Виды судостроительных чертежей

Судостроительные чертежи, необходимые для постройки и эксплуатации судна, разделяются на чертежи верфи и чертежи судового машиностроения.
По назначению различают проектные, рабочие и эксплуатационно-ремонтные судостроительные чертежи. По содержанию судостроительные чертежи бывают следующих видов:
1. Теоретические чертежи обводов корпуса судна, движителей и других частей судна. Теоретический чертеж судна представляет собой совокупность последовательных ортогональных проекций ряда сечений теоретической поверхности корпуса на три взаимно перпендикулярные плоскости, параллельные основным плоскостям судна — диаметральной, мидель-шпангоута и основной (рис. 1).

Рис. 1. Основные плоскости проекций теоретического чертежа.
1 — диаметральная плоскость; 2 — плоскость мидель-шпангоута; 3 — основная плоскость.

Диаметральная плоскость (ДП)— вертикальная продольная плоскость, проходящая вдоль всего судна посредине его ширины и являющаяся плоскостью его симметрии.
Плоскость мидель-шпангоута w — вертикальная поперечная плоскость, проходящая посредине длины судна.
Основная плоскость (ОП) — горизонтальная, перпендикулярная двум предыдущим плоскостям, совпадающая с нижней кромкой вертикального киля.
При пересечении поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными  основным   плоскостям проекций, образуются линии, характеризующие форму корпуса. Совокупность этих линий и составляет теоретический чертеж судна.
Линии теоретического чертежа, являющиеся следом пересечения наружной поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпингоута, называются теоретическими шпангоутами; параллельными основной плоскости — ватерлиниями; параллельными диаметральной плоскости — батоксами.
Совокупность проекций линий теоретического чертежа на диаметральную плоскость называют «Боком», на основную плоскость — «Полуширотой» и на плоскость мидель-шпангоута— «Корпусом» (рис. 2).


2. Чертежи общего расположения. Они дают представление об общем устройстве судна, его назначении, расположении помещений, размещении механизмов, оборудования и устройств (рис. 3).


3. Конструктивные чертежи корпуса. Это чертежи мидель-шпангоута (рис. 4), схем набора и подкреплений, растяжки наружной обшивки и т. д. В них указывают марки, профиль и размеры материалов, узлы соединений элемента корпуса.

Рис. 4. Конструктивный мидель-шпангоут крупного лихтеровоза.

4. Корпусные схемы. Это схемы непроницаемых отсеков разбивки корпуса на секции и блоки и др.
5. Монтажные схемы и чертежи отдельных конструкций — схемы систем и трубопроводов, монтажные и установочные чертежи, кинематические и электротехнические схемы и др. По этим чертежам изготовляют конструкции, выполняют монтаж механизмов, устройств, труб, электрического кабеля и другие работы.
6. Рабочие чертежи судовых корпусных конструкций — основные документы, по которым изготовляют корпусные конструкции. Рабочие чертежи корпуса судна чаще всего разрабатываются по видам корпусных конструкций: днищу, бортам, оконечностям, переборкам, палубам и т.д .
Каждый сборочный чертеж имеет подробную опись всех деталей, входящих в изображенную на нем конструкцию. Такая опись называется спецификацией и выпускается отдельной брошюрой, имеющей номер чертежа с припиской СП.
На всех чертежах в нижнем правом углу ставится номер, содержащий:
1. Индекс проекта или организации-разработчика.
2. Классификационную характеристику (конструктивную группу). В судостроительных чертежах каждой конструктивной группе присвоен трехзначный номер, в котором первая цифра означает: 1—корпус; 2 — судовые устройства и дельные вещи; 3 — оборудование помещений и палуб; 4 — механизмы и трубопроводы; 5 — судовые системы; 6 — электрооборудование и связь.
3. Порядковый регистрационный номер по классификационной группе. Так, номенклатура групп по разделу «Корпус» имеет номера: 100 — сводные списки документов, общие схемы, альбомы; 101—расчеты; 103 — совмещенные чертежи корпусных конструкций; 108—ведомости заказов поковок и отливок; 111—наружная обшивка, бортовой набор; 112 — днищевой набор, настил второго дна; 117 — штевни, кронштейны, мортиры; 121 — переборки главные поперечные; 123 — переборки второстепенные, выгородки, шахты; 131—палуба верхняя; 132—палуба средняя; 133 — палуба нижняя; 134 — платформы; 135 — палуба бака, юта и пр.; 136 — настилы металлические; 141 — надстройки, рубки, котельные кожухи; 142 — выносные мостики; 143 — мосты и грузовые колонны; 144 — кожухи у дымовых труб; 151—фундаменты под главные двигатели; 152 — фундаменты под вспомогательные двигатели и валопроводы; 161 — цистерны.
Рассмотрим пример обозначения судостроительного чертежа: 1980-112.2-007. Здесь: 1980 —номер проекта; 112 —номер конструктивной группы (днищевой набор корпуса); 2—-номер строительного района; 007 — порядковый номер чертежа в данной конструктивной группе.
4. Шифр документа: СБ — сборочный чертеж; ВО — чертеж общего вида; ГЧ — габаритный чертеж; МЧ—монтажный чертеж; ТЧ — теоретический чертеж; ИЗ — пояснительная записка; ЭЗ — схема электрическая принципиальная и т. д.

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...