Всасывающий и выпускной клапаны являются элементами механизма газораспределения дизеля. Клапаны служат для наполнения свежим зарядом воздуха цилиндры дизеля и выпуска из них продуктов сгорания. Клапаны работают в зоне высоких температур и подвергаются ударным нагрузкам, эрозии и газовой коррозии.
Основным критерием работоспособности клапанов является состояние посадочных поверхностей тарелки и сёдла клапана, обеспечивающих его плотность. При хорошем или удовлетворительном состоянии клапан герметичен, при неудовлетворительном — пропускает воздух или газы в закрытом состоянии.
Признаком неисправного состояния клапана, для которого характерно пропускание газов, является повышение температуры выпускных газов при одновременном снижении максимального давления сгорания и давления сжатия в рабочем цилиндре. В случае неисправности всасывающего клапана наблюдается повышение температуры всасывающего патрубка цилиндровой крышки на 5-8 С по сравнению с другими цилиндрами, что можно проконтролировать с помощью контактного цифрового термометра ТТЦ-1-01. На остановленном дизеле плотность клапанов проверяют с помощью пневмоиндикатора ПИ-1 (ПИ-Ц), от которых зависит плотность камеры сгорания цилиндра дизеля (РД 31.20.30-87), или с помощью сжатого воздуха, подаваемого по шлангу через индикаторный кран при закрытых клапанах.
Осмотр клапанов и газоходов можно выполнить с помощью жёсткого или гибкого эндоскопа через форсуночное отверстие в цилиндровой крышке. Эту работу желательно совмещать с заменой форсунки, а также при повышении температуры выпускных газов при одновременном снижении максимального давления сгорания и сжатия в цилиндровой втулке.
Если плотность сопрягаемых поверхностей клапанов нарушена, воздух будет выходить в приёмные или выпускные патрубки. В период технического обслуживания контроль и восстановление плотности сопрягаемых поверхностей клапанов дизеля производят на снятых крышках цилиндров и демонтированных клапанах.
Клапаны у тронковых дизелей демонтируют при помощи различных приспособлений.
Разборка клапана специальной планкой:
1 — корпус клапана; 2 — втулка клапана; 3 — клапан; 4 — стопорные полукольца; 5 — пружина; 6 — тарелка пружины; 7 — специальная планка; 8 -— шпилька.
Разборка клапана приспособлением:
1 — крышка цилиндра; 2 — клапан; 3 — пружина; 4 — тарелка пружины; 5 — скоба; 6 — стопорные полукольца; 7 — специальная планка.
Специальной планкой сжимают пружину клапана и удаляют стопорные полукольца («сухари»), затем планку убирают, снимают тарелку, пружину и демонтируют клапан.
На некоторых тронковых и крейцкопфных дизелях с прямоточно-клапанной продувкой клапаны имеют отдельный корпус. Такой клапан демонтируют вместе с его корпусом при помощи специальных приспособлений.
Контроль за состоянием сопрягаемых поверхностей тарелки клапана и его седла выполняют визуально. Появление на этих поверхностях наклёпов, раковин, рисок и отсутствие сплошного пояска свидетельствуют о необходимости их ремонта. Поверхность тарелки клапана протачиванием на станке, а дефекты на седле устраняют при помощи зенкера (шарошки). В судовых условиях наклёп, раковины и риски можно устранить с помощью наждачного полотна (крупной и средней зернистости). Для этого, с учётом размера седла клапана, отрезают кусок наждачного полотна (обычно квадратной формы). В середине этого куска делают отверстие под шток клапана. Полотно одевают на клапан абразивной стороной к седлу клапана, либо к сопрягаемому поясу тарелки клапана. При обработке седла клапана наждачное полотно абразивной стороной прижимают клапаном к седлу и приспособлением проворачивают клапан до устранения дефектов на седле клапана.
