Вращающаяся часть турбины называется ротором. Роторы делятся на дисковые, барабанные и комбинированные. Они изготавливаются цельноковаными и составными. Цельнокованые применяются в быстроходных и работающих на пару с повышенными параметрами турбинах. Диаметр поковки ротора обычно не превышает 1 м. В активных турбинах роторы, как правило, дисковые.
На рисунке выше показан цельнокованый дисковый ротор активной быстроходной турбины. Внутри ротора имеется отверстие для проверки качества поковки и облегчения ее массы. Ротор имеет пять дисков 11 (ступеней давления) турбины переднего хода и один двухвенечный диск 8 турбины заднего хода. Между турбинами переднего и заднего хода установлено лабиринтовое уплотнение 10. Вершины дисков 8 и 11 имеют пазы для установки рабочих лопаток. На боковых поверхностях дисков сделаны канавки 9 и 12 для уравновешивающих грузов (при балансировке ротора).
На обоих концах вала, ротора (для предотвращения протечек пара из полостей турбин переднего и заднего хода) на шпонках 21 и 14 устанавливаются в нагретом состоянии втулки лабиринтового уплотнения 7 и 13, которые от осевого перемещения стопорятся гайками 6 и 20. Для предотвращения попадания масла в паровую полость и наоборот на валу ротора устанавливаются маслоотбойные и пароотражающие кольца 4 и 15, которые крепятся к нему винтами 5 и 16.
Для обеспечения нормальных осевых зазоров между лопатками турбины на одном конце ротора (при помощи шпонки 22) устанавливается гребень 3 упорного подшипника, который крепится втулкой 23 с вырезом 2 (для пальцевого ключа). Для контроля за положением ротора во время работы на конце вала (при помощи шпонки 24) установлено сигнальное устройство 1, крепящееся гайкой 25. На другом конце вала ротора (с помощью шпонки 17) посажена звездочка 18, крепящаяся гайкой 19.
В реактивных турбинах применяются барабанные роторы. По способу изготовления они могут быть также цельнокованые, полые, составные и сварные.
Роторы судовых паровых турбин могут быть жесткими и гибкими. Жесткие роторы работают с частотой вращения ниже критической не менее чем на 20—30 %, а гибкие — с частотой вращения, в 1,5—2 раза превышающей критическую.
Критической частотой вращения называется такая, при которой наступает резонанс от совпадения частоты вынужденных колебаний ротора с частотой собственных его колебаний. Во время резонанса ротор начинает вибрировать с увеличивающейся амплитудой колебаний, что может привести к его поломке.
В связи с тем, что главные паровые турбины должны надежно работать на различных режимах, их роторы делают жесткими. Роторы турбогенераторов и других вспомогательных механизмов могут быть жесткими и гибкими. В последнем случае при развитии скорости вращения ротора зона критической частоты вращения должна проходиться по возможности быстрее.
На рисунке выше показан цельнокованый дисковый ротор активной быстроходной турбины. Внутри ротора имеется отверстие для проверки качества поковки и облегчения ее массы. Ротор имеет пять дисков 11 (ступеней давления) турбины переднего хода и один двухвенечный диск 8 турбины заднего хода. Между турбинами переднего и заднего хода установлено лабиринтовое уплотнение 10. Вершины дисков 8 и 11 имеют пазы для установки рабочих лопаток. На боковых поверхностях дисков сделаны канавки 9 и 12 для уравновешивающих грузов (при балансировке ротора).
На обоих концах вала, ротора (для предотвращения протечек пара из полостей турбин переднего и заднего хода) на шпонках 21 и 14 устанавливаются в нагретом состоянии втулки лабиринтового уплотнения 7 и 13, которые от осевого перемещения стопорятся гайками 6 и 20. Для предотвращения попадания масла в паровую полость и наоборот на валу ротора устанавливаются маслоотбойные и пароотражающие кольца 4 и 15, которые крепятся к нему винтами 5 и 16.
Для обеспечения нормальных осевых зазоров между лопатками турбины на одном конце ротора (при помощи шпонки 22) устанавливается гребень 3 упорного подшипника, который крепится втулкой 23 с вырезом 2 (для пальцевого ключа). Для контроля за положением ротора во время работы на конце вала (при помощи шпонки 24) установлено сигнальное устройство 1, крепящееся гайкой 25. На другом конце вала ротора (с помощью шпонки 17) посажена звездочка 18, крепящаяся гайкой 19.
В реактивных турбинах применяются барабанные роторы. По способу изготовления они могут быть также цельнокованые, полые, составные и сварные.
Роторы судовых паровых турбин могут быть жесткими и гибкими. Жесткие роторы работают с частотой вращения ниже критической не менее чем на 20—30 %, а гибкие — с частотой вращения, в 1,5—2 раза превышающей критическую.
Критической частотой вращения называется такая, при которой наступает резонанс от совпадения частоты вынужденных колебаний ротора с частотой собственных его колебаний. Во время резонанса ротор начинает вибрировать с увеличивающейся амплитудой колебаний, что может привести к его поломке.
В связи с тем, что главные паровые турбины должны надежно работать на различных режимах, их роторы делают жесткими. Роторы турбогенераторов и других вспомогательных механизмов могут быть жесткими и гибкими. В последнем случае при развитии скорости вращения ротора зона критической частоты вращения должна проходиться по возможности быстрее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.