Для ваеров обычно применяют покрытые смазкой стандартные стальные канаты из оцинкованной проволоки,крестовой свивки с пределом прочности проволок 150—180 кГ/мм2, с органическим сердечником.
Канаты с органическим сердечником более гибки, а крестовая свивка не дает им раскручиваться. Стальные канаты по ГОСТу характеризуются типом, диаметром, маркой и пределом прочности материала, видом свивки, площадью сечения проволок и величиной разрушающей нагрузки.
Для ваеров институт «Гипрорыбфлот» рекомендует принимать канаты по ГОСТу 2688—55 типа ЛК-Р 6 X 19 + 1 о. с. ЛК-Р — это канат с линейным касанием отдельных проволок (ЛК) и разным диаметром проволок (Р). В обозначении структуры каната первое число указывает количество прядей, второе — количество проволок В пряди и третье — количество сердечников (о. с. — органический сердечник). Несколько хуже работают канаты по ГОСТу 3070—55 типа ТК б X 19 + 1 о. с. — канаты с точечным касанием отдельных проволок. Рекомендуется использовать канаты с пределом прочности материала проволок 180 кГ/мм2. Это значительно уменьшает диаметр ваера.
Стальные канаты для ваеров рассчитывают на прочность при их работе на вращающихся блоках.
Расчет можно производить по методике, предложенной А. И. Колчиным, или любой другой.
Согласно произведенным расчетам на прочность и срок службы канатов для траловых лебедок, институт «Гипрорыбфлот» рекомендует применение диаметров ваеров из каната типа ЛК-Р по ГОСТу 2688—55, приведенных в таблице 12, в зависимости от тяговых усилий траловых лебедок.
Результаты расчета показывают, что при равных условиях работы в канатах типа ЛК-Р допустимое усилие выше примерно на 5 %, а срок службы, измеренный числом повторных перегибов, примерно в два раза больше, чем у канатов типа ТК.
Длительное время ваера изготавливались из каната с точечным касанием проволок в прядях по ГОСТу 3070—55. При работе с тралом часто один из ваеров раскручивался, а другой закручивался.
Для предупреждения этого явления и удлинения сроков эксплуатации ваеров в траловом флоте с 1961 года были внедрены тросы линейного касания.
Вначале ваера делались из троса по ГОСТу 2688—55 с проволоками разного диаметра. Но они были недолговечны, так как более тонкие проволоки нижнего слоя быстро лопались и ваер начинал «ершиться».
Лучше работал трос по ГОСТу 7665—55.
В настоящее время ваера изготовляются из стального троса с линейным касанием проволок в пряди, с проволоками заполнения типа ЛК-3 по ГОСТу 7665—55 и типа ЛК-Р по ГОСТу 2688—55, с проволоками разного диаметра, а также с точечным касанием проволок в пряди типа ТК по ГОСТу 3070—55.
Наиболее хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации ваера и тросы по ГОСТу 7665;—55.
В 1962—1963 гг. в траловом флоте начали испытывать стальной трос диаметром 18 мм по ГОСТу 3066—55 со стальным сердечником.
Вначале он применялся только для изготовления кабелей, и так как срок службы кабелей из этого троса удлинялся в 1,5—2 раза, решили изготовить из него ваера.
Сейчас ваерами из троса со стальным сердечником работает большая группа траулеров бортового траления.
Преимущества этих ваеров в том, что они не поддаются закручиванию-раскручиванию и длина их практически не меняется.
Кроме того, из-за меньшего сопротивления при равном числе оборотов главной машины во время работы с ваерами нового типа скорость траления несколько увеличивается.
Недостатком ваера из троса по ГОСТу 3066—55 является то, что трос слишком жесткий, диаметр отдельных проволок велик (2 мм), проволоки на огоне ваера быстро лопаются. (Во избежание обрыва ваера последние 20 м его ходового конца приходится изготовлять из стального троса с органическим сердечником диаметром 25 мм).
Кроме того, наблюдается более интенсивный износ поверхности ручьев на роликах промыслового вооружения.
Сейчас проводятся испытания ваеров из стального троса диаметром 22,5 мм по ГОСТу 3067—55 с диаметром проволок в прядях 1,5 мм.
Ожидается, что этот трос будет меньше изнашивать ролики и меньше изламываться в огонах, а это, разумеется, удлинит сроки его эксплуатации.
Траулеры кормового траления работают ваерами диаметром 26,5 мм, траулеры бортового траления — ваерами из троса диаметром 25 мм и ваерами из троса со стальным сердечником диаметром 18 мм.
СРТ-Р типа «Океан» имеют ваера из двадцатидвухмиллиметрового троса.
СРТ-300/400 для работы с тралом получают ваера диаметром 18,5 мм.
Вытяжные концы на БМРТ и УРТМ типа «Тропик» изготавливаются из стального троса диаметром. 22-—23,5 мм по тем же ГОСТам, что и ваера.
Основные технические характеристики ваерного троса приведены в таблице 13.
Если пользоваться для ваеров стальным тросом по ГОСТу 7665—55 с пределом прочности материала проволоки при растяжении 180 кГ/смг, диаметры ваеров могут быть приняты согласно таблице 12.
Еще меньшие диаметры ваеров можно принять, применяя трос со стальным сердечником по ГОСТу 3066—55.
Канаты с органическим сердечником более гибки, а крестовая свивка не дает им раскручиваться. Стальные канаты по ГОСТу характеризуются типом, диаметром, маркой и пределом прочности материала, видом свивки, площадью сечения проволок и величиной разрушающей нагрузки.
Для ваеров институт «Гипрорыбфлот» рекомендует принимать канаты по ГОСТу 2688—55 типа ЛК-Р 6 X 19 + 1 о. с. ЛК-Р — это канат с линейным касанием отдельных проволок (ЛК) и разным диаметром проволок (Р). В обозначении структуры каната первое число указывает количество прядей, второе — количество проволок В пряди и третье — количество сердечников (о. с. — органический сердечник). Несколько хуже работают канаты по ГОСТу 3070—55 типа ТК б X 19 + 1 о. с. — канаты с точечным касанием отдельных проволок. Рекомендуется использовать канаты с пределом прочности материала проволок 180 кГ/мм2. Это значительно уменьшает диаметр ваера.
Стальные канаты для ваеров рассчитывают на прочность при их работе на вращающихся блоках.
Расчет можно производить по методике, предложенной А. И. Колчиным, или любой другой.
Согласно произведенным расчетам на прочность и срок службы канатов для траловых лебедок, институт «Гипрорыбфлот» рекомендует применение диаметров ваеров из каната типа ЛК-Р по ГОСТу 2688—55, приведенных в таблице 12, в зависимости от тяговых усилий траловых лебедок.
Результаты расчета показывают, что при равных условиях работы в канатах типа ЛК-Р допустимое усилие выше примерно на 5 %, а срок службы, измеренный числом повторных перегибов, примерно в два раза больше, чем у канатов типа ТК.
Длительное время ваера изготавливались из каната с точечным касанием проволок в прядях по ГОСТу 3070—55. При работе с тралом часто один из ваеров раскручивался, а другой закручивался.
Для предупреждения этого явления и удлинения сроков эксплуатации ваеров в траловом флоте с 1961 года были внедрены тросы линейного касания.
Вначале ваера делались из троса по ГОСТу 2688—55 с проволоками разного диаметра. Но они были недолговечны, так как более тонкие проволоки нижнего слоя быстро лопались и ваер начинал «ершиться».
Лучше работал трос по ГОСТу 7665—55.
В настоящее время ваера изготовляются из стального троса с линейным касанием проволок в пряди, с проволоками заполнения типа ЛК-3 по ГОСТу 7665—55 и типа ЛК-Р по ГОСТу 2688—55, с проволоками разного диаметра, а также с точечным касанием проволок в пряди типа ТК по ГОСТу 3070—55.
Наиболее хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации ваера и тросы по ГОСТу 7665;—55.
В 1962—1963 гг. в траловом флоте начали испытывать стальной трос диаметром 18 мм по ГОСТу 3066—55 со стальным сердечником.
Вначале он применялся только для изготовления кабелей, и так как срок службы кабелей из этого троса удлинялся в 1,5—2 раза, решили изготовить из него ваера.
Сейчас ваерами из троса со стальным сердечником работает большая группа траулеров бортового траления.
Преимущества этих ваеров в том, что они не поддаются закручиванию-раскручиванию и длина их практически не меняется.
Кроме того, из-за меньшего сопротивления при равном числе оборотов главной машины во время работы с ваерами нового типа скорость траления несколько увеличивается.
Недостатком ваера из троса по ГОСТу 3066—55 является то, что трос слишком жесткий, диаметр отдельных проволок велик (2 мм), проволоки на огоне ваера быстро лопаются. (Во избежание обрыва ваера последние 20 м его ходового конца приходится изготовлять из стального троса с органическим сердечником диаметром 25 мм).
Кроме того, наблюдается более интенсивный износ поверхности ручьев на роликах промыслового вооружения.
Сейчас проводятся испытания ваеров из стального троса диаметром 22,5 мм по ГОСТу 3067—55 с диаметром проволок в прядях 1,5 мм.
Ожидается, что этот трос будет меньше изнашивать ролики и меньше изламываться в огонах, а это, разумеется, удлинит сроки его эксплуатации.
Траулеры кормового траления работают ваерами диаметром 26,5 мм, траулеры бортового траления — ваерами из троса диаметром 25 мм и ваерами из троса со стальным сердечником диаметром 18 мм.
СРТ-Р типа «Океан» имеют ваера из двадцатидвухмиллиметрового троса.
СРТ-300/400 для работы с тралом получают ваера диаметром 18,5 мм.
Вытяжные концы на БМРТ и УРТМ типа «Тропик» изготавливаются из стального троса диаметром. 22-—23,5 мм по тем же ГОСТам, что и ваера.
Основные технические характеристики ваерного троса приведены в таблице 13.
Если пользоваться для ваеров стальным тросом по ГОСТу 7665—55 с пределом прочности материала проволоки при растяжении 180 кГ/смг, диаметры ваеров могут быть приняты согласно таблице 12.
Еще меньшие диаметры ваеров можно принять, применяя трос со стальным сердечником по ГОСТу 3066—55.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.