Шатунный болт.

Шатунный болт — одна из наиболее напряжённых и ответственных деталей движения, особенно у четырёхтактных дизелей, в которых шатунные болты испытывают знакопеременную нагрузку, что может привести к их обрыву, особенно у четырёхтактных дизелей. Это объясняется тем, что рабочий цикл у четырёхтактного дизеля осуществляется за четыре хода поршня; один из них насосный (такт всасывания), когда действуют только силы инерции движущихся масс.
Шатунные болты:


а — болт сквозной; б — болт, вворачивающийся в тело шатуна.
В двухтактных дизелях шатунные болты знакопеременную нагрузку не испытывают, так как рабочий цикл осуществляется за два хода поршня, и насосный ход поршня отсутствует. Значит, нет действия сил инерции, растягивающих болт, а газовые силы превосходят действующие силы инерции движущихся масс деталей движения. Для предупреждения обрыва шатунных болтов необходимо:
- при каждом осмотре картера проверять состояние стопоров, шплинтов и затяжку шатунных болтов обстукиванием;
- проверять затяжку болтов с помощью динамометрического ключа через каждые 5-6 тыс. ч. работы дизеля.
Шатунные болты четырёхтактных дизелей заменяют (независимо от их состояния) после наработки ими определённого числа часов, указанных фирмой-изготовителем дизелей. Шатунные болты двухтактных дизелей при отсутствии дефектов могут работать неограниченное время.
При задирах поршней в цилиндровых втулках, перегреве подшипников и работе дизеля вразнос шатунные болты заменяют независимо от их состояния и срока службы.
Для внешнего осмотра болтов используют лупу не менее чем с пятикратным увеличением. С помощью лупы проверяют состояние резьбы и наличие в ней, стержне, галтелях болта забоин, натиров, рисок и трещин.
Шатунные болты, отработавшие 20 тыс. ч., должны быть проверены магнитной дефектоскопией, или другим методом на отсутствие трещин.
У шатунных болтов дизеля контролируют их длину на остаточную деформацию при проведении среднего и капитального ремонтов. Для этого измеряют длину шатунного болта микрометрической скобой.
По результатам измерений определяют величину удлинения каждого болта по формуле:


Предельное удлинение болта принято 0,2% первоначальной его длины, или оно указано в технических условиях на ремонт дизеля в мм.
На поверхности головки болта должно быть клеймо ОТК завода-изготовителя и указана начальная длина болта.
В процессе сборки шатунные болты не должны вываливаться из отверстий головки шатуна или слишком туго в неё входить, допускается применять свинцовый или медный молоток массой 3-5 кг.
Усилие затяжки шатунного болта для динамометрического ключа определяют по формуле:

При замене шатунных болтов необходимо проверить прилегание опорных поверхностей головок и гаек к соответствующим плоскостям гнёзд в шатуне. При хорошем прилегании опорных поверхностей щуп толщиной 0,03-0,04 мм не должен проходить под головку болта и опорную часть гайки.
Для обеспечения плотного прилегания головки и гайки шатунного болта к крышке подшипника следует притереть совместно их сопрягаемые опорные поверхности. Для этой цели рекомендуется использовать тонкий абразивный порошок (с размером зёрен 7-10 мкм). В результате притирки необходимо получить сплошной поясок.
При ТО шатунных подшипников, или их замене, менять шатунные болты местами запрещается.
Если после затяжки шатунного болта отверстие для шплинта не совпадает с прорезями корончатой гайки, её следует повернуть в сторону натяга так, чтобы отверстие совпало с прорезью. Применение шплинтов несоответствующих размеров, бывших в употреблении,или самодельных запрещается. Установка шатунных болтов без паспорта и товарного знака завода-изготовителя запрещается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...