Условные обозначения. Для упрощения корпусных чертежей используют условные обозначения. Их можно разделить на буквенные обозначения; условные знаки; условно-упрощенные графические изображения. Условные буквенные обозначения для сокращения наименований в документации приведены в табл. 1.
Таблица 1. Сокращенное обозначение наименований в документации
Условные графические обозначения (знаки и линии) элементов корпусных конструкций (стыков и пазов листов, профилей, секций; основного набора, различных связей, переборок, настилов и т. п.) показаны на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Условные графические обозначения на чертежах корпусных конструкций:
а — стыки и пазы листов, изображаемых в профиль (7 — знак-стрелка; 2 — пример); б — монтажные стыки и пазы секций (3 — короткие штрихи по линии соединения смежных секций; 4 — знак с номером секции; 5 —пример); в — стыки' простых и составных профилей (6 — знак; 7 — стыки видимые; #— стыки невидимые; при наличии обозначений сварки стыков набора или номера позиции стыкуемого набора допускается знак не проставлять); г — накладные листы (9 — штриховка кромок накладных листов; УС —пример); д — обозначение пиллерсов на плане (11 — под палубой окружностью или квадратом, 12 — на палубе зачерненным кружком или квадратом, 13 — на палубе и под палубой окружностью с концентрическим кружком или квадратом с внутренним зачерненным квадратом).
Рис. 6. Линии на чертежах корпусных конструкций; а — штрихпунктирная тонкая линия и б — штриховая тонкая линия (основной набор— шпангоуты, бимсы, стойки, ребра, жесткости); в — штрихпунктирная утолщенная линия с двумя точками и г — штрихпунктирная утолщенная линия (рамные поддерживающие связи — карлингсы, бимсы, шпангоуты, стойки, шельфы, бортовые стрингеры, днищевой набор при отсутствии второго дна); д — сплошная основная линия и е — штриховая утолщенная (прочные и легкие переборки, палубы, платформы, настил и набор второго дна); ж—штрихпунктирная тонкая линия вдоль оси гофров по всей их длине и с нанесением сечения гофра (для вертикальных гофров показывается вид сверху, для горизонтальных — вид слева) из — аналогично ж с дополнительным указанием расстояний от кромок листа до конца гофров; и, к — концы профилей набора (указывают стрелками по линии условного обозначения набора).
Положение теоретических линий для стальных судов. Применение масштабного плана и соответственно исполнение чертежей в небольшом масштабе связано с некоторыми затруднениями при простановке размеров. Для единообразия и учета толщин элементов профилей деталей корпусных конструкций, а также их взаимного положения введены теоретические линии.
Под теоретической линией понимают условную линию, относительно которой определяют положение конструктивных элементов изделия и его составных частей в принятой системе координатных плоскостей (ДП — диаметральная плоскость, плоскость мидель-шпангоута, ОП — основная плоскость). Положение конструктивных элементов судов относительно теоретических линий определено ГОСТ 2.419—68.
Необходимо помнить, что у металлических судов теоретическая линия наружной обшивки находится с внутренней стороны корпуса, а значения толщины листов — снаружи. Толщину листов днищевой части располагают внизу, а бортовой — на борту.
Продольный набор в ДП судна (вертикальный киль, продольные переборки, выгородки и др.) имеет теоретическую линию посередине толщины листа. У остального продольного вертикального и наклонного набора (днищевые и скуловой стрингеры, продольные переборки, карлингсы и др.) теоретические линии располагаются к ДП, а значения толщины листов — к борту.
Второе дно, бортовые стрингеры, платформы и палубы имеют теоретическую линию внизу, а значения толщин их листов проставляется вверху. Теоретическая линия всего поперечного набора (шпангоуты, флоры, поперечные переборки, бимсы и др.) располагается к мидель-шпангоуту, а толщины листов — к оконечностям в нос и в корму от него. Толщина листа мидель-шпангоута проставляется в носу.