После устранения крупных дефектов на сопрягаемых поверхностях тарелки клапана и его седла приступают к их притиранию. При техническом обслуживании дизелей притирание выполняют вручную, с помощью различных приспособлений, представленных на рисунках:
Схема измерения зазоров между втулкой и штоком клапана:
1 — шток клапана; 2 — втулка; 3 — крышка цилиндра.
Ручной способ притирки:
1 — вороток; 2 — тарелка клапана; 3 — крышка цилиндра;4 — шток клапана; 5 — направляющая втулка; 6 — пружина.
Процесс притирки заключается в придании клапану возвратно-вращательного движения с приподниманием и последующим поворотом его по окружности (примерно на 1/4 оборота в каждую сторону). При вращении в одну сторону клапан надо прижимать, а при обратном вращении — слегка приподнимать над седлом. После нескольких поворотов клапан поднимают и поворачивают на 1/4 оборота, переставляя вороток, и продолжают притирание. По мере растирания притирочной пасты на поверхность дополнительно наносят небольшое её количество (не допуская появления сухих пятен на сопрягаемых поверхностях).
Не следует во время притирания поворачивать клапан на полный оборот, не поднимая над гнездом, так как от этого могут образоваться кольцевые риски.
Притирочным материалом служат порошки карборунда и наждака, размельчённые и смешанные с машинным маслом, или алмазные пасты.
Грубое притирание выполняют крупнозернистым порошком. Окончательное-притирание производят наждачным порошком и алмазной пастой.Притирание клапана продолжают до появления на сопрягаемых поверхностях клапана и седла ровных матовых поясков шириной 2-5 мм по всей окружности, в зависимости от диаметра клапана.
Пружины клапанов заменяют в случае их поломок или деформации.
Трещины, коррозионные разрушения на корпусе клапана устраняют с помощью газовой сварки и наплавки. Изнашивание рабочих поверхностей тарелки и гнезда клапана устраняют при помощи наплавки на эти поверхности твёрдый сплав стеллит. Наплавку ведут на постоянном токе. Детали предварительно подогревают до температуры 650-700 С. Изнашивание штоков клапанов устраняют проточкой и шлифованием.
После притирания и сборки клапанов выполняют обкатку дизеля. В процессе обкатки дизеля следят за температурой выпускных газов и за давлением сжатия и сгорания в цилиндрах.
Основным критерием работоспособности клапанов является состояние посадочных поверхностей тарелки и сёдла клапана, обеспечивающих его плотность. При хорошем или удовлетворительном состоянии клапан герметичен, при неудовлетворительном — пропускает воздух или газы в закрытом состоянии.
Признаком неисправного состояния клапана, для которого характерно пропускание газов, является повышение температуры выпускных газов при одновременном снижении максимального давления сгорания и давления сжатия в рабочем цилиндре. В случае неисправности всасывающего клапана наблюдается повышение температуры всасывающего патрубка цилиндровой крышки на 5-8 С по сравнению с другими цилиндрами, что можно проконтролировать с помощью контактного цифрового термометра ТТЦ-1-01. На остановленном дизеле плотность клапанов проверяют с помощью пневмоиндикатора ПИ-1 (ПИ-Ц), от которых зависит плотность камеры сгорания цилиндра дизеля (РД 31.20.30-87), или с помощью сжатого воздуха, подаваемого по шлангу через индикаторный кран при закрытых клапанах.
Осмотр клапанов и газоходов можно выполнить с помощью жёсткого или гибкого эндоскопа через форсуночное отверстие в цилиндровой крышке. Эту работу желательно совмещать с заменой форсунки, а также при повышении температуры выпускных газов при одновременном снижении максимального давления сгорания и сжатия в цилиндровой втулке.
Если плотность сопрягаемых поверхностей клапанов нарушена, воздух будет выходить в приёмные или выпускные патрубки. В период технического обслуживания контроль и восстановление плотности сопрягаемых поверхностей клапанов дизеля производят на снятых крышках цилиндров и демонтированных клапанах.
Клапаны у тронковых дизелей демонтируют при помощи различных приспособлений.
