Топливный насос высокого давления (ТНВД) предназначен для подачи определённой дозы топлива через форсунку в цилиндр дизеля.
В процессе работы плунжерные пары, клапаны, пружины и привод ТНВД подвергаются нормальному физическому изнашиванию. В результате нарушается равномерная подача топлива по цилиндрам, снижается производительность насоса и давление подаваемого топлива, изменяется первоначально установленный угол опережения.
При осмотре ТНВД проверить и отрегулировать его в следующей последовательности:
- герметичность (плотность);
- проверка величины зазора между роликом привода ТНВД и рабочей частью кулачка;
- проверка нулевой подачи топлива ТНВД;
- момент начала и конца подачи топлива;
- равномерность подачи топлива по цилиндрам.
К основным дефектам ТНВД относят: заклинивание, риски, прихватывание и зависание, изнашивание плунжерной пары, натиры на плунжере, коррозию рабочих поверхностей плунжерных пар, появление раковин на поверхностях плунжера около отсечных кромок, трещины в корпусе насоса, неплотность клапанов.
Проверку и регулировку топливного насоса проводят как на остановленном, так и на работающем дизеле. Регулировку его осуществляют в зависимости от типа насоса по началу (НП) или концу (КП) подачи топлива. Основные параметры ТНВД дизелей приведены в таблице:
Основные параметры дизелей и ТНВД
Проверку герметичности (плотности) ТНВД проводят опрессов-кой его топливом при снятых форсуночных трубках.
Насос прокачивают вручную до полного удаления из него воздуха. Затем на него устанавливают манометр и создают в насосе рабочее давление топлива 20-40 МПа, которое поддерживают постоянным нажатием на рычаг ручной подачи топлива. Если ТНВД сохраняет указанное давление в течение 15-20 с новыми плунжерными парами и 5-7 с находящимися в эксплуатации, то герметичность считается удовлетворительной. При неудовлетворительной герметичности насоса в целом проверяют плотность сопрягаемых поверхностей плунжерных пар, нагнетательных клапанов и их гнёзд, посадки втулки в корпус насоса.
Проверив герметичность насоса, определяют пластинами щупа величину зазора между роликом привода ТНВД и рабочей частью кулачка.
Рис. 6.37. Проверка зазора (S) между роликом и рабочей частью кулачка пластиной щупа:
1 — распределительный вал;2 — кулачок; 3 — ролик; 4 — ось ролика толкателя; 5 — толкатель плунжера; 6 — корпус дизеля; 7 — контргайка регулировочного болта; 8 — регулировочный болт; 9 — фланец корпуса топливного насоса; 10 — контрольная риска на корпусе насоса, соответствующая началу подачи топлива; 11 — контрольная риска на направляющей гильзе плунжера; 12 — корпус топливного насоса.
Для этого коленчатый вал вращают до момента, когда рабочая часть кулачка (топливной шайбы) будет направлена вверх, рычагом поднимают толкатель плунжера до упора и измеряют зазор. Величина зазора, согласно инструкции по эксплуатации дизеля, обычно равна 0,15-0,5 мм. Зазор регулируют при помощи регулировочного винта, заворачивая или выворачивая его из толкателя. После установки зазора регулировочный винт обязательно стопорят контргайкой и снова проверяют зазор, величина которого может измениться от затягивания контргайки.
Отсутствие зазора приводит к повреждению профиля рабочей части кулачка, ролика и ТНВД.
После проверки и установки зазоров между роликом толкателя ТНВД и кулачком проверяют нулевую подачу топлива ТНВД.
Нулевой подачей топлива ТНВД называют такое положение плунжерной пары, при котором насос не должен подавать топливо в форсунку.
Цель проверки и регулирования топливного насоса на нулевую подачу — получить одновременное выключение всех насосов при остановке дизеля. Для этого рукоятку пуска дизеля устанавливают в положение «стоп», поворачивают коленчатый вал и, устанавливая поочерёдно топливные кулачки рабочей частью вниз, отсоединяют нагнетательный трубопровод оттопливного насоса. ТНВД прокачивают топливом, используя рычаг ручной прокачки. При правильной регулировке нулевой подачи топливо не должно вытекать из насоса.
Регулировка нулевой подачи топлива зависит от конструкции насоса. Например, у дизелей с топливными насосами золотникового типа, у которых регулирование по концу подачи топлива, установка нулевого положения производится разворотом плунжера путём перемещения сухарика насоса на топливной рейке в корму или в нос. При таком повороте плунжера перепускной клапан в нулевом положении совпадает с впускным отверстием втулки плунжера, и происходит перепуск топлива в приёмный трубопровод.
Проверку момента начала и конца подачи топлива (угла опережения) у ТНВД с золотниковым распределением и в других топливных насосах с регулировкой конца подачи выполняют при помощи стеклянной капиллярной трубки диаметром 1,0-1,5 мм, установленной при помощи накидной гайки на насос.
Топливную рейку устанавливают на полную подачу топлива. Затем, вращая коленчатый вал, фиксируют момент страгивания мениска топлива в трубке, что соответствует началу подачи топлива в цилиндр. От этого момента до положения поршня в ВМТ данного цилиндра по маховику определяют дугу в градусах. Таким образом,определяют за сколько градусов до ВМТ происходит подача топлива в цилиндр, или угол опережения подачи топлива.
Угол опережения подачи топлива регулируют поворотом топливного кулачка на распределительном валу. Подрегулировку производят путём изменения длины регулировочного винта ТНВД золотникового типа.
Регулировку ТНВД на равномерность подачи топлива по цилиндрам выполняют после того, как будет проверена герметичность насоса и отрегулированы моменты начала (конца) подачи.
Проверку равномерности подачи топлива по цилиндрам выполняют в следующем порядке. Форсунки устанавливают распылителями вниз и к ним подставляют мерные стаканы вместимостью 100-200 см3 (пустые стаканы взвешивают). Затем производят 10-15 полных подач топлива насосом при помощи рычага ручной прокачки и определяют массу подачи топлива насосом за один ход. Процент неравномерности подачи топлива определяют по формуле:
где А и Б — наибольшее и наименьшее количество топлива, поданное одним из насосов. Неравномерность подачи топлива не должна превышать 6%.
В процессе работы плунжерные пары, клапаны, пружины и привод ТНВД подвергаются нормальному физическому изнашиванию. В результате нарушается равномерная подача топлива по цилиндрам, снижается производительность насоса и давление подаваемого топлива, изменяется первоначально установленный угол опережения.
При осмотре ТНВД проверить и отрегулировать его в следующей последовательности:
- герметичность (плотность);
- проверка величины зазора между роликом привода ТНВД и рабочей частью кулачка;
- проверка нулевой подачи топлива ТНВД;
- момент начала и конца подачи топлива;
- равномерность подачи топлива по цилиндрам.
К основным дефектам ТНВД относят: заклинивание, риски, прихватывание и зависание, изнашивание плунжерной пары, натиры на плунжере, коррозию рабочих поверхностей плунжерных пар, появление раковин на поверхностях плунжера около отсечных кромок, трещины в корпусе насоса, неплотность клапанов.
Проверку и регулировку топливного насоса проводят как на остановленном, так и на работающем дизеле. Регулировку его осуществляют в зависимости от типа насоса по началу (НП) или концу (КП) подачи топлива. Основные параметры ТНВД дизелей приведены в таблице:
Основные параметры дизелей и ТНВД
Проверку герметичности (плотности) ТНВД проводят опрессов-кой его топливом при снятых форсуночных трубках.
Насос прокачивают вручную до полного удаления из него воздуха. Затем на него устанавливают манометр и создают в насосе рабочее давление топлива 20-40 МПа, которое поддерживают постоянным нажатием на рычаг ручной подачи топлива. Если ТНВД сохраняет указанное давление в течение 15-20 с новыми плунжерными парами и 5-7 с находящимися в эксплуатации, то герметичность считается удовлетворительной. При неудовлетворительной герметичности насоса в целом проверяют плотность сопрягаемых поверхностей плунжерных пар, нагнетательных клапанов и их гнёзд, посадки втулки в корпус насоса.
Проверив герметичность насоса, определяют пластинами щупа величину зазора между роликом привода ТНВД и рабочей частью кулачка.
Рис. 6.37. Проверка зазора (S) между роликом и рабочей частью кулачка пластиной щупа:
1 — распределительный вал;2 — кулачок; 3 — ролик; 4 — ось ролика толкателя; 5 — толкатель плунжера; 6 — корпус дизеля; 7 — контргайка регулировочного болта; 8 — регулировочный болт; 9 — фланец корпуса топливного насоса; 10 — контрольная риска на корпусе насоса, соответствующая началу подачи топлива; 11 — контрольная риска на направляющей гильзе плунжера; 12 — корпус топливного насоса.
Для этого коленчатый вал вращают до момента, когда рабочая часть кулачка (топливной шайбы) будет направлена вверх, рычагом поднимают толкатель плунжера до упора и измеряют зазор. Величина зазора, согласно инструкции по эксплуатации дизеля, обычно равна 0,15-0,5 мм. Зазор регулируют при помощи регулировочного винта, заворачивая или выворачивая его из толкателя. После установки зазора регулировочный винт обязательно стопорят контргайкой и снова проверяют зазор, величина которого может измениться от затягивания контргайки.
Отсутствие зазора приводит к повреждению профиля рабочей части кулачка, ролика и ТНВД.
После проверки и установки зазоров между роликом толкателя ТНВД и кулачком проверяют нулевую подачу топлива ТНВД.
Нулевой подачей топлива ТНВД называют такое положение плунжерной пары, при котором насос не должен подавать топливо в форсунку.
Цель проверки и регулирования топливного насоса на нулевую подачу — получить одновременное выключение всех насосов при остановке дизеля. Для этого рукоятку пуска дизеля устанавливают в положение «стоп», поворачивают коленчатый вал и, устанавливая поочерёдно топливные кулачки рабочей частью вниз, отсоединяют нагнетательный трубопровод оттопливного насоса. ТНВД прокачивают топливом, используя рычаг ручной прокачки. При правильной регулировке нулевой подачи топливо не должно вытекать из насоса.
Регулировка нулевой подачи топлива зависит от конструкции насоса. Например, у дизелей с топливными насосами золотникового типа, у которых регулирование по концу подачи топлива, установка нулевого положения производится разворотом плунжера путём перемещения сухарика насоса на топливной рейке в корму или в нос. При таком повороте плунжера перепускной клапан в нулевом положении совпадает с впускным отверстием втулки плунжера, и происходит перепуск топлива в приёмный трубопровод.
Проверку момента начала и конца подачи топлива (угла опережения) у ТНВД с золотниковым распределением и в других топливных насосах с регулировкой конца подачи выполняют при помощи стеклянной капиллярной трубки диаметром 1,0-1,5 мм, установленной при помощи накидной гайки на насос.
Топливную рейку устанавливают на полную подачу топлива. Затем, вращая коленчатый вал, фиксируют момент страгивания мениска топлива в трубке, что соответствует началу подачи топлива в цилиндр. От этого момента до положения поршня в ВМТ данного цилиндра по маховику определяют дугу в градусах. Таким образом,определяют за сколько градусов до ВМТ происходит подача топлива в цилиндр, или угол опережения подачи топлива.
Угол опережения подачи топлива регулируют поворотом топливного кулачка на распределительном валу. Подрегулировку производят путём изменения длины регулировочного винта ТНВД золотникового типа.
Регулировку ТНВД на равномерность подачи топлива по цилиндрам выполняют после того, как будет проверена герметичность насоса и отрегулированы моменты начала (конца) подачи.
Проверку равномерности подачи топлива по цилиндрам выполняют в следующем порядке. Форсунки устанавливают распылителями вниз и к ним подставляют мерные стаканы вместимостью 100-200 см3 (пустые стаканы взвешивают). Затем производят 10-15 полных подач топлива насосом при помощи рычага ручной прокачки и определяют массу подачи топлива насосом за один ход. Процент неравномерности подачи топлива определяют по формуле:
где А и Б — наибольшее и наименьшее количество топлива, поданное одним из насосов. Неравномерность подачи топлива не должна превышать 6%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.