Примеры положения элементов корпусных конструкций показаны на рис. 7.
Рис. 7. Положение элементов конструкций судна относительно теоретических линий: а — вертикальный киль, расположенный в диаметральной плоскости, наружная обшивка и настил второго дна; б — продольные ребра жесткости по горизонтальным связям и карлингсы; в — днищевые стрингеры, кильсоны и боковые кили; г — бимсы, шпангоуты, рамные бимсы и рамные шпангоуты; д — флоры; е — стойки переборок; ж— продольные ребра жесткости по вертикальным связям и бортовые стрингеры; з — переборки, стенки выгородок и рубок; и — переборки, стенки выгородок и рубок, расположенные в диаметральной плоскости; к — палубы и платформы, палубные стрингеры; л — фундаментные балки; м — комингсы люков, шахты и барабаны; н — практический шпангоут при совпадении его с миделем; о — гофрированные переборки.
Общие сведения об элементах корпусных конструкций. Корпус судна состоит из наружной обшивки корпуса, настила верхней палубы, продольных и поперечных переборок и балок набора.
Элементы системы набора корпусной конструкции показаны на рис. 8.
Рис. 8. Элементы системы набора корпуса судна.
1 — ширстрек; 2 — обшивка борта; 3 — палубный стрингер; 4 — настил палубы; 5 — бортовой стрингер; 6 — шпангоут; 7 — скуловой стрингер; 3 — скуловой лист; 9 — скуловая кница; 10 — ребро жесткости днищевой обшивки; 11 — ребро жесткости днищевого стрингера; 12 — днищевой стрингер; 13 — обшивка днища; 14 — ребро жесткости вертикального киля; 15— горизонтальный киль; 16 — вертикальный киль; 17 — ребро жесткости флора; 18 — ребро жесткости настила внутреннего дна; 19 — кница пиллерса; 20 — шпангоутная кница; 21 — флор; 22 — настил внутреннего дна; 23 — пиллерс; 24 — карлингс; 25 — промежуточный шпангоут; 26 — ребро жесткости палубы; 28 — рамный бимс; 29 — комингс люка; 30 — бимс; 31^ фальшборт; 32 — планширь; 33 — стрингерный угольник.
Наружную обшивку корпуса выполняют из стальных листов, соединенных между собой при помощи сварки. Листы наружной обшивки обычно располагают длинной стороной вдоль судна. Продольный ряд листов, сваренных между собой по коротким сторонам, образует пояс наружной обшивки. Линии взаимного примыкания поперечных кромок листов называют стыками, а линии примыкания продольных кромок листов или поясов друг к другу — пазами.
Средний пояс днищевой обшивки именуется горизонтальным килем. Пояса, примыкающие к горизонтальному килю, называются шпунтовыми, а пояс, соединяющий днищевую обшивку с бортовой, — скуловым. Пояс в районе конструктивной (грузовой) ватерлинии носит название ледового, верхний пояс бортовой обшивки, соединяющийся с палубой, — ширстрека. Лист палубного настила, соединяющийся с ширстреком, именуется палубным стрингером.
Поперечные балки, подкрепляющие днищевую обшивку, называются флорами, продольные — днищевыми стрингерами, а при отсутствии второго дна — кильсонами. Стрингер, пролегающий по ДП, носит название вертикального киля, а в конструкциях без двойного дна — среднего кильсона. Ближайший к борту лицевой стрингер называется скуловым стрингером или крайним междудонным листом.
Конструкция днища, состоящая из днищевой обшивки и настила второго дна, соединенных между собой стрингерами и флорами, называется двойным дном.
Шпангоуты представляют собой вертикально расположенные балки, подкрепляющие бортовую обшивку. В продольном направлении бортовую обшивку подкрепляют одним или несколькими бортовыми стрингерами, настил палубы — карлингсами или подпалубными балками. Балки поперечного подпалубного набора называются бимсами.
