КОРПУС СУДНА. Техническое обслуживание.

Промысловый флот включает: добывающие, обрабатывающие, транспортные рефрижераторы и вспомогательные суда.
Морской флот — сухогрузные, нефтеналивные, комбинированные (нефтенавалочники, нефтерудовозы), ледокольные, пассажирские и вспомогательные суда.
Корпус судна и его элементы (обшивка, набор и настилы судовых перекрытий) обеспечивают его прочность, жёсткость и непотопляемость.
Из-за воздействия морской воды, атмосферных осадков, повышенной влажности, температурных колебаний, ветра, ударов волн и рабочих нагрузок происходит постепенное ухудшение технического состояния корпуса и его элементов. Этот неизбежный процесс старения заставляет экипаж судна выполнять техническое обслуживание (ТО) судна по плану-графику, которое включает обслуживание корпуса с наружной стороны и изнутри, надстроек и рубки, переборок, набора корпуса, настила второго дна и фундаментов, междудонных цистерн и цистерн вне двойного дна, фальшбортов, ватервейсов и деревянных палуб.

При ТО в первую очередь должны осматриваться элементы корпуса, где возможно появление трещин. Перечень таких элементов приводится в таблицах:



Каждому типу судов присущи так называемые «слабые места».
На сухогрузных судах наиболее «слабыми» местами являются участки горизонтального киля, листы днищевой обшивки, скуловой пояс, участки обшивки и набора поперечных переборок в районе соединения с нижними палубами и вторым дном. Эти дефекты присущи и судам промыслового флота.
На наливных судах «слабыми» местами являются настил верхней палубы, продольный и поперечный наборы, верхние пояса обшивки продольных и поперечных переборок с набором. Внутри грузовых танков, особенно под моечными лючками, расширителями, храповиками грузовой и зачистной магистралей отмечается интенсивная язвенная коррозия листов днища и сварных швов. Интенсивно изнашиваются элементы внутри коффердамов и коффердамные переборки на наливных судах, а также между танками второго дна на сухогрузных судах. Наблюдаются большие износы (через 10-12 лет эксплуатации) элементов форпика и ахтерпика судов, которые практически не имеют противокоррозионной защиты.
ТО корпуса судна с наружной стороны включает его очистку от ржавчины и окрашивание. Особенно уделяют внимание местам под якорными клюзами, шпигатами и забортными отверстиями, где происходит интенсивное изнашивание или повреждение лакокрасочного покрытия. После подъёма якорей необходимо обмыть клюзы водой, не давая засохнуть илу, загрязняющему обшивку.
Внутри корпуса производят промывку и очистку льял и колодцев от остатков грязи.
В ТО надстроек, рубки, переборок, набора корпуса, междудонных цистерн и фальшборта входит удаление с их поверхностей потрескавшейся краски, ржавчины, грязи и окрашивание, контроль за исправным состоянием дверей и их уплотнением.
В ТО настила второго дна и фундаментов входит проверка состояния шпилек и гаек крышек горловин, установленных на настиле второго дна; при поломке их надо заменить. Резьбу шпилек и материал прокладок окрашивать запрещается, а повреждённые прокладки необходимо заменить.
Деревянный палубный настил следует всегда поддерживать в состоянии полной водонепроницаемости. Появление на деревянных досках палубного настила ржавых пятен свидетельствует о его течи в данном месте и коррозии металлических деталей под ним. Такой участок необходимо ремонтировать.
Для ремонта палубного настила в помещениях камбуза, местах общего пользования, переборок между помещениями, в местах соединения переборок с палубой, около комингсов применяют эпоксидные покрытия, армированные стеклотканью, материал Belzona (двухкомпонентный, полимерный ремонтный материал с высокой химической и термической стойкостью), Devcon и другие материалы, с помощью которых восстанавливают герметичность повреждённых переборок. Устранение пробоин, трещин корпуса судна заключается в их заделке способом бетонирования, деревянными щитами с подушкой или пластырем — как временная вынужденная мера.
Техническое состояние корпуса судна устанавливается в зависимости от: величины износа листов его обшивки и набора, характеристик остаточных деформаций листов обшивки и набора, состояния сварных швов, наличия трещин в элементах корпуса судна.
Оценка технического состояния корпуса судна производится по РД 31.28.30-88 «Методика дефектоскопии корпусов морских транспортных судов». В этом документе приведены нормативы на допускаемые повреждения и даны указания по измерению величины и определению характеристик повреждений, имеющихся в корпусе и его элементах.
Целью контроля технического состояния корпуса судна является определение объёма необходимого технического обслуживания и ремонта элементов корпуса.
Техническому обслуживанию и ремонту подлежат в первую очередь элементы корпуса судна, выход которых из строя лимитирует техническую эксплуатацию промысловых и морских судов.

Читайте также :
Виды дефектов, дефектоскопия корпуса судна.
Сроки контроля и ремонта элементов корпуса судна, методы ремонта.
Докование, доковый ремонт судна.
Испытание элементов корпуса судна на непроницаемость.
Подготовка водяных, топливных и масляных цистерн к ремонту.



1 комментарий:

  1. Спасибо за статью. Еще информация на тему судоремонта http://diving-ms.com.ua/ru/services/afloat-repair

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...