Уход за тормозами предусматривает сохранение необходимых зазоров между тормозным шкивом и лентой или колодками, своевременную смазку шарниров и очистку поверхности трения, проверку целости деталей тормоза и пр. Без систематической регулировки тормозов зазор между трущимися рабочими поверхностями по мере их износа может увеличиваться, что повлечет за собой ослабление силы нажатия на тормозной шкив в колодочных тормозах. Недостаточное трение между рабочими поверхностями тормоза может привести к серьезным авариям, поэтому нельзя допускать замасливания тормозов. Надо систематически очищать их рабочие поверхности от попавшей на них смазки.
Колодочные тормоза имеют такие особенности. Включение тормоза должно быть плавным, чтобы избежать поломки зубьев передачи. Тормоз работает ненадежно при значительном износе обкладки, ослаблении замыкающей пружины (или смещении груза), а также при попадании смазки на тормозной шкив. Тормоз может не держать натяжения, если сердечник электромагнита прилип к катушке, недостаточны ход сердечника электромагнита и прижатие колодок.
Если тормоз не держит, в первую очередь следует увеличить силу нажатия колодок. Для этого- увеличивают силу натяжения пружины, замыкающей тормоз, или передвигают тормозной груз по рычагу от оси шарнира, чем увеличивают его момент.
При плохой регулировке в освобожденном тормозе колодки (или ленты) могут касаться тормозного шкива, из-за чего тормоз нагревается и быстро изнашивается. При этом потребляемая лебедкой мощность возрастает, и электродвигатель перегружается.
Если торможение происходит слишком резко, то уменьшают силу нажатия колодок на тормозной шкив, для чего передвигают тормозной груз к оси шарнира или ослабляют пружину. Слишком большой зазор между тормозными колодками и шкивом увеличивает работу электромагнита, вследствие чего он перегревается. Для установки радиального зазора между шкивом и колодками на регулировочной тяге перемещают гайки, которые после окончания регулировки должны быть надежно закреплены контргайками. Изменение длины рабочей пружины меняет величину тормозного момента.
При регулировке тормозов, с короткоходовыми электромагнитами следует сначала установить нормальный ход якоря и отрегулировать пружину, затем при освобожденном тормозе с помощью регулировочного болта добиться равномерного отхода тормозных колодок от тормозного шкива. Повышенное напряжение замыкающих пружин, излишне большой ход тормозных колодок или заедание в тормозной системе вызывают перегрузку электромагнита, при которой может перегореть его обмотка.
Облицовка тормоза быстро изнашивается, если:
а) тормозной шкив нагревается выше 200° С;
б) тормозные колодки, ленты неправильно отрегулированы или соприкасаются с тормозным шкивом при незаторможенном состоянии;
в) поверхность тормозного шкива находится в плохом состоянии из-за недоброкачественной первоначальной ее обработки или износов;
т) удельное давление превосходит допустимое. Облицовки тормозов рекомендуется периодически промывать керосином.
Чтобы не вырабатывались кольцевые канавки на рабочей поверхности тормозного шкива, потайные головки заклепок или болтов, крепящих облицовку, не должны касаться тормозного шкива. Риски и задиры на рабочей поверхности стального тормозного шкива следует зачищать. Допускается равномерная выработка шкива в пределах 0,5 мм. При износе рабочей поверхности более . 0,5 мм в пределах 30 % толщины диска тормозные шкивы следует обтачивать. Если износ рабочей поверхности превышает 30 % толщины тормозного диска, то чугунный шкив надо заменить, а стальной можно усилить наплавкой с последующей обточкой. Тормозные шкивы следует заменять при наличии на них трещин. Одну сквозную трещину в стальном диске обычно разрешается заваривать.
Накладки из ферродо при появлении в них сквозных поперечных трещин и при износе более 20 % первоначальной толщины заменяют новыми. Если износ тормозных колодок превышает 30% первоначальной толщины, их следует заменить новыми. Замена изношенных облицовок только на одной из двух колодок тормоза не разрешается — надо одновременно заменять облицовку обеих колодок.
При недостаточной смазке шарниров повышается вредное сопротивление перемещению якоря электромагнита, ускоряется износ валиков и отверстий в шарнирах рычагов, и шарниры заедает. Износ шарниров рычагов тормозной системы, в свою очередь, приводит к разбалтыванию рычагов, расшатыванию тормоза и появлению вибраций. Тормоз становится трудно регулируемым и недостаточно надежным.
Износы шарниров у рычагов тормозной системы допустимы в пределах двойной величины максимального зазора, установленного для ходовой посадки 3-го класса. В случае увеличения этого зазора отверстия в рычагах осаживают или заваривают и обрабатывают, придавая им необходимый размер.
Трещины в тормозных рычагах, надрывы и перегибы тормозной ленты недопустимы.
Вибрация и перекосы тормоза могут быть следствием недостаточной жесткости станины тормоза или слабого крепления тормоза к фундаменту. Поэтому необходимо периодически проверять степень затяжки болтов крепления тормозов к фундаменту.
При монтаже и проверке тормозов следует прежде всего произвести замеры торцового и радиального биения тормозных шкивов. У колодочных тормозов следует проверить, расположены ли , центры пальцев и шарниров колодок на продолжении горизонтального диаметра тормозного шкива, а центры пальцев шарниров колодочных рычагов — симметрично относительно оси тормозного шкива. Зазоры в шарнирах тормозов должны соответствовать проектным, а пальцы в шарнирах — не иметь перекоса.
Для устранения местных выступов рекомендуется при сборке проверить плотность прилегания облицовки к колодке и качество клепки облицовки, для чего надо обстукать облицовку тормозных колодок или ленты через медную прокладку. Заклепки с головками, выступающими за облицовку, следует переклепать. Головки заклепок или винтов должны быть утоплены в фрикционных накладках не менее чем на 25% их толщины.
Облицовку рекомендуется крепить специальными медными заклепками или винтами с плоскими головками. Эти головки должны быть утоплены в вырезанны^ в облицовке гнездах. Последние заделываются пробками, изготовленными из материала облицовки.
В правильно собранном тормозе трущиеся поверхности должны одновременно прилегать к тормозному шкиву. Нельзя допускать, чтобы расторможенные колодки или ленты где-либо задевали за тормозной шкив.
Равномерность нажатия тормозных колодок на тормозной шкив можно проверить укладкой на тормозные поверхности нескольких полосок бумаги. Если после замыкания тормоза какую-либо полоску можно будет вытянуть, значит прижатие колодок неравномерно. Полоски бумаги могут вытягиваться при неодинаковой толщине и неравномерном прикреплении облицовки.
Отрегулированный тормоз с новой облицовкой должен обеспечить контакт не менее 80 % трущихся поверхностей, а остальные 20% должны приходиться на рассредоточенные участки. Размеры и расположение контактной поверхности проверяют на краску
Необходимо, чтобы колодки и ленты тормоза при растормаживании отходили от тормозного шкива на одинаковое расстояние по всему периметру. Величина отклонения от параллельности и величина перекоса облицовок при отходе колодок от шкива не должна превышать 0,1 мм на каждые 100 мм ширины тормозного шкива.
При регулировке тормозов следует помнить, что чем меньше величины нормального зазора между колодкой или лентой и шкивом, тем слабее удар колодки или ленты в начальный момент торможения. Величина зазора между рабочими поверхностями тормоза в расторможенном состоянии обычно составляет для ленточного тормоза 1,24—2 мм, а для колодочного 1—1,5 мм и поддерживается регулировкой тормозных тяг.
Якоря длинноходовых тормозных электромагнитов при полном обхвате колодками не должны доходить до крайнего нижнего положения на 25% величины хода, что необходимо для компенсации износа облицовки колодок и тормозного шкива. Это также предохраняет от возможных ударов якоря о седло в его крайнем нижнем положении и обеспечивает постоянную передачу полного веса якоря на тормозной рычаг.
Поэтому необходимо, чтобы в новых или отремонтированных тормозах с короткоходовыми электромагнитами ход якоря тоже не был полностью использован.
В смонтированном тормозе должны быть проверены величины тормозного момента, плавность торможения, а также одновременность и величина отхода колодок или лент от тормозного шкива.
В тормозах с замыканием пружиной следует проверить плавную работу пружин и отсутствие ударов. Пружина должна быть отрегулирована на расчетный тормозной момент. В паспорте тормоза желательно указать длину пружины, соответствующую расчетному тормозному моменту.
Ленточные тормоза ваерных барабанов с автоматами для стравливания ваера периодически проверяются в такой последовательности. Проверяют состояние ленты и тормозного шкива, прилегание ленты к шкиву и регулируют зазоры между лентой и шкивом в расторможенном состоянии. При этом проверяют состояние всех шарниров и устраняют излишние зазоры. Обследуют состояние тормозного винта.
Для исправного действия гидросистемы растормаживания необходима плотность всех узлов системы. На это нужно обратить особое внимание. При разборке гидроцилиндров прежде всего тщательно осматривают уплотнения поршней и сальников и состояние рабочих поверхностей цилиндров и поршней. Изношенные или потерявшие эластичность манжеты и резиновые кольца заменяют новыми. Тщательно проверяют правильность затяжки пружины тормоза по уменьшению ее длины в затянутом состоянии по сравнению со свободным состоянием пружины. Периодически проверяется настройка автоматического растормаживающего устройства согласно заводской инструкции. При заполнении системы маслом особое внимание нужно обратить на полное удаление из системы воздуха.
Колодочные тормоза имеют такие особенности. Включение тормоза должно быть плавным, чтобы избежать поломки зубьев передачи. Тормоз работает ненадежно при значительном износе обкладки, ослаблении замыкающей пружины (или смещении груза), а также при попадании смазки на тормозной шкив. Тормоз может не держать натяжения, если сердечник электромагнита прилип к катушке, недостаточны ход сердечника электромагнита и прижатие колодок.
Если тормоз не держит, в первую очередь следует увеличить силу нажатия колодок. Для этого- увеличивают силу натяжения пружины, замыкающей тормоз, или передвигают тормозной груз по рычагу от оси шарнира, чем увеличивают его момент.
При плохой регулировке в освобожденном тормозе колодки (или ленты) могут касаться тормозного шкива, из-за чего тормоз нагревается и быстро изнашивается. При этом потребляемая лебедкой мощность возрастает, и электродвигатель перегружается.
Если торможение происходит слишком резко, то уменьшают силу нажатия колодок на тормозной шкив, для чего передвигают тормозной груз к оси шарнира или ослабляют пружину. Слишком большой зазор между тормозными колодками и шкивом увеличивает работу электромагнита, вследствие чего он перегревается. Для установки радиального зазора между шкивом и колодками на регулировочной тяге перемещают гайки, которые после окончания регулировки должны быть надежно закреплены контргайками. Изменение длины рабочей пружины меняет величину тормозного момента.
При регулировке тормозов, с короткоходовыми электромагнитами следует сначала установить нормальный ход якоря и отрегулировать пружину, затем при освобожденном тормозе с помощью регулировочного болта добиться равномерного отхода тормозных колодок от тормозного шкива. Повышенное напряжение замыкающих пружин, излишне большой ход тормозных колодок или заедание в тормозной системе вызывают перегрузку электромагнита, при которой может перегореть его обмотка.
Облицовка тормоза быстро изнашивается, если:
а) тормозной шкив нагревается выше 200° С;
б) тормозные колодки, ленты неправильно отрегулированы или соприкасаются с тормозным шкивом при незаторможенном состоянии;
в) поверхность тормозного шкива находится в плохом состоянии из-за недоброкачественной первоначальной ее обработки или износов;
т) удельное давление превосходит допустимое. Облицовки тормозов рекомендуется периодически промывать керосином.
Чтобы не вырабатывались кольцевые канавки на рабочей поверхности тормозного шкива, потайные головки заклепок или болтов, крепящих облицовку, не должны касаться тормозного шкива. Риски и задиры на рабочей поверхности стального тормозного шкива следует зачищать. Допускается равномерная выработка шкива в пределах 0,5 мм. При износе рабочей поверхности более . 0,5 мм в пределах 30 % толщины диска тормозные шкивы следует обтачивать. Если износ рабочей поверхности превышает 30 % толщины тормозного диска, то чугунный шкив надо заменить, а стальной можно усилить наплавкой с последующей обточкой. Тормозные шкивы следует заменять при наличии на них трещин. Одну сквозную трещину в стальном диске обычно разрешается заваривать.
Накладки из ферродо при появлении в них сквозных поперечных трещин и при износе более 20 % первоначальной толщины заменяют новыми. Если износ тормозных колодок превышает 30% первоначальной толщины, их следует заменить новыми. Замена изношенных облицовок только на одной из двух колодок тормоза не разрешается — надо одновременно заменять облицовку обеих колодок.
При недостаточной смазке шарниров повышается вредное сопротивление перемещению якоря электромагнита, ускоряется износ валиков и отверстий в шарнирах рычагов, и шарниры заедает. Износ шарниров рычагов тормозной системы, в свою очередь, приводит к разбалтыванию рычагов, расшатыванию тормоза и появлению вибраций. Тормоз становится трудно регулируемым и недостаточно надежным.
Износы шарниров у рычагов тормозной системы допустимы в пределах двойной величины максимального зазора, установленного для ходовой посадки 3-го класса. В случае увеличения этого зазора отверстия в рычагах осаживают или заваривают и обрабатывают, придавая им необходимый размер.
Трещины в тормозных рычагах, надрывы и перегибы тормозной ленты недопустимы.
Вибрация и перекосы тормоза могут быть следствием недостаточной жесткости станины тормоза или слабого крепления тормоза к фундаменту. Поэтому необходимо периодически проверять степень затяжки болтов крепления тормозов к фундаменту.
При монтаже и проверке тормозов следует прежде всего произвести замеры торцового и радиального биения тормозных шкивов. У колодочных тормозов следует проверить, расположены ли , центры пальцев и шарниров колодок на продолжении горизонтального диаметра тормозного шкива, а центры пальцев шарниров колодочных рычагов — симметрично относительно оси тормозного шкива. Зазоры в шарнирах тормозов должны соответствовать проектным, а пальцы в шарнирах — не иметь перекоса.
Для устранения местных выступов рекомендуется при сборке проверить плотность прилегания облицовки к колодке и качество клепки облицовки, для чего надо обстукать облицовку тормозных колодок или ленты через медную прокладку. Заклепки с головками, выступающими за облицовку, следует переклепать. Головки заклепок или винтов должны быть утоплены в фрикционных накладках не менее чем на 25% их толщины.
Облицовку рекомендуется крепить специальными медными заклепками или винтами с плоскими головками. Эти головки должны быть утоплены в вырезанны^ в облицовке гнездах. Последние заделываются пробками, изготовленными из материала облицовки.
В правильно собранном тормозе трущиеся поверхности должны одновременно прилегать к тормозному шкиву. Нельзя допускать, чтобы расторможенные колодки или ленты где-либо задевали за тормозной шкив.
Равномерность нажатия тормозных колодок на тормозной шкив можно проверить укладкой на тормозные поверхности нескольких полосок бумаги. Если после замыкания тормоза какую-либо полоску можно будет вытянуть, значит прижатие колодок неравномерно. Полоски бумаги могут вытягиваться при неодинаковой толщине и неравномерном прикреплении облицовки.
Отрегулированный тормоз с новой облицовкой должен обеспечить контакт не менее 80 % трущихся поверхностей, а остальные 20% должны приходиться на рассредоточенные участки. Размеры и расположение контактной поверхности проверяют на краску
Необходимо, чтобы колодки и ленты тормоза при растормаживании отходили от тормозного шкива на одинаковое расстояние по всему периметру. Величина отклонения от параллельности и величина перекоса облицовок при отходе колодок от шкива не должна превышать 0,1 мм на каждые 100 мм ширины тормозного шкива.
При регулировке тормозов следует помнить, что чем меньше величины нормального зазора между колодкой или лентой и шкивом, тем слабее удар колодки или ленты в начальный момент торможения. Величина зазора между рабочими поверхностями тормоза в расторможенном состоянии обычно составляет для ленточного тормоза 1,24—2 мм, а для колодочного 1—1,5 мм и поддерживается регулировкой тормозных тяг.
Якоря длинноходовых тормозных электромагнитов при полном обхвате колодками не должны доходить до крайнего нижнего положения на 25% величины хода, что необходимо для компенсации износа облицовки колодок и тормозного шкива. Это также предохраняет от возможных ударов якоря о седло в его крайнем нижнем положении и обеспечивает постоянную передачу полного веса якоря на тормозной рычаг.
Поэтому необходимо, чтобы в новых или отремонтированных тормозах с короткоходовыми электромагнитами ход якоря тоже не был полностью использован.
В смонтированном тормозе должны быть проверены величины тормозного момента, плавность торможения, а также одновременность и величина отхода колодок или лент от тормозного шкива.
В тормозах с замыканием пружиной следует проверить плавную работу пружин и отсутствие ударов. Пружина должна быть отрегулирована на расчетный тормозной момент. В паспорте тормоза желательно указать длину пружины, соответствующую расчетному тормозному моменту.
Ленточные тормоза ваерных барабанов с автоматами для стравливания ваера периодически проверяются в такой последовательности. Проверяют состояние ленты и тормозного шкива, прилегание ленты к шкиву и регулируют зазоры между лентой и шкивом в расторможенном состоянии. При этом проверяют состояние всех шарниров и устраняют излишние зазоры. Обследуют состояние тормозного винта.
Для исправного действия гидросистемы растормаживания необходима плотность всех узлов системы. На это нужно обратить особое внимание. При разборке гидроцилиндров прежде всего тщательно осматривают уплотнения поршней и сальников и состояние рабочих поверхностей цилиндров и поршней. Изношенные или потерявшие эластичность манжеты и резиновые кольца заменяют новыми. Тщательно проверяют правильность затяжки пружины тормоза по уменьшению ее длины в затянутом состоянии по сравнению со свободным состоянием пружины. Периодически проверяется настройка автоматического растормаживающего устройства согласно заводской инструкции. При заполнении системы маслом особое внимание нужно обратить на полное удаление из системы воздуха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.