В зависимости от распределения балок набора по длине и ширине судна различают продольную, поперечную и комбинированную системы набора.
Таблица 1. Сокращенное обозначение наименований в документации
Условные графические обозначения (знаки и линии) элементов корпусных конструкций (стыков и пазов листов, профилей, секций; основного набора, различных связей, переборок, настилов и т. п.) показаны на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Условные графические обозначения на чертежах корпусных конструкций:
а — стыки и пазы листов, изображаемых в профиль (7 — знак-стрелка; 2 — пример); б — монтажные стыки и пазы секций (3 — короткие штрихи по линии соединения смежных секций; 4 — знак с номером секции; 5 —пример); в — стыки' простых и составных профилей (6 — знак; 7 — стыки видимые; #— стыки невидимые; при наличии обозначений сварки стыков набора или номера позиции стыкуемого набора допускается знак не проставлять); г — накладные листы (9 — штриховка кромок накладных листов; УС —пример); д — обозначение пиллерсов на плане (11 — под палубой окружностью или квадратом, 12 — на палубе зачерненным кружком или квадратом, 13 — на палубе и под палубой окружностью с концентрическим кружком или квадратом с внутренним зачерненным квадратом).
Рис. 6. Линии на чертежах корпусных конструкций; а — штрихпунктирная тонкая линия и б — штриховая тонкая линия (основной набор— шпангоуты, бимсы, стойки, ребра, жесткости); в — штрихпунктирная утолщенная линия с двумя точками и г — штрихпунктирная утолщенная линия (рамные поддерживающие связи — карлингсы, бимсы, шпангоуты, стойки, шельфы, бортовые стрингеры, днищевой набор при отсутствии второго дна); д — сплошная основная линия и е — штриховая утолщенная (прочные и легкие переборки, палубы, платформы, настил и набор второго дна); ж—штрихпунктирная тонкая линия вдоль оси гофров по всей их длине и с нанесением сечения гофра (для вертикальных гофров показывается вид сверху, для горизонтальных — вид слева) из — аналогично ж с дополнительным указанием расстояний от кромок листа до конца гофров; и, к — концы профилей набора (указывают стрелками по линии условного обозначения набора).
Положение теоретических линий для стальных судов. Применение масштабного плана и соответственно исполнение чертежей в небольшом масштабе связано с некоторыми затруднениями при простановке размеров. Для единообразия и учета толщин элементов профилей деталей корпусных конструкций, а также их взаимного положения введены теоретические линии.
Под теоретической линией понимают условную линию, относительно которой определяют положение конструктивных элементов изделия и его составных частей в принятой системе координатных плоскостей (ДП — диаметральная плоскость, плоскость мидель-шпангоута, ОП — основная плоскость). Положение конструктивных элементов судов относительно теоретических линий определено ГОСТ 2.419—68.
Необходимо помнить, что у металлических судов теоретическая линия наружной обшивки находится с внутренней стороны корпуса, а значения толщины листов — снаружи. Толщину листов днищевой части располагают внизу, а бортовой — на борту.
Продольный набор в ДП судна (вертикальный киль, продольные переборки, выгородки и др.) имеет теоретическую линию посередине толщины листа. У остального продольного вертикального и наклонного набора (днищевые и скуловой стрингеры, продольные переборки, карлингсы и др.) теоретические линии располагаются к ДП, а значения толщины листов — к борту.
Второе дно, бортовые стрингеры, платформы и палубы имеют теоретическую линию внизу, а значения толщин их листов проставляется вверху. Теоретическая линия всего поперечного набора (шпангоуты, флоры, поперечные переборки, бимсы и др.) располагается к мидель-шпангоуту, а толщины листов — к оконечностям в нос и в корму от него. Толщина листа мидель-шпангоута проставляется в носу.
Примеры положения элементов корпусных конструкций показаны на рис. 7.
Рис. 7. Положение элементов конструкций судна относительно теоретических линий: а — вертикальный киль, расположенный в диаметральной плоскости, наружная обшивка и настил второго дна; б — продольные ребра жесткости по горизонтальным связям и карлингсы; в — днищевые стрингеры, кильсоны и боковые кили; г — бимсы, шпангоуты, рамные бимсы и рамные шпангоуты; д — флоры; е — стойки переборок; ж— продольные ребра жесткости по вертикальным связям и бортовые стрингеры; з — переборки, стенки выгородок и рубок; и — переборки, стенки выгородок и рубок, расположенные в диаметральной плоскости; к — палубы и платформы, палубные стрингеры; л — фундаментные балки; м — комингсы люков, шахты и барабаны; н — практический шпангоут при совпадении его с миделем; о — гофрированные переборки.
Общие сведения об элементах корпусных конструкций. Корпус судна состоит из наружной обшивки корпуса, настила верхней палубы, продольных и поперечных переборок и балок набора.
Элементы системы набора корпусной конструкции показаны на рис. 8.
Рис. 8. Элементы системы набора корпуса судна.
1 — ширстрек; 2 — обшивка борта; 3 — палубный стрингер; 4 — настил палубы; 5 — бортовой стрингер; 6 — шпангоут; 7 — скуловой стрингер; 3 — скуловой лист; 9 — скуловая кница; 10 — ребро жесткости днищевой обшивки; 11 — ребро жесткости днищевого стрингера; 12 — днищевой стрингер; 13 — обшивка днища; 14 — ребро жесткости вертикального киля; 15— горизонтальный киль; 16 — вертикальный киль; 17 — ребро жесткости флора; 18 — ребро жесткости настила внутреннего дна; 19 — кница пиллерса; 20 — шпангоутная кница; 21 — флор; 22 — настил внутреннего дна; 23 — пиллерс; 24 — карлингс; 25 — промежуточный шпангоут; 26 — ребро жесткости палубы; 28 — рамный бимс; 29 — комингс люка; 30 — бимс; 31^ фальшборт; 32 — планширь; 33 — стрингерный угольник.
Наружную обшивку корпуса выполняют из стальных листов, соединенных между собой при помощи сварки. Листы наружной обшивки обычно располагают длинной стороной вдоль судна. Продольный ряд листов, сваренных между собой по коротким сторонам, образует пояс наружной обшивки. Линии взаимного примыкания поперечных кромок листов называют стыками, а линии примыкания продольных кромок листов или поясов друг к другу — пазами.
Средний пояс днищевой обшивки именуется горизонтальным килем. Пояса, примыкающие к горизонтальному килю, называются шпунтовыми, а пояс, соединяющий днищевую обшивку с бортовой, — скуловым. Пояс в районе конструктивной (грузовой) ватерлинии носит название ледового, верхний пояс бортовой обшивки, соединяющийся с палубой, — ширстрека. Лист палубного настила, соединяющийся с ширстреком, именуется палубным стрингером.
Поперечные балки, подкрепляющие днищевую обшивку, называются флорами, продольные — днищевыми стрингерами, а при отсутствии второго дна — кильсонами. Стрингер, пролегающий по ДП, носит название вертикального киля, а в конструкциях без двойного дна — среднего кильсона. Ближайший к борту лицевой стрингер называется скуловым стрингером или крайним междудонным листом.
Конструкция днища, состоящая из днищевой обшивки и настила второго дна, соединенных между собой стрингерами и флорами, называется двойным дном.
Шпангоуты представляют собой вертикально расположенные балки, подкрепляющие бортовую обшивку. В продольном направлении бортовую обшивку подкрепляют одним или несколькими бортовыми стрингерами, настил палубы — карлингсами или подпалубными балками. Балки поперечного подпалубного набора называются бимсами.
В зависимости от распределения балок набора по длине и ширине судна различают продольную, поперечную и комбинированную системы набора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.