На отечественных БМРТ установлены траловые лебедки типа ЛЭТр-2, разработанные одной из проектных организаций судостроительной промышленности и построенные заводом им. Носенко в г. Николаеве. Головной БМРТ «Маяковский» был снабжен лебедкой этого типа. В дальнейшем в конструкцию лебедок были введены значительные улучшения. Первая модель — лебедка ЛЭТр-2 — представляла собой одновальную электрическую траловую лебедку с раздельным приводом, автоматическим ваероукладчиком и зубчатым редуктором. На лебедках последующих моделей (ЛЭТр 2—1, ЛЭТр 2—2 и ЛЭТр 2—3) были поставлены дополнительные барабаны для вытяжных концов, у лебедок ЛЭТр 2—2 изменена конструкция редуктора и ваероукладчика и т. п. Наиболее характерными являются лебедки моделей ЛЭТр 2—1 и ЛЭТр 2—3, кинематические схемы которых приведены на рис.48.
Лебедка ЛЭТр 2—1 отличается от лебедки ЛЭТр-2 только наличием дополнительных барабанов, она установлена на серии судов, поэтому целесообразно рассмотреть особенности ее конструкции. Виды лебедки спереди и сбоку приведены на рис. 49.
Фундаментная рама 26 лебедки сварена из сортовой и листовой стали. На ней монтируются и закрепляются болтами все узлы лебедки. В середине рамы установлен литой чугунный корпус 9 редуктора, а на концах закреплены чугунные стойки 1 станины. Неразрезной ваерный вал 12 установлен на четырех подшипниках скольжения с вкладышами, залитыми баббитом. Крайние подшипники установлены в стойках 1, а средние — в корпусе 9 редуктора. Подшипники смазываются консистентной смазкой с помощью масленок емкостью 500 см3, имеющих выжимной винт и обеспечивающих надежную подачу смазки в подшипники.
На валу 12 на бронзовых втулках 10 и 14 свободно вращаются два стальных литых ваерных барабана 13 с приваренными стальными литыми ребордами, из которых реборда 15 отлита заодно с тормозным шкивом. Бронзовые втулки барабана запрессовываются в его ступицы и смазываются маслом, заливаемым в полую цилиндрическую часть барабана через отверстия, закрытые пробками. Чтобы масло не вытекало, подшипники барабанов имеют масляные затворы и войлочные уплотнения.
Барабаны соединяются с ваерным валом кулачковыми муфтами 17, скользящими по квадратным участкам вала. Муфты передвигаются рычажными приводами, и их крайние положения фиксируются стопорами. На консолях ваерного вала 12 установлены на шпонках и закреплены торцовыми шайбами одинарные турачки 19. Каждый ваерный барабан снабжен ленточным тормозом 3 с рычажно-винтовым приводом, конструкция которого приводится ниже.
Лебедка имеет два дополнительных барабана 22 для вытяжных концов. На каждой стойке 1 установлены консольные валы 24, опирающиеся на два сферических сдвоенных роликоподшипника 25, запрессованных в гнездо прилива стойки. Вращение валу 24 передается от ваерного вала посредством зубчатой пары, венец 20 колеса которой закреплен на реборде турачки 19, а шестерня 21 посажена на вал 24 на шпонке. Дополнительный барабан 22 стальной, литой, свободно вращается на бронзовых втулках на валу 24. Он соединяется с валом кулачковой муфтой 23, которая передвигается на скользящих шпонках по выступающему из барабана концу вала 24 и перемещается винтовым приводом, управляемым маховиком. Положение муфты 23 закрепляется специальным фиксатором. Каждый дополнительный барабан 22 имеет ленточный тормоз 28. Тормозной шкив отлит заодно с ребордой барабана 22. Набегающий конец тормозной ленты закреплен на фундаментной раме, на торце которой смонтирован ножной привод тормоза.
Каждый ваерный барабан снабжен автоматическим ваероукладчиком, каретка 5 которого скользит по двум верхним направляющим 4, закрепленным на стойках 2 и 27, и нижней направляющей 6, закрепленной кронштейнами 7 на раме лебедки. Ваероукладчики работают от конических колес 11 ваерных барабанов и имеют ручной привод, осуществляемый маховиками 8. Подробное описание ваероукладчика приведено ниже.
На рис. 50 показан вид лебедки ЛЭТр 2—1 сверху. Моторный вал редуктора соединен зубчатой муфтой 7 с промежуточным валом 8, а последний такой же муфтой соединен с валом электродвигателя 10 постоянного тока типа ПН 1320. Электродвигатель устанавливается в специальном помещении в надстройке. Муфта, соединяющая промежуточный вал 8 с валом электродвигателя 10, служит шкивам электромагнитному тормозу 9. На этом же рисунке показаны педали 1 ленточного тормоза вспомогательных барабанов, рычаги 2 управления кулачковыми муфтами ваерных барабанов, маховики 3 управления ленточными тормозами ваерных барабанов. Рукоятки 4 управления электродвигателем смонтированы на валике управления, который через передачу 6 передает вращение барабану командо-контроллера 5.
На траловых лебедках типа ЛЭТр 2—1 применяется ленточный тормоз ваерного барабана с кулачковой муфтой предельного момента, показанный на рис. 51.
