Промысловый флот включает: добывающие, обрабатывающие,
транспортные рефрижераторы и вспомогательные суда.
Морской флот — сухогрузные, нефтеналивные, комбинированные
(нефтенавалочники, нефтерудовозы), ледокольные, пассажирские и вспомогательные
суда.
Корпус судна и его элементы (обшивка, набор и настилы
судовых перекрытий) обеспечивают его прочность, жёсткость и непотопляемость.
Из-за воздействия морской воды, атмосферных осадков,
повышенной влажности, температурных колебаний, ветра, ударов волн и рабочих нагрузок
происходит постепенное ухудшение технического состояния корпуса и его
элементов. Этот неизбежный процесс старения заставляет экипаж судна выполнять
техническое обслуживание (ТО) судна по плану-графику, которое включает
обслуживание корпуса с наружной стороны и изнутри, надстроек и рубки,
переборок, набора корпуса, настила второго дна и фундаментов, междудонных
цистерн и цистерн вне двойного дна, фальшбортов, ватервейсов и деревянных
палуб.
При ТО в первую очередь должны осматриваться элементы
корпуса, где возможно появление трещин. Перечень таких элементов приводится в
таблицах:
Каждому типу судов присущи так называемые «слабые места».
На сухогрузных судах наиболее «слабыми» местами являются
участки горизонтального киля, листы днищевой обшивки, скуловой пояс, участки
обшивки и набора поперечных переборок в районе соединения с нижними палубами и
вторым дном. Эти дефекты присущи и судам промыслового флота.
На наливных судах «слабыми» местами являются настил верхней
палубы, продольный и поперечный наборы, верхние пояса обшивки продольных и
поперечных переборок с набором. Внутри грузовых танков, особенно под моечными
лючками, расширителями, храповиками грузовой и зачистной магистралей отмечается
интенсивная язвенная коррозия листов днища и сварных швов. Интенсивно
изнашиваются элементы внутри коффердамов и коффердамные переборки на наливных
судах, а также между танками второго дна на сухогрузных судах. Наблюдаются
большие износы (через 10-12 лет эксплуатации) элементов форпика и ахтерпика
судов, которые практически не имеют противокоррозионной защиты.
ТО корпуса судна с наружной стороны включает его очистку от
ржавчины и окрашивание. Особенно уделяют внимание местам под якорными клюзами,
шпигатами и забортными отверстиями, где происходит интенсивное изнашивание или
повреждение лакокрасочного покрытия. После подъёма якорей необходимо обмыть
клюзы водой, не давая засохнуть илу, загрязняющему обшивку.
Внутри корпуса производят промывку и очистку льял и колодцев
от остатков грязи.
В ТО надстроек, рубки, переборок, набора корпуса,
междудонных цистерн и фальшборта входит удаление с их поверхностей
потрескавшейся краски, ржавчины, грязи и окрашивание, контроль за исправным
состоянием дверей и их уплотнением.
В ТО настила второго дна и фундаментов входит проверка
состояния шпилек и гаек крышек горловин, установленных на настиле второго дна;
при поломке их надо заменить. Резьбу шпилек и материал прокладок окрашивать
запрещается, а повреждённые прокладки необходимо заменить.
Деревянный палубный настил следует всегда поддерживать в
состоянии полной водонепроницаемости. Появление на деревянных досках палубного
настила ржавых пятен свидетельствует о его течи в данном месте и коррозии
металлических деталей под ним. Такой участок необходимо ремонтировать.
Для ремонта палубного настила в помещениях камбуза, местах
общего пользования, переборок между помещениями, в местах соединения переборок
с палубой, около комингсов применяют эпоксидные покрытия, армированные стеклотканью,
материал Belzona (двухкомпонентный, полимерный ремонтный материал с высокой
химической и термической стойкостью), Devcon и другие материалы, с помощью
которых восстанавливают герметичность повреждённых переборок. Устранение
пробоин, трещин корпуса судна заключается в их заделке способом бетонирования,
деревянными щитами с подушкой или пластырем — как временная вынужденная мера.
Техническое состояние корпуса судна устанавливается в
зависимости от: величины износа листов его обшивки и набора, характеристик
остаточных деформаций листов обшивки и набора, состояния сварных швов, наличия
трещин в элементах корпуса судна.
Оценка технического состояния корпуса судна производится по
РД 31.28.30-88 «Методика дефектоскопии корпусов морских транспортных судов». В
этом документе приведены нормативы на допускаемые повреждения и даны указания
по измерению величины и определению характеристик повреждений, имеющихся в
корпусе и его элементах.
Целью контроля технического состояния корпуса судна является
определение объёма необходимого технического обслуживания и ремонта элементов
корпуса.
Техническому обслуживанию и ремонту подлежат в первую
очередь элементы корпуса судна, выход которых из строя лимитирует техническую
эксплуатацию промысловых и морских судов.
Читайте также :
Виды дефектов, дефектоскопия корпуса судна.
Сроки контроля и ремонта элементов корпуса судна, методы ремонта.
Докование, доковый ремонт судна.
Испытание элементов корпуса судна на непроницаемость.
Подготовка водяных, топливных и масляных цистерн к ремонту.
Читайте также :
Виды дефектов, дефектоскопия корпуса судна.
Сроки контроля и ремонта элементов корпуса судна, методы ремонта.
Докование, доковый ремонт судна.
Испытание элементов корпуса судна на непроницаемость.
Подготовка водяных, топливных и масляных цистерн к ремонту.
Спасибо за статью. Еще информация на тему судоремонта http://diving-ms.com.ua/ru/services/afloat-repair
ОтветитьУдалить