Дефекты корпуса, возникающие в процессе эксплуатации судна, можно условно разделить на четыре вида:
Коррозионно-механическое изнашивание обшивки корпуса судна (общее, местное утонение и механическое истирание) является основным видом дефектов.
Остаточные деформации в виде вмятин, гофр и бухтин возникают под действием больших нагрузок.
Вмятины — это остаточные прогибы обшивки и настилов совместно с подкрепляющим их набором.
Гофры — это остаточные прогибы обшивки между шпангоутами в виде синусоиды.
Бухтины — это остаточные прогибы ограниченных участков обшивки корпуса судна и настилов между двумя смежными балками набора.
К нарушениям целостности элементов корпуса судна относят трещины, разрывы и пробоины.
К прочим дефектам относят: обрастание корпуса, разрушение окраски и протекторной защиты.
Дефектоскопию корпуса выполняют визуально осмотром и с помощью метода измерений. При визуальном осмотре технолог, мастер и представитель судовой администрации осматривают судно и фиксируют изнашивание и повреждения листов наружной обшивки борта, палуб, набора в трюмах, палубы надстроек, палубы жилых помещений и других элементов судна. Изнашивание корпуса визуально определить невозможно — для этого применяют ультразвуковые приборы — толщиномеры УТ-93П (Молдова), а также зарубежные ДМ-1, ДМ-2, ДМ-3 (Германия), UTM-100, UTM-101 (Япония) и др.
Чтобы измерить толщину листа необходимо на нём зачистить участок диаметром 10-15 мм под датчик прибора.
По требованию Российского морского Регистра судоходства толщину изношенного листа измеряют в пяти точках, которые равномерно распределены по площади листа. Для судов старше 30 лет лист измеряют в семи точках.
Среднюю толщину листа определяют как среднее арифметическое значений измерений.
Остаточный процент изнашивания толщины листа определяют по формуле:
Допустимое изнашивание корпуса судна не должно превышать 20-30% номинальной толщины, а некоторых элементов корпуса (платформ, нижних палуб) допускается до 40-50% номинальной толщины.
Размер глубины вмятины у обшивки корпуса судна определяют с помощью шаблона и линейки, которыми измеряют глубину (стрелу) прогиба. Применяют и лазерные светодальномеры, с помощью которых определяют отклонение поверхности обшивки корпуса от его обводов.
Читайте также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.