Напомним, что в общем случае водометные движители имеют систему водопроточных каналов, расположенных внутри корпуса судна, по которым с помощью насоса (осевого типа «винт в трубе» или, реже, центробежного) перемещается забортная вода. В частном случае канал может быть один. Предложена своеобразная модификация водометного движителя, который располагается вне корпуса (типа неподвижной насадки в его кормовой части). Схема типичного водометного движителя показана на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Схема водометного движителя: 1 - днище судна; 2 - водозаборник; 3 - насосная часть; 4 - сопло (стрелки показывают направление потока воды через движитель)
На водоизмещающих и глиссирующих судах забор воды осуществляется через отверстие в днище судна. На судах на подводных крыльях водозаборник располагается под корпусом и может иметь различную конструкцию. Если отверстие направлено против потока, водозаборник называется полнонапорным, поскольку в его сечении действует и гидростатический, и скоростной напор воды. Если же отверстие располагается в днище и направление невозмущенного потока совпадает с его плоскостью, водозаборник называется статическим. Встречаются промежуточные варианты.
Осевой насос водометного движителя имеет от одного до трех рабочих колес на одном валу; увеличение числа колес способствует отдалению кавитации. За рабочими колесами располагаются направляющие аппараты, уменьшающие закручивание потока. Сопло обеспечивает поджатие потока и регулирование его скорости. Струя воды может выбрасываться как в воду (ниже ватерлинии), так и в воздух (выше ватерлинии); возможен случай, когда ватерлиния пересекает струю.
Ступени центробежного насоса располагают не последовательно, как у осевого, а параллельно, что требует разветвления трубопровода.
В прежних конструкциях водометных движителей управление судном осуществлялось за счет разветвляющихся каналов, с помощью заслонок можно было направлять поток в различные каналы, что позволяло получить передний, задний ход и поворот почти на месте. Но гидравлическое сопротивление разветвляющихся каналов довольно велико. Поэтому в современных конструкциях используют реверсивно-рулевые устройства, расположенные за кормой судна.
Рис. 9.1. Схема водометного движителя: 1 - днище судна; 2 - водозаборник; 3 - насосная часть; 4 - сопло (стрелки показывают направление потока воды через движитель)
На водоизмещающих и глиссирующих судах забор воды осуществляется через отверстие в днище судна. На судах на подводных крыльях водозаборник располагается под корпусом и может иметь различную конструкцию. Если отверстие направлено против потока, водозаборник называется полнонапорным, поскольку в его сечении действует и гидростатический, и скоростной напор воды. Если же отверстие располагается в днище и направление невозмущенного потока совпадает с его плоскостью, водозаборник называется статическим. Встречаются промежуточные варианты.
Осевой насос водометного движителя имеет от одного до трех рабочих колес на одном валу; увеличение числа колес способствует отдалению кавитации. За рабочими колесами располагаются направляющие аппараты, уменьшающие закручивание потока. Сопло обеспечивает поджатие потока и регулирование его скорости. Струя воды может выбрасываться как в воду (ниже ватерлинии), так и в воздух (выше ватерлинии); возможен случай, когда ватерлиния пересекает струю.
Ступени центробежного насоса располагают не последовательно, как у осевого, а параллельно, что требует разветвления трубопровода.
В прежних конструкциях водометных движителей управление судном осуществлялось за счет разветвляющихся каналов, с помощью заслонок можно было направлять поток в различные каналы, что позволяло получить передний, задний ход и поворот почти на месте. Но гидравлическое сопротивление разветвляющихся каналов довольно велико. Поэтому в современных конструкциях используют реверсивно-рулевые устройства, расположенные за кормой судна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.