Разметка листов и профилей

Разметка состоит в нанесении контуров деталей, осей их симметрии и центров отверстий согласно чертежу с учетом размера и расположения припусков и технологии обработки различных деталей. Контуры деталей фиксируют кернением.
Общие правила разметки. Приступая к ,разметке деталей корпуса следует внимательно ознакомиться с эскизами, рабочими чертежами и с технологическим процессом их обработки. Нужно учесть наличие и расположение припусков, необходимость применения шаблонов или других плазовых данных. Листы и профили укладывают на разметочные столы маркой вверх. Это позволяет проверить толщину листов или размер профилей. К разметке не допускаются листы или профили, имеющие поверхностные дефекты, такие как расслоения, раковины и др.
Инструменты для разметки. При выполнении разметки деталей корпуса пользуются измерительными и разметочными инструментами.
К измерительным инструментам относятся: рулетки 5-, 10- и 20-метровой длины; металлические линейки с миллиметровыми делениями длиной до одного метра;
складной стальной метр с миллиметровыми делениями;
кронциркуль, штангенциркуль и микрометр для измерения и проверки толщины материала (рис. 21).

Рис. 21. Измерительный инструмент: а — кронциркуль; б — штангенциркуль; в — микрометр.

Разметочными инструментами (рис. 22) выполняют построение контуров деталей, контрольных и вспомогательных линий, маркировку, крепление и др. К таким инструментам принадлежат: чертилки, нитки (№ 0 или № 10) на катушке, циркуль, штангенциркуль, рейсмусы (для прочерчивания линий параллельных какой-либо из кромок), металлические угольники, молоток, кернеры различных конструкций, транспортир.

Рис. 22. Разметочный инструмент: а — циркуль; б — штангенциркуль; в — угольники; г — кернер разметочный; д — кернер контрольный; е — нитка, ж — рейсмус.

Качество разметки зависит от исправности инструментов, которые должны храниться отдельно в инструментальных ящиках и периодически проверяться на точность.
При разметке наносят и прокернивают следующие линии: контуров деталей и вырезов, теоретические, контрольные, припусков, слома и отгиба фланцев, скосов, центров закруглений, прямоугольных вырезов и отверстий под болты и заклепки. Эти линии необходимы для изготовления деталей и обеспечения их контроля, а также для последующей сборки корпусных конструкций. Ошибочно поставленные керны должны быть тщательно забиты. В процессе разметки не наносят и не кернят те из вышеперечисленных линий, положение которых уточняется в процессе изготовления деталей или сборки корпусных конструкций, а также линии центров отверстий под заклепки и болты на накладных и съемных листах.
На каждой детали на расстоянии 50—100 мм от ее контура наносят и прокернивают контрольные линии, по которым проверяют точность резки или строжки. При разметке заготовок деталей, подвергаемых гибке, их кернение необходимо выполнять с вогнутой стороны. Исключение составляют детали двойной кривизны из двухслойных сталей, обрабатываемые тепловой резкой и др.
Номинальные размеры размечаемых деталей должны соответствовать плазовым данным или рабочим чертежам.
При разметке деталей на листах необходимо располагать их таким образом, чтобы отходы были минимальными. Отходы в дальнейшем используют для изготовления выводных планок, обухов и т. п.
Разметка листов. Разметку листовых деталей выполняют фотопроекционным эскизным или шаблонным методами и механизированно на разметочно-маркировочных машинах с программным управлением. Общие правила разметки состоят в следующем.
Разметку листов углеродистых и низколегированных сталей выполняют со стороны набора. Листы из двухслойных сталей размечают со стороны плакирующего слоя, если на него будет устанавливаться набор или если они будут обрабатываться на механическом оборудовании.
При разметке деталей по эскизам и шаблонам руководствуются технолого-нормировочными картами (ТНК). ТНК разрабатываются на плазе. В них содержатся эскизы деталей и альбом карт раскроя.
Шаблоны применяют для разметки больших партий одинаковых деталей, а также деталей сложных конфигураций. Шаблон при разметке накладывают на металл и обводят чертилкой. Шаблоны изготовляют из досок, фанеры или из легких сплавов. Размечая детали по шаблону, необходимо иметь в виду, что на нем не указаны припуски.
В целях достижения максимальной экономии металла при разметке подготавливают карты раскроя листовой стали. Карты раскроя представляют собой вычерченные на листе бумаги в определенном масштабе детали, которые должны быть изготовлены из листового металла при наименьшем размере отходов.
Карта раскроя дает рабочему наглядное представление о том, каким образом необходимо расположить размечаемые детали на листе, чтобы технология их вырезки была наиболее удобной при минимальных отходах металла. Необходимо совмещать резы прямолинейных кромок смежных деталей, учитывать ширину реза между ними, а также размер припусков.
Разметку профильного проката выполняют на специальна оборудованном стеллаже, на который одновременно укладывают несколько полос профиля одинаковых размеров и марок. При этом рабочий размечает длину детали, скосы, шпигаты, вырезы, отверстия, линии приварки смежных деталей, линии сломов и т. п.
Некоторые профильные детали сложной кривизны размечают дважды. Первый раз их размечают до гибки с припусками 100—200 мм по длине, не производя полной маркировки (настолько, чтобы можно было определить, по какому шаблону была согнута деталь). Вторичную разметку таких деталей выполняют после гибки. При этом проверяют шаблоном качество гибки, прикладывая его по плоскости детали. Рабочие кромки шаблона совмещают с кромками детали, примыкающими в составе конструкций к другим деталям.
Маркировка. Все размеченные детали независимо от способа их изготовления маркируют. Маркировка выполняется вручную керном, красками, несмываемыми чернилами и механизированно на маркировочных машинах, электрографическим и другими способами. По назначению маркировка разделяется на основную, дополнительную и вспомогательную.
Основная маркировка, или, как ее называют, марка, содержит заводской номер судна, марку стали, номер чертежа, секции, блока и детали. Накерненная марка обводится краской в виде прямоугольника.
Дополнительная и вспомогательная маркировка включают надписи («Нос», «Корма», «Верх», «Низ», «Правый борт», «Левый борт», «Диаметральная плоскость», номера шпангоутов и др.), технические указания о форме разделки скосов, выполнении гибки, размере припусков, последовательности выполнения операций обработки и общие указания (например, «Гнуть на себя», «Вырез сделать при сборке» и т. п.).
Основную марку наносят обычно в правом нижнем углу детали, дополнительную и вспомогательную — между кромками деталей и контрольными линиями.
Нанесение линий при разметке, их кернение и обозначение на металле выполняют по правилам, принятым в судостроении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...