимости от толщины листа и расположения сварочного шва. При наличии дефектов в сварочном шве (трещин, непроваров) керосин начнёт просачиваться, и меловая обмазка будет темнеть.
Воздушный метод.
Испытание воздухом под давлением. Перед испытанием отсеков воздухом под давлением необходимо выполнить проверочный расчёт их на прочность по правилам Регистра, исходя из расчётного давления 0,03 МПа. По согласованию с инспектором Регистра допускается уменьшение давления воздуха до 0,02 МПа. Если указанное давление окажется избыточным, то отсек следует испытывать наливом воды.
Перед испытанием отсека воздухом на нём должны быть установлены предохранительный клапан и два манометра. Кроме того, на все сварочные швы необходимо нанести пенообразующий раствор. Результаты испытаний оценивают по падению давления и по образованию пузырьков в пенообразующем растворе. Для цистерн и отсеков, в которых хранятся нефтепродукты, падение давления воздуха не допускается.
При избыточном давлении воздуха 0,02-0,03 МПа в отсеках, через 2 ч выдержки допускается падение давления до 10%.
Помещения испытывают на герметичность давлением воздуха 0,001-0,002 МПа. Через 15 минут выдержки допускается падение давления до 50%. Испытания воздухом под давлением широко применяют на крупнотоннажных судах, в связи с невозможностью обеспечить достаточную прочность стапельных мест и доков при испытании наливом.
Испытание обдувом струёй сжатого воздуха. При испытании элементов корпуса судна обдувом струёй сжатого воздуха на непроницаемость воды на обратную её поверхность наносят пенообразующий раствор. Струю воздуха давлением 0,4-0,5 МПа при помощи шланга, который должен быть снабжён ниппелем диаметром 10-20 мм, направляют перпендикулярно испытываемой поверхности с расстояния не более 100 мм. Конструкция считается непроницаемой при отсутствии воздушных пузырьков в пенообразующем растворе.
Испытание с применением вакуума. Этим методом испытывают сварные соединения переносными вакуум-камерами. Участки, подлежащие проверке, покрывают пенообразующим раствором со стороны установки камеры. Соединение считается непроницаемым, если по всей длине участка в пенообразующем растворе не будет воздушных пузырьков.
Читайте также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.