Разборка клапана специальной планкой:
1 — корпус клапана; 2 — втулка клапана; 3 — клапан; 4 — стопорные полукольца; 5 — пружина; 6 — тарелка пружины; 7 — специальная планка; 8 -— шпилька.
Разборка клапана приспособлением:
1 — крышка цилиндра; 2 — клапан; 3 — пружина; 4 — тарелка пружины; 5 — скоба; 6 — стопорные полукольца; 7 — специальная планка.
Специальной планкой сжимают пружину клапана и удаляют стопорные полукольца («сухари»), затем планку убирают, снимают тарелку, пружину и демонтируют клапан.
На некоторых тронковых и крейцкопфных дизелях с прямоточно-клапанной продувкой клапаны имеют отдельный корпус. Такой клапан демонтируют вместе с его корпусом при помощи специальных приспособлений.
Контроль за состоянием сопрягаемых поверхностей тарелки клапана и его седла выполняют визуально. Появление на этих поверхностях наклёпов, раковин, рисок и отсутствие сплошного пояска свидетельствуют о необходимости их ремонта. Поверхность тарелки клапана протачиванием на станке, а дефекты на седле устраняют при помощи зенкера (шарошки). В судовых условиях наклёп, раковины и риски можно устранить с помощью наждачного полотна (крупной и средней зернистости). Для этого, с учётом размера седла клапана, отрезают кусок наждачного полотна (обычно квадратной формы). В середине этого куска делают отверстие под шток клапана. Полотно одевают на клапан абразивной стороной к седлу клапана, либо к сопрягаемому поясу тарелки клапана. При обработке седла клапана наждачное полотно абразивной стороной прижимают клапаном к седлу и приспособлением проворачивают клапан до устранения дефектов на седле клапана.
После устранения крупных дефектов на сопрягаемых поверхностях тарелки клапана и его седла приступают к их притиранию. При техническом обслуживании дизелей притирание выполняют вручную, с помощью различных приспособлений, представленных на рисунках:
Схема измерения зазоров между втулкой и штоком клапана:
1 — шток клапана; 2 — втулка; 3 — крышка цилиндра.
Ручной способ притирки:
1 — вороток; 2 — тарелка клапана; 3 — крышка цилиндра;4 — шток клапана; 5 — направляющая втулка; 6 — пружина.
Процесс притирки заключается в придании клапану возвратно-вращательного движения с приподниманием и последующим поворотом его по окружности (примерно на 1/4 оборота в каждую сторону). При вращении в одну сторону клапан надо прижимать, а при обратном вращении — слегка приподнимать над седлом. После нескольких поворотов клапан поднимают и поворачивают на 1/4 оборота, переставляя вороток, и продолжают притирание. По мере растирания притирочной пасты на поверхность дополнительно наносят небольшое её количество (не допуская появления сухих пятен на сопрягаемых поверхностях).
Не следует во время притирания поворачивать клапан на полный оборот, не поднимая над гнездом, так как от этого могут образоваться кольцевые риски.
Притирочным материалом служат порошки карборунда и наждака, размельчённые и смешанные с машинным маслом, или алмазные пасты.
Грубое притирание выполняют крупнозернистым порошком. Окончательное-притирание производят наждачным порошком и алмазной пастой.Притирание клапана продолжают до появления на сопрягаемых поверхностях клапана и седла ровных матовых поясков шириной 2-5 мм по всей окружности, в зависимости от диаметра клапана.
Пружины клапанов заменяют в случае их поломок или деформации.
Трещины, коррозионные разрушения на корпусе клапана устраняют с помощью газовой сварки и наплавки. Изнашивание рабочих поверхностей тарелки и гнезда клапана устраняют при помощи наплавки на эти поверхности твёрдый сплав стеллит. Наплавку ведут на постоянном токе. Детали предварительно подогревают до температуры 650-700 С. Изнашивание штоков клапанов устраняют проточкой и шлифованием.
После притирания и сборки клапанов выполняют обкатку дизеля. В процессе обкатки дизеля следят за температурой выпускных газов и за давлением сжатия и сгорания в цилиндрах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.