Тормоз (см. рис. 51, А) имеет стальную тормозную ленту 1, к которой изнутри медными заклепками прикреплена асбестовая фрикционная лента. Лента / состоит из двух частей, соединенных в ее верхней части шарниром 2. Набегающий конец нижней половины ленты / шарнирно соединен с башмаком 4, закрепленным на фундаментной раме, а сбегающий конец верхней половины ленты с помощью стяжного винта 5 соединен с коротким плечом рычага 6 привода. Винт 5 имеет правую и левую нарезки и служит для регулировки длины ленты. Он ввинчен в шарниры, соединенные с лентой и концом короткого плеча рычага тормоза, и стопорится в отрегулированном положении гайками. Ось качания рычага 6 закреплена в башмаке 4. На раме лебедки установлен пружинный амортизатор 3, соединенный шарнирно с передней частью нижней половины ленты, который уравновешивает ленту 1 в расторможенном состоянии.
Поворот рычага 6 осуществляется приводом тормоза, размещенным в тумбе 7.
Общий вид тормозной тумбы показан на рис. 51, Б. На фундаментной раме лебедки болтами закреплена чугунная литая тумба 1 с крышкой 2, зафиксированной шпильками. По оси тумбы установлен тормозной винт 16. Он с помощью гайки 15, цапфы которой вставлены в отверстия двойной серьги 17, поворачивает головку 19 длинного плеча рычага тормоза. Серьга 17 двойная, с распорными болтами. В ее нижних ветвях имеются отверстия, в которые вставлен штырь 18, соединяющий ее шарнирно с головкой 19 рычага. При вращении винта 16 гайка 15, серьга 17 и головка 19 рычага поднимаются или опускаются, поворачивая рычаг привода тормоза, тем самым зажимают или освобождают тормоз.
Винт тормоза 16 опирается на упорный шарикоподшипник 20, установленный на торце бронзовой втулки 14, служащей подшипником для средней части винта 16. Втулка 14 запрессована в отверстие горизонтальной перегородки тумбы 1 и смазывается при помощи нажимной масленки 13. Верхний конец валика винта 16 заканчивается шкалой 4 (с надписями «тормозить» и «травить» и соответствующими стрелками), которая закреплена на нем гайкой.
Маховик 6 с рукояткой 5 вращает тормозной винт 16 через кулачковую муфту предельного момента. Верхняя половина 9 муфты вращается в бронзовой втулке 8, запрессованной в отверстии крышки 2 тумбы 1. Втулка смазывается при помощи нажимной масленки 7. Выше втулки в отверстии крышки установлено уплотняющее кольцо 3, прижатое к резиновому кольцу, вставленному в выточку. Верхняя половина муфты 9 жестко соединена с маховиком 6, ступица которого посажена на ее выступающую из крышки 2 часть и крепится на ней болтом. Рабочая часть муфты имеет кулачки, одна сторона которых скошена под определенным углом. Скос имеет та сторона кулачка, которой маховик должен передавать вращение другой части муфты при зажатии тормоза.
Нижняя половина 10 муфты может перемещаться по валу винта 16 на скользящих шпонках 21. Обе половины муфты сжаты пружиной 11, опирающейся на тарелку 12, навинченную на мелкую-нарезку винта 16 и застопоренную гайкой. Ее положение регулируется так, чтобы тормоз потравливал ваер при его натяжении более 12 500 кГ, предупреждая разрыв ваера в случае задева трала. Это достигается тем, что винт 16 тормоза можно повернуть только с вполне определенным вращающим моментом, соответствующим, определенной затяжке пружины 11.
При затяжке тормоза вращающий момент винту 16 тормоза будет передаваться скошенными поверхностями кулачков обеих половин 9 и 10 муфты, которые при передаче момента более расчетного будут проскальзывать.
При вращении маховика 6 в другую сторону для освобождения тормоза момент передается прямыми сторонами кулачков, и затяжка пружины 11 не имеет значения.
Нужно сказать, что муфта предельного момента не обеспечивает постоянного усилия зажатия тормоза, и в следующих моделях траловых лебедок она заменена гидравлическим растормаживающим устройством.
На рис. 52 показан автоматический ваероукладчик лебедки ЛЭТр 2—1. Общий вид ваероукладчика показан на рис. 52, А. Сварная каретка 3 ваероукладчика перемещается вдоль ваерного барабана по трем направляющим, изготовленным из толстостенных труб. Концы двух верхних направляющих 2 закреплены круглыми гайками в отверстиях стоек 6, а нижняя направляющая 20 закреплена на двух кронштейнах 18. Стойки и кронштейны болтами крепятся к фундаментной раме лебедки. Две средние стойки 6 соединены между собой штангой 7 с распорной трубкой. Смазка бронзовых втулок каретки, скользящих по направляющим, производится колпачковыми масленками. Нижние направляющие втулки находятся в приварном кронштейне 19 каретки автоматического ваероукладчика.
Каретка 3 сварная, с двумя вертикальными 15 и одним горизонтальным 17 ролами, направляющими ваер. Вертикальные ролы установлены на осях на двух конических роликоподшипниках каждый. Их оси закреплены стопорными болтами в приварышах 16 каретки. Горизонтальный рол вращается на шарикоподшипниках на оси, закрепленной круглыми гайками в отверстиях кронштейнов каретки. В стакане 13 каретки установлен бронзовый поворотный поводок 11, перемещающийся возвратно-поступательно вместе с кареткой 3 но резьбе ходового винта 1. При этом ролы каретки направляют ваер и правильно укладывают его на барабан.
Ходовой винт 1 со специальной правой и левой трапецеидальными нарезками имеет по обеим сторонам нарезной части насадные втулки, закрепленные коническими штифтами. Последние обеспечивают поводку 11 плавный переход из правой резьбы в левую и обратно. Ходовой винт установлен на двухрядных сферических радиальных роликоподшипниках, наружные обоймы которых закреплены в гнездах стоек 6 двумя крышками, упорным и регулирующим кольцами. Крышки крепятся на прокладках шпильками и имеют в отверстиях для прохода вала резиновые манжеты, предотвращающие вытекание смазки. На ходовом винте 1 на шпонке закреплена червячная шестерня 4 его привода. Ваероукладчик приводится в действие червяком 12, находящимся в постоянном зацеплении с червячной шестерней 4. Вал червяка кулачковой муфтой 9 может соединяться с конической шестерней 8, находящейся в зацеплении с коническим колесом, закрепленным на ваерном барабане, — этим достигается автоматическая работа ваероукладчика. При ручной установке кареток вал червяка приводится во вращение маховиком 14. Вал червяка уложен в подшипники кронштейна 5, закрепленного на стойке 6, и кронштейна 10, закрепленного на корпусе редуктора лебедки.
Вал червяка в сборе показан на рис. 52, Б. Вал 7 червяка 9 лежит на подшипниках 6 и 10 кронштейнов с бронзовыми вкладышами и колпачковыми масленками. Коническая шестерня 2 свободно вращается на валу 7 и имеет на торце кулачки. Она закреплена на валу нарезной пробкой 1, застопоренной винтом. Кулачки шестерни 2 могут входить в зацепление с кулачками муфты 3, надетой на вал 7 и соединенной с ним клином 4. Клин 4 скользит в прорезях вала 7 и проходит сквозь втулку 5, в которой закрепляется винтом 17. Во втулку 5 ввинчен конец тяги 8, проходящей сквозь сверление вала 7. Другой конец тяги 8 двумя гайками соединен со ступицей 12 маховика 13 ручного привода и перемещается вместе с ней. Ступица маховика 13 соединена с валом 7 скользящей шпонкой и может перемещаться вдоль вала 7, границы ее перемещения обусловлены выточками вала 7, в которые входят шарики фиксаторов 16. Вал 7 от продольного перемещения предохранен буртами по обе стороны подшипника кронштейна 6, буртом и установочным кольцом 11, расположенными по обе стороны подшипника кронштейна 10.
При передвижении маховика 13 его ступица двигает тягу 8, которая перемещает с помощью втулки 5 клин 4, а последний в свою очередь перемещает кулачковую муфту 3, которая соединяется или разъединяется с шестерней 2. Если маховик смещен в осевом направлении «от себя» (к лебедке), муфта 3 соединит шестерню 2 с валом 7, и ходовой винт ваероукладчика будет вращаться от конического колеса ваерного барабана. Если маховик 13 перемещен в направлении «на себя» (от лебедки), муфта 3 разъединит шестерню 2 с валом 7, и ходовой винт ваероукладчика можно вращать вручную маховиком 13. Для удобства и легкости вращения на маховике 13 укреплена откидная рукоятка 14 со стопором, который фиксирует ее в рабочем и откинутом положениях. Вручную обычно только устанавливают каретку ваероукладчика в нужное положение. Фиксаторы закрепляют рабочее и выключенное положения привода. Передачи привода ваероукладчика закрыты кожухами.
Конструкция редуктора траловой лебедки ЛЭТр 2—1 показана на рис. 53. Редуктор состоит из трех цилиндрических и одной конической зубчатых передач, заключенных в корпус, который отлит из чугуна СЧ21—40, установлен на фундаментной раме лебедки и закреплен на ней болтами. Грузовая передача редуктора — цилиндрическая прямозубая, вторая и четвертая передачи — цилиндрические косозубые с углом наклона зубьев 8° 06' 34", третья передача — коническая прямозубая. Корпус редуктора имеет два горизонтальных разъема: верхний — по оси ваерного вала и нижний — по осям моторного и промежуточных валов. Верхняя 1 часть корпуса редуктора соединена болтами 7 с его средней 8 и нижней 11 частями. Части корпуса имеют на фланцах отжимные болты. Перед сборкой фланцы покрывают слоем шеллака, под гайки болтов ставят пружинные шайбы. Корпус редуктора служит шестерням масляной ванной. В него заливают около 300 литров масла «нигрол» по ГОСТу 542—50. Нижняя часть 11 корпуса имеет пробку 9 для спуска масла и указатель 10 уровня масла с наклонной иглой. В верхней части 1 корпуса имеются рымы 2, отдушина 5 для вентиляции корпуса и налива масла и смотровое отверстие с крышкой 4 на паронитовой прокладке.
Моторный вал 19 откован заодно с шестерней 22 из стали 40ХН. Из того же материала откованы промежуточные валы 41 и 39 конической передачи, а промежуточный вал 31 цилиндрической передачи — из стали ЗЗХНЗМА. Моторный вал 19 смонтирован-на радиальных сферических роликоподшипниках 21 и 23, как и остальные промежуточные валы, причем все роликоподшипники двухрядные. Подшипник 21 закреплен в гнезде крышкой 20, которая заложена в паз гнезда (между нею и подшипником поставлено дистанционное кольцо), и пружинным кольцом 48, поставленным в выточку гнезда. Внутренняя обойма подшипника 21 упирается в бурт вала 19 и крепится упорной втулкой 49, упирающейся в торец соединительной муфты, поставленной на шпонку и закрепленной круглой гайкой. Подшипник 23, закрепленный круглой гайкой из стали 20, может перемещаться в гнезде. Крышки гнезд подшипников и распорные втулки изготовлены из стали 3. Отверстие в крышке 20 для прохода вала 19 уплотнено резиновой манжетой.
Промежуточный вал 41 моторной передачи лежит в подшипниках 43 и 46; подшипник 46 крепится в гнезде глухой крышкой 47 с дистанционным кольцом и пружинным кольцом. На валу 41 на шпонке закреплено колесо 44 из стали 55Л, находящееся в зацеплении с шестерней 22 моторного вала. Колесо 44 крепится втулкой 45 и круглой гайкой, которая одновременно крепит и обойму подшипника 46. На другом конце вала 41 закреплена на шпонке торцовой гайкой коническая шестерня 42, находящаяся в зацеплении с коническим колесом 36, насаженным на шпонке на промежуточный вал 39 конической передачи. Конические шестерни изготовлены из стали 40ХН.
Промежуточный вал 39 конической передачи уложен, в подшипники 24 и 37; подшипник 24 закреплен в гнезде крышкой 25 с дистанционным и пружинным кольцами, а подшипник 37 может свободно перемещаться в гнезде. Внутренние обоймы подшипников 24 и 37 закреплены на валу круглыми гайками. Коническое колесо 36 упирается в бурт вала 39, под который поставлено дистанционное кольцо. На одной шпонке с колесом 36 сидит цилиндрическая шестерня 27 (из стали 40ХН), между торцом шестерни и обоймой подшипника 24 поставлена дистанционная втулка 26. Шестерня 27 находится в зацеплении с колесом 32, сидящим на шпонке на промежуточном валу 31 цилиндрической передачи.
Вал 31 откован из стали ЗЗХНЗМА и уложен на роликоподшипники 28 и 34; подшипник 34 может свободно перемещаться в гнезде, закрытом крышкой 35, а подшипник 28 закреплен в гнезде крышкой 29, дистанционным и пружинным кольцами. Оба эти подшипника закреплены на валу круглыми гайками. Колесо 32 отлито из стали 55Л и сидит на шпонке, упираясь торцами ступицы в бурт вала и дистанционную втулку 30, упирающуюся во внутреннюю обойму подшипника 28. На валу 31 на цилиндрических штифтах сидит цилиндрическая шестерня 33 грузовой передачи, откованная из того же материала, что и вал 31. Эта шестерня находится в зацеплении с колесом 14 ваерного вала. Все шпонки изготовлены из стали 45.
Колесо 14 надето на шпонке на ваерный вал и отлито из стали 55Л. Шпонок три. К торцу колеса 14, который прилегает к торцу вкладыша 12 подшипника, прикреплено винтами и стопорным , штифтом упорное кольцо 13 из стали 3. К другому торцу колеса 14 прижата распорная втулка 17 с упорным кольцом 18, закрепленным на ней винтами. Кольцо 18 прилегает к торцу другого вкладыша подшипника. От вращения втулка 17 предохранена вырезом, надетым на выступающую из ступицы часть одной из шпонок 15, две другие шпонки 16 изготовлены по длине ступицы. Толщиной упорных колец 13 и 18 регулируют положение ваерного вала по его оси. Подшипники ваерного вала имеют вкладыши 12, залитые баббитом. Они смазываются консистентной смазкой УС-2 по ГОСТ 1033—51 с помощью нажимных масленок 3, установленных на подшипниках.
Грузовая передача имеет числа зубьев у колеса и шестерни) равные 61 и 18, и модуль 16. Вторая передача — числа зубьев 43 и 15 и модуль 16, коническая передача — числа зубьев 33 и 22 и модуль 16, моторная передача — числа зубьев 45 и 14 и модуль 10. Общее передаточное число редуктора составляет 46,839.
Характеристика лебедки ЛЭТр 2—1
Номинальное суммарное тяговое усилие на 8-м слое ваера, кГ 12000
Тяговое усилие на турачках, кГ по 5000
Тяговое усилие на дополнительном барабане на 3-м слое, кГ 6500
Скорость выбирания ваеров на 8-м слое навивки, м/мин 60
Скорость выбирания на турачках, м/мин 17
Скорость выбирания на дополнительных барабанах на 3-м слое, м/мин 43
Диаметр ваера ГОСТ 3084—55, мм 26
Диаметр каната ГОСТ 3084—55 на дополнительных барабанах, мм 22
Рабочая длина каждого ваера, м 2000
Канатоемкость каждого ваерного барабана, м 2500
Канатоемкость каждого дополнительного барабана, м 60
Тип электродвигателя постоянного тока ПН 1320
Исполнение электродвигателя брызгозащитное
Напряжение, в 220
Мощность, квт 146
Номинальное число оборотов в минуту 1140
Габариты лебедки, мм 6825X2372X1773
Вес лебедки без электрооборудования, кг 18000
Вес лебедки с полным электрооборудованием, кг 25400
Лебедка ЛЭТр 2—1 отличается от лебедки ЛЭТр-2 только наличием дополнительных барабанов, она установлена на серии судов, поэтому целесообразно рассмотреть особенности ее конструкции. Виды лебедки спереди и сбоку приведены на рис. 49.
Фундаментная рама 26 лебедки сварена из сортовой и листовой стали. На ней монтируются и закрепляются болтами все узлы лебедки. В середине рамы установлен литой чугунный корпус 9 редуктора, а на концах закреплены чугунные стойки 1 станины. Неразрезной ваерный вал 12 установлен на четырех подшипниках скольжения с вкладышами, залитыми баббитом. Крайние подшипники установлены в стойках 1, а средние — в корпусе 9 редуктора. Подшипники смазываются консистентной смазкой с помощью масленок емкостью 500 см3, имеющих выжимной винт и обеспечивающих надежную подачу смазки в подшипники.
На валу 12 на бронзовых втулках 10 и 14 свободно вращаются два стальных литых ваерных барабана 13 с приваренными стальными литыми ребордами, из которых реборда 15 отлита заодно с тормозным шкивом. Бронзовые втулки барабана запрессовываются в его ступицы и смазываются маслом, заливаемым в полую цилиндрическую часть барабана через отверстия, закрытые пробками. Чтобы масло не вытекало, подшипники барабанов имеют масляные затворы и войлочные уплотнения.
Барабаны соединяются с ваерным валом кулачковыми муфтами 17, скользящими по квадратным участкам вала. Муфты передвигаются рычажными приводами, и их крайние положения фиксируются стопорами. На консолях ваерного вала 12 установлены на шпонках и закреплены торцовыми шайбами одинарные турачки 19. Каждый ваерный барабан снабжен ленточным тормозом 3 с рычажно-винтовым приводом, конструкция которого приводится ниже.
Лебедка имеет два дополнительных барабана 22 для вытяжных концов. На каждой стойке 1 установлены консольные валы 24, опирающиеся на два сферических сдвоенных роликоподшипника 25, запрессованных в гнездо прилива стойки. Вращение валу 24 передается от ваерного вала посредством зубчатой пары, венец 20 колеса которой закреплен на реборде турачки 19, а шестерня 21 посажена на вал 24 на шпонке. Дополнительный барабан 22 стальной, литой, свободно вращается на бронзовых втулках на валу 24. Он соединяется с валом кулачковой муфтой 23, которая передвигается на скользящих шпонках по выступающему из барабана концу вала 24 и перемещается винтовым приводом, управляемым маховиком. Положение муфты 23 закрепляется специальным фиксатором. Каждый дополнительный барабан 22 имеет ленточный тормоз 28. Тормозной шкив отлит заодно с ребордой барабана 22. Набегающий конец тормозной ленты закреплен на фундаментной раме, на торце которой смонтирован ножной привод тормоза.
Каждый ваерный барабан снабжен автоматическим ваероукладчиком, каретка 5 которого скользит по двум верхним направляющим 4, закрепленным на стойках 2 и 27, и нижней направляющей 6, закрепленной кронштейнами 7 на раме лебедки. Ваероукладчики работают от конических колес 11 ваерных барабанов и имеют ручной привод, осуществляемый маховиками 8. Подробное описание ваероукладчика приведено ниже.
На рис. 50 показан вид лебедки ЛЭТр 2—1 сверху. Моторный вал редуктора соединен зубчатой муфтой 7 с промежуточным валом 8, а последний такой же муфтой соединен с валом электродвигателя 10 постоянного тока типа ПН 1320. Электродвигатель устанавливается в специальном помещении в надстройке. Муфта, соединяющая промежуточный вал 8 с валом электродвигателя 10, служит шкивам электромагнитному тормозу 9. На этом же рисунке показаны педали 1 ленточного тормоза вспомогательных барабанов, рычаги 2 управления кулачковыми муфтами ваерных барабанов, маховики 3 управления ленточными тормозами ваерных барабанов. Рукоятки 4 управления электродвигателем смонтированы на валике управления, который через передачу 6 передает вращение барабану командо-контроллера 5.
На траловых лебедках типа ЛЭТр 2—1 применяется ленточный тормоз ваерного барабана с кулачковой муфтой предельного момента, показанный на рис. 51.
Тормоз (см. рис. 51, А) имеет стальную тормозную ленту 1, к которой изнутри медными заклепками прикреплена асбестовая фрикционная лента. Лента / состоит из двух частей, соединенных в ее верхней части шарниром 2. Набегающий конец нижней половины ленты / шарнирно соединен с башмаком 4, закрепленным на фундаментной раме, а сбегающий конец верхней половины ленты с помощью стяжного винта 5 соединен с коротким плечом рычага 6 привода. Винт 5 имеет правую и левую нарезки и служит для регулировки длины ленты. Он ввинчен в шарниры, соединенные с лентой и концом короткого плеча рычага тормоза, и стопорится в отрегулированном положении гайками. Ось качания рычага 6 закреплена в башмаке 4. На раме лебедки установлен пружинный амортизатор 3, соединенный шарнирно с передней частью нижней половины ленты, который уравновешивает ленту 1 в расторможенном состоянии.
Поворот рычага 6 осуществляется приводом тормоза, размещенным в тумбе 7.
Общий вид тормозной тумбы показан на рис. 51, Б. На фундаментной раме лебедки болтами закреплена чугунная литая тумба 1 с крышкой 2, зафиксированной шпильками. По оси тумбы установлен тормозной винт 16. Он с помощью гайки 15, цапфы которой вставлены в отверстия двойной серьги 17, поворачивает головку 19 длинного плеча рычага тормоза. Серьга 17 двойная, с распорными болтами. В ее нижних ветвях имеются отверстия, в которые вставлен штырь 18, соединяющий ее шарнирно с головкой 19 рычага. При вращении винта 16 гайка 15, серьга 17 и головка 19 рычага поднимаются или опускаются, поворачивая рычаг привода тормоза, тем самым зажимают или освобождают тормоз.
Винт тормоза 16 опирается на упорный шарикоподшипник 20, установленный на торце бронзовой втулки 14, служащей подшипником для средней части винта 16. Втулка 14 запрессована в отверстие горизонтальной перегородки тумбы 1 и смазывается при помощи нажимной масленки 13. Верхний конец валика винта 16 заканчивается шкалой 4 (с надписями «тормозить» и «травить» и соответствующими стрелками), которая закреплена на нем гайкой.
Маховик 6 с рукояткой 5 вращает тормозной винт 16 через кулачковую муфту предельного момента. Верхняя половина 9 муфты вращается в бронзовой втулке 8, запрессованной в отверстии крышки 2 тумбы 1. Втулка смазывается при помощи нажимной масленки 7. Выше втулки в отверстии крышки установлено уплотняющее кольцо 3, прижатое к резиновому кольцу, вставленному в выточку. Верхняя половина муфты 9 жестко соединена с маховиком 6, ступица которого посажена на ее выступающую из крышки 2 часть и крепится на ней болтом. Рабочая часть муфты имеет кулачки, одна сторона которых скошена под определенным углом. Скос имеет та сторона кулачка, которой маховик должен передавать вращение другой части муфты при зажатии тормоза.
Нижняя половина 10 муфты может перемещаться по валу винта 16 на скользящих шпонках 21. Обе половины муфты сжаты пружиной 11, опирающейся на тарелку 12, навинченную на мелкую-нарезку винта 16 и застопоренную гайкой. Ее положение регулируется так, чтобы тормоз потравливал ваер при его натяжении более 12 500 кГ, предупреждая разрыв ваера в случае задева трала. Это достигается тем, что винт 16 тормоза можно повернуть только с вполне определенным вращающим моментом, соответствующим, определенной затяжке пружины 11.
При затяжке тормоза вращающий момент винту 16 тормоза будет передаваться скошенными поверхностями кулачков обеих половин 9 и 10 муфты, которые при передаче момента более расчетного будут проскальзывать.
При вращении маховика 6 в другую сторону для освобождения тормоза момент передается прямыми сторонами кулачков, и затяжка пружины 11 не имеет значения.
Нужно сказать, что муфта предельного момента не обеспечивает постоянного усилия зажатия тормоза, и в следующих моделях траловых лебедок она заменена гидравлическим растормаживающим устройством.
На рис. 52 показан автоматический ваероукладчик лебедки ЛЭТр 2—1. Общий вид ваероукладчика показан на рис. 52, А. Сварная каретка 3 ваероукладчика перемещается вдоль ваерного барабана по трем направляющим, изготовленным из толстостенных труб. Концы двух верхних направляющих 2 закреплены круглыми гайками в отверстиях стоек 6, а нижняя направляющая 20 закреплена на двух кронштейнах 18. Стойки и кронштейны болтами крепятся к фундаментной раме лебедки. Две средние стойки 6 соединены между собой штангой 7 с распорной трубкой. Смазка бронзовых втулок каретки, скользящих по направляющим, производится колпачковыми масленками. Нижние направляющие втулки находятся в приварном кронштейне 19 каретки автоматического ваероукладчика.
Каретка 3 сварная, с двумя вертикальными 15 и одним горизонтальным 17 ролами, направляющими ваер. Вертикальные ролы установлены на осях на двух конических роликоподшипниках каждый. Их оси закреплены стопорными болтами в приварышах 16 каретки. Горизонтальный рол вращается на шарикоподшипниках на оси, закрепленной круглыми гайками в отверстиях кронштейнов каретки. В стакане 13 каретки установлен бронзовый поворотный поводок 11, перемещающийся возвратно-поступательно вместе с кареткой 3 но резьбе ходового винта 1. При этом ролы каретки направляют ваер и правильно укладывают его на барабан.
Ходовой винт 1 со специальной правой и левой трапецеидальными нарезками имеет по обеим сторонам нарезной части насадные втулки, закрепленные коническими штифтами. Последние обеспечивают поводку 11 плавный переход из правой резьбы в левую и обратно. Ходовой винт установлен на двухрядных сферических радиальных роликоподшипниках, наружные обоймы которых закреплены в гнездах стоек 6 двумя крышками, упорным и регулирующим кольцами. Крышки крепятся на прокладках шпильками и имеют в отверстиях для прохода вала резиновые манжеты, предотвращающие вытекание смазки. На ходовом винте 1 на шпонке закреплена червячная шестерня 4 его привода. Ваероукладчик приводится в действие червяком 12, находящимся в постоянном зацеплении с червячной шестерней 4. Вал червяка кулачковой муфтой 9 может соединяться с конической шестерней 8, находящейся в зацеплении с коническим колесом, закрепленным на ваерном барабане, — этим достигается автоматическая работа ваероукладчика. При ручной установке кареток вал червяка приводится во вращение маховиком 14. Вал червяка уложен в подшипники кронштейна 5, закрепленного на стойке 6, и кронштейна 10, закрепленного на корпусе редуктора лебедки.
Вал червяка в сборе показан на рис. 52, Б. Вал 7 червяка 9 лежит на подшипниках 6 и 10 кронштейнов с бронзовыми вкладышами и колпачковыми масленками. Коническая шестерня 2 свободно вращается на валу 7 и имеет на торце кулачки. Она закреплена на валу нарезной пробкой 1, застопоренной винтом. Кулачки шестерни 2 могут входить в зацепление с кулачками муфты 3, надетой на вал 7 и соединенной с ним клином 4. Клин 4 скользит в прорезях вала 7 и проходит сквозь втулку 5, в которой закрепляется винтом 17. Во втулку 5 ввинчен конец тяги 8, проходящей сквозь сверление вала 7. Другой конец тяги 8 двумя гайками соединен со ступицей 12 маховика 13 ручного привода и перемещается вместе с ней. Ступица маховика 13 соединена с валом 7 скользящей шпонкой и может перемещаться вдоль вала 7, границы ее перемещения обусловлены выточками вала 7, в которые входят шарики фиксаторов 16. Вал 7 от продольного перемещения предохранен буртами по обе стороны подшипника кронштейна 6, буртом и установочным кольцом 11, расположенными по обе стороны подшипника кронштейна 10.
При передвижении маховика 13 его ступица двигает тягу 8, которая перемещает с помощью втулки 5 клин 4, а последний в свою очередь перемещает кулачковую муфту 3, которая соединяется или разъединяется с шестерней 2. Если маховик смещен в осевом направлении «от себя» (к лебедке), муфта 3 соединит шестерню 2 с валом 7, и ходовой винт ваероукладчика будет вращаться от конического колеса ваерного барабана. Если маховик 13 перемещен в направлении «на себя» (от лебедки), муфта 3 разъединит шестерню 2 с валом 7, и ходовой винт ваероукладчика можно вращать вручную маховиком 13. Для удобства и легкости вращения на маховике 13 укреплена откидная рукоятка 14 со стопором, который фиксирует ее в рабочем и откинутом положениях. Вручную обычно только устанавливают каретку ваероукладчика в нужное положение. Фиксаторы закрепляют рабочее и выключенное положения привода. Передачи привода ваероукладчика закрыты кожухами.
Конструкция редуктора траловой лебедки ЛЭТр 2—1 показана на рис. 53. Редуктор состоит из трех цилиндрических и одной конической зубчатых передач, заключенных в корпус, который отлит из чугуна СЧ21—40, установлен на фундаментной раме лебедки и закреплен на ней болтами. Грузовая передача редуктора — цилиндрическая прямозубая, вторая и четвертая передачи — цилиндрические косозубые с углом наклона зубьев 8° 06' 34", третья передача — коническая прямозубая. Корпус редуктора имеет два горизонтальных разъема: верхний — по оси ваерного вала и нижний — по осям моторного и промежуточных валов. Верхняя 1 часть корпуса редуктора соединена болтами 7 с его средней 8 и нижней 11 частями. Части корпуса имеют на фланцах отжимные болты. Перед сборкой фланцы покрывают слоем шеллака, под гайки болтов ставят пружинные шайбы. Корпус редуктора служит шестерням масляной ванной. В него заливают около 300 литров масла «нигрол» по ГОСТу 542—50. Нижняя часть 11 корпуса имеет пробку 9 для спуска масла и указатель 10 уровня масла с наклонной иглой. В верхней части 1 корпуса имеются рымы 2, отдушина 5 для вентиляции корпуса и налива масла и смотровое отверстие с крышкой 4 на паронитовой прокладке.
Моторный вал 19 откован заодно с шестерней 22 из стали 40ХН. Из того же материала откованы промежуточные валы 41 и 39 конической передачи, а промежуточный вал 31 цилиндрической передачи — из стали ЗЗХНЗМА. Моторный вал 19 смонтирован-на радиальных сферических роликоподшипниках 21 и 23, как и остальные промежуточные валы, причем все роликоподшипники двухрядные. Подшипник 21 закреплен в гнезде крышкой 20, которая заложена в паз гнезда (между нею и подшипником поставлено дистанционное кольцо), и пружинным кольцом 48, поставленным в выточку гнезда. Внутренняя обойма подшипника 21 упирается в бурт вала 19 и крепится упорной втулкой 49, упирающейся в торец соединительной муфты, поставленной на шпонку и закрепленной круглой гайкой. Подшипник 23, закрепленный круглой гайкой из стали 20, может перемещаться в гнезде. Крышки гнезд подшипников и распорные втулки изготовлены из стали 3. Отверстие в крышке 20 для прохода вала 19 уплотнено резиновой манжетой.
Промежуточный вал 41 моторной передачи лежит в подшипниках 43 и 46; подшипник 46 крепится в гнезде глухой крышкой 47 с дистанционным кольцом и пружинным кольцом. На валу 41 на шпонке закреплено колесо 44 из стали 55Л, находящееся в зацеплении с шестерней 22 моторного вала. Колесо 44 крепится втулкой 45 и круглой гайкой, которая одновременно крепит и обойму подшипника 46. На другом конце вала 41 закреплена на шпонке торцовой гайкой коническая шестерня 42, находящаяся в зацеплении с коническим колесом 36, насаженным на шпонке на промежуточный вал 39 конической передачи. Конические шестерни изготовлены из стали 40ХН.
Промежуточный вал 39 конической передачи уложен, в подшипники 24 и 37; подшипник 24 закреплен в гнезде крышкой 25 с дистанционным и пружинным кольцами, а подшипник 37 может свободно перемещаться в гнезде. Внутренние обоймы подшипников 24 и 37 закреплены на валу круглыми гайками. Коническое колесо 36 упирается в бурт вала 39, под который поставлено дистанционное кольцо. На одной шпонке с колесом 36 сидит цилиндрическая шестерня 27 (из стали 40ХН), между торцом шестерни и обоймой подшипника 24 поставлена дистанционная втулка 26. Шестерня 27 находится в зацеплении с колесом 32, сидящим на шпонке на промежуточном валу 31 цилиндрической передачи.
Вал 31 откован из стали ЗЗХНЗМА и уложен на роликоподшипники 28 и 34; подшипник 34 может свободно перемещаться в гнезде, закрытом крышкой 35, а подшипник 28 закреплен в гнезде крышкой 29, дистанционным и пружинным кольцами. Оба эти подшипника закреплены на валу круглыми гайками. Колесо 32 отлито из стали 55Л и сидит на шпонке, упираясь торцами ступицы в бурт вала и дистанционную втулку 30, упирающуюся во внутреннюю обойму подшипника 28. На валу 31 на цилиндрических штифтах сидит цилиндрическая шестерня 33 грузовой передачи, откованная из того же материала, что и вал 31. Эта шестерня находится в зацеплении с колесом 14 ваерного вала. Все шпонки изготовлены из стали 45.
Колесо 14 надето на шпонке на ваерный вал и отлито из стали 55Л. Шпонок три. К торцу колеса 14, который прилегает к торцу вкладыша 12 подшипника, прикреплено винтами и стопорным , штифтом упорное кольцо 13 из стали 3. К другому торцу колеса 14 прижата распорная втулка 17 с упорным кольцом 18, закрепленным на ней винтами. Кольцо 18 прилегает к торцу другого вкладыша подшипника. От вращения втулка 17 предохранена вырезом, надетым на выступающую из ступицы часть одной из шпонок 15, две другие шпонки 16 изготовлены по длине ступицы. Толщиной упорных колец 13 и 18 регулируют положение ваерного вала по его оси. Подшипники ваерного вала имеют вкладыши 12, залитые баббитом. Они смазываются консистентной смазкой УС-2 по ГОСТ 1033—51 с помощью нажимных масленок 3, установленных на подшипниках.
Грузовая передача имеет числа зубьев у колеса и шестерни) равные 61 и 18, и модуль 16. Вторая передача — числа зубьев 43 и 15 и модуль 16, коническая передача — числа зубьев 33 и 22 и модуль 16, моторная передача — числа зубьев 45 и 14 и модуль 10. Общее передаточное число редуктора составляет 46,839.
Характеристика лебедки ЛЭТр 2—1
Номинальное суммарное тяговое усилие на 8-м слое ваера, кГ 12000
Тяговое усилие на турачках, кГ по 5000
Тяговое усилие на дополнительном барабане на 3-м слое, кГ 6500
Скорость выбирания ваеров на 8-м слое навивки, м/мин 60
Скорость выбирания на турачках, м/мин 17
Скорость выбирания на дополнительных барабанах на 3-м слое, м/мин 43
Диаметр ваера ГОСТ 3084—55, мм 26
Диаметр каната ГОСТ 3084—55 на дополнительных барабанах, мм 22
Рабочая длина каждого ваера, м 2000
Канатоемкость каждого ваерного барабана, м 2500
Канатоемкость каждого дополнительного барабана, м 60
Тип электродвигателя постоянного тока ПН 1320
Исполнение электродвигателя брызгозащитное
Напряжение, в 220
Мощность, квт 146
Номинальное число оборотов в минуту 1140
Габариты лебедки, мм 6825X2372X1773
Вес лебедки без электрооборудования, кг 18000
Вес лебедки с полным электрооборудованием, кг 25400
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.