Коррозия

Коррозия - разрушение поверхности металла при химическом или электрохимическом взаимодействии с коррозионно-активной средой. Различают два вида протекания коррозионного процесса: химическая и  электрохимическая коррозии.
Химическая - происходит в результате химических реакций без влияния  электрических токов (коррозия в неэлектрической среде или сухих газах) и сопровождающихся появлением на поверхности металла окисной пленки. Образующиеся пленки могут быть разной толщины. Первичная  окисная пленка может тормозить дальнейшее развитие окисления металла, это зависит от ее сплошности. Пористые несплошные пленки слабо защищают металл от последующего окисления, сплошные – лучше.
Применяющиеся на судах топлива содержат примеси соединений серы, которые после сгорания топлива, соединяясь с конденсирующимися парами воды, образуют растворы серной кислоты в виде сернокислого тумана. Эта кислота, адсорбируясь на поверхности газовых трактов или на твердых частицах (зола, несгоревшие углеводороды) приводит к интенсивной низкотемпературной коррозии  деталей, омываемых газами, разрушая защитный слой. Кислород, содержащийся в газовом потоке (благодаря высоким значениям коэффициента избытка воздуха) окисляет эти незащищенные участки поверхности, и процесс разрушения повторяется.
Ванадиевые отложения – V2O5 образуются из ванадия, присутствующего в виде различных соединений при сгорании тяжелых сортов топлив. Отложения могут быть мягкими (сажа) или твердыми, стекловидными. Эти соединения прилипают к поверхности металла, ухудшая теплопередачу, действуя также как сильный окислитель, способствуют коррозии металла.
 Детали цилиндропоршневой группы дизелей (клапаны, цилиндровые втулки, поршневые кольца, днища поршней), лопатки турбин газотурбокомпрессоров подвержены коррозионным разрушениям из-за наличия в продуктах сгорания сульфата натрия - Na2S04.
Известную роль здесь играет ухудшение качества морских топлив. В них, особенно в тяжелых остаточных топливах, содержание ванадия может достигать 300 - 350 ррт (частей на миллион), а в некоторых топливах его содержание доходит до 500 - 600 ррт. В тоже время, содержание органических соединений натрия редко превышает 30 ррт. Большие количества сульфата натрия, обычно образуются при обводнении тяжёлых остаточных топлив морской водой, в этих случаях в топливо попадает большое количество соединений натрия, которое может достигать величины 300 ррт. При сгорании топлива образуются такие вещества как С02, Н20, S02. Несмотря на избыток кислорода, в очень небольшом количестве образуется и S03. Причина замедленности протекания этой реакции в том, что мала скорость реакции окисления с превращением S02 в S03. Присутствие S03 в продуктах сгорания крайне нежелательно, так как с ним связаны протекание специфических коррозионных процессов. Несгорающие элементы, такие как V, Na, Fe и Ni, при сгорании углеводородов легко образуют окислы или соли. Причём, окислы ванадия и железа выступают в роли очень активных катализаторов реакций окисления S02:


В обоих случаях каталитический эффект достигается с образованием, в ходе реакции, промежуточных соединений. При обводнении топлива морской водой в него попадают в больших количествах соединения натрия, среди которых основную роль играет хлорид натрия - NaCI, который, вступая в реакцию с серной кислотой, образует сульфат натрия Na2S04 и соляную кислоту HCI в паровой фазе.
Возникающие при сгорании тяжелых топлив окислы ванадия и натрия, будучи чрезвычайно агрессивными, вызывают высокотемпературную коррозию металла, главным образом металла тарелок выхлопных клапанов дизелей, выражающуюся в возникновении межкристаллической коррозии, с образованием пораженных участков. Плотность посадки клапана на седло на этих участках теряется, прорыв газов способствует местному перегреву, в итоге — прогоранию клапана.
Подобные явления, обычно связывают с наличием в топливе ванадия, поэтому часто их определяют как ванадиевую коррозию. Однако, как показывает практика, потеря плотности посадки клапана и прогорания возможны и без присутствия в топливе ванадия.
Так, при работе высокооборотных дизелей на высококачественном дистиллатном топливе нередко происходит образование на рабочих фасках чрезвычайно твердых отложений сульфатов бария, кальция, натрия. Кальций и барий являются основными составляющими присадок смазочных масел и при окислении последних попадают в состав нагаров. Связующими являются продукты неполного сгорания топлива, а также Са, иногда Si. Ровный и гладкий слой отложений обеспечивает хорошее уплотнение рабочих поверхностей клапана и седла — до тех пор, пока между ними не оказываются твердые посторонние частицы металла или кокса, которые при ударе клапана о седло вызывают появление трещин в защитном слое отложений. Если трещина располагается поперек седла, то в образовавшуюся бороздку начинают прорываться горячие газы. Проход расширяется, происходит местный перегрев, сопровождающийся коррозией и эрозией размягченного слоя стеллитовой наплавки. Дальнейшее разрушение клапана происходит очень быстро.
Важной причиной и специфическим обстоятельством, сопровождающим возникновение высокотемпературной коррозии, является наличие в продуктах сгорания агрессивных соединений, температура плавления которых лежит ниже рабочей температуры клапанов. Окислы ