Длина вытравливаемых ваеров зависит, главным образом, от глубины места траления и нагрузки нижнего конца ваера. По данным ВНИРО, БалтНИРО, ПИНРО, ТИНРО, в настоящее время на рыболовных траулерах освоены глубины до 400—600 м. Данные институтов приведены в таблице 3. В перспективе намечено освоение глубин 750—1000 м. Некоторые суда уже ведут лов на этих глубинах, и он, как показала практика, весьма эффективен.
В. Ф. Овчинников для подсчета длины L ваеров рекомендует пользоваться уточненной формулой, построенной на основе формулы проф. Ф. И. Баранова. Здесь приведена уточненная формула:
где Т — натяжение ваера, кГ; h — глубина места лова, м; q — вес погонного метра ваера, кг; d — диаметр ваера, м; v — скорость траления, м/сек.
Длина вытравленных ваеров, рассчитанная по приведенной выше формуле, зависит, главным образом, от глубины места лова и нагрузки нижнего конца ваера. Основное же влияние на нагрузку нижнего конца оказывает трал с вооружением, сопротивление которого даже для одной и той же скорости траления может меняться в широком диапазоне в зависимости от грунта, величины улова и многих других факторов. Это является основным недостатком приведенного метода определения длины ваеров.
На глубинах меньше 50 м длина ваеров, независимо от глубины, должна быть не менее 250 м, чтобы не снижать горизонтального раскрытия трала из-за увеличения сводящих усилий на ваерах при большом угле между ними.
Опытом установлено, что для правильного движения трала па дну должно быть соблюдено определенное соотношение между длиной ваеров и глубиной места траления. Поэтому в практике для определения длины ваеров чаще всего принимают по опытным данным отношение длины вытравленных ваеров к глубине места лова и, зная глубину места лова, по этому отношению вычисляют длину ваеров. Для небольших глубин (до 50 м) отношение длины вытравленных ваеров к глубине места лова составляет 5—7, а с увеличением глубины траления это отношение значительно уменьшается и составляет для глубины 600 м .при существующей оснастке тралов 2,2—2,4. При глубинах свыше 900—1000 м это отношение стремится к 1,9. Практика показала, что с увеличением скорости траления оно будет расти. Конечно, во всех случаях на барабанах должен оставаться запас ваера для ослабления усилия, действующего на крепление ваера к барабану.
В настоящее время для промысловой работы составлены таблицы рекомендованных длин ваеров при разных глубинах и скоростях траления. Так как конструкция траловых лебедок предусматривает только максимальную длину ваеров, то в таблице 4 приведены рекомендованные длины вытравленных ваеров при работе с тралом, вооруженным для траления на больших глубинах (расчеты сделаны для капронового трала 31,4 м, чертеж № 1605). Эта таблица разработана промыслово-экспериментальной группой Мурманского тралового флота для скоростей траления 2.8 и 3,2 узла. В таблице длина ваеров указана в саженях (сажень — 2 м).
Рыболовные траулеры, в зависимости от мощности, обычно предназначаются для определенных районов и глубин лова.
1. Перспективные суда типов МРТ-Р и РС-200/250 предназначаются для прибрежного лова. В задачу этих судов входит лов рыбы тралом на глубине не свыше 250 м.
2. Для судов типов РС-300, СРТ-300, СРТ-400, СРТ-Р-400 в перспективе предполагается освоение глубин 450—500 м. Это потребует увеличения длины ваеров на их траловых лебедках.
3. Суда типа СРТ-Р-540 серии «Океан» являются перспективными и предназначаются для лова на глубинах до 650 м.
4. Перспективные суда типа АСРТМ серии «Маяк», а также суда типа РТ предназначаются для лова на глубинах до 900 м. Для лова на таких же глубинах предназначаются суда типа РТМ и УРТМ «Тропик».
5. Для судов типа БМРТ районы лова значительно расширяются, и ближайшей перспективой для них является освоение глубин лова до 1000 м.
Исходя из этих соображений, институт «Гипрорыбфлот» рекомендует принимать длины ваеров для определенных типов рыболовных судов в соответствии с намеченными глубинами лова.
Рекомендации «Гипрорыбфлота» представлены в таблице 5.
Рекомендуемые длины ваеров траловых лебедок имеют отношения к глубинам лова в зависимости от принятых глубин траления, равные 3,0; 2,4; 2,46; 2,44 и 2,5. Несколько увеличенные соотношения принимают для более мощных судов, учитывая высокие скорости траления.
В. Ф. Овчинников для подсчета длины L ваеров рекомендует пользоваться уточненной формулой, построенной на основе формулы проф. Ф. И. Баранова. Здесь приведена уточненная формула:
где Т — натяжение ваера, кГ; h — глубина места лова, м; q — вес погонного метра ваера, кг; d — диаметр ваера, м; v — скорость траления, м/сек.
Длина вытравленных ваеров, рассчитанная по приведенной выше формуле, зависит, главным образом, от глубины места лова и нагрузки нижнего конца ваера. Основное же влияние на нагрузку нижнего конца оказывает трал с вооружением, сопротивление которого даже для одной и той же скорости траления может меняться в широком диапазоне в зависимости от грунта, величины улова и многих других факторов. Это является основным недостатком приведенного метода определения длины ваеров.
На глубинах меньше 50 м длина ваеров, независимо от глубины, должна быть не менее 250 м, чтобы не снижать горизонтального раскрытия трала из-за увеличения сводящих усилий на ваерах при большом угле между ними.
Опытом установлено, что для правильного движения трала па дну должно быть соблюдено определенное соотношение между длиной ваеров и глубиной места траления. Поэтому в практике для определения длины ваеров чаще всего принимают по опытным данным отношение длины вытравленных ваеров к глубине места лова и, зная глубину места лова, по этому отношению вычисляют длину ваеров. Для небольших глубин (до 50 м) отношение длины вытравленных ваеров к глубине места лова составляет 5—7, а с увеличением глубины траления это отношение значительно уменьшается и составляет для глубины 600 м .при существующей оснастке тралов 2,2—2,4. При глубинах свыше 900—1000 м это отношение стремится к 1,9. Практика показала, что с увеличением скорости траления оно будет расти. Конечно, во всех случаях на барабанах должен оставаться запас ваера для ослабления усилия, действующего на крепление ваера к барабану.
В настоящее время для промысловой работы составлены таблицы рекомендованных длин ваеров при разных глубинах и скоростях траления. Так как конструкция траловых лебедок предусматривает только максимальную длину ваеров, то в таблице 4 приведены рекомендованные длины вытравленных ваеров при работе с тралом, вооруженным для траления на больших глубинах (расчеты сделаны для капронового трала 31,4 м, чертеж № 1605). Эта таблица разработана промыслово-экспериментальной группой Мурманского тралового флота для скоростей траления 2.8 и 3,2 узла. В таблице длина ваеров указана в саженях (сажень — 2 м).
Рыболовные траулеры, в зависимости от мощности, обычно предназначаются для определенных районов и глубин лова.
1. Перспективные суда типов МРТ-Р и РС-200/250 предназначаются для прибрежного лова. В задачу этих судов входит лов рыбы тралом на глубине не свыше 250 м.
2. Для судов типов РС-300, СРТ-300, СРТ-400, СРТ-Р-400 в перспективе предполагается освоение глубин 450—500 м. Это потребует увеличения длины ваеров на их траловых лебедках.
3. Суда типа СРТ-Р-540 серии «Океан» являются перспективными и предназначаются для лова на глубинах до 650 м.
4. Перспективные суда типа АСРТМ серии «Маяк», а также суда типа РТ предназначаются для лова на глубинах до 900 м. Для лова на таких же глубинах предназначаются суда типа РТМ и УРТМ «Тропик».
5. Для судов типа БМРТ районы лова значительно расширяются, и ближайшей перспективой для них является освоение глубин лова до 1000 м.
Исходя из этих соображений, институт «Гипрорыбфлот» рекомендует принимать длины ваеров для определенных типов рыболовных судов в соответствии с намеченными глубинами лова.
Рекомендации «Гипрорыбфлота» представлены в таблице 5.
Рекомендуемые длины ваеров траловых лебедок имеют отношения к глубинам лова в зависимости от принятых глубин траления, равные 3,0; 2,4; 2,46; 2,44 и 2,5. Несколько увеличенные соотношения принимают для более мощных судов, учитывая высокие скорости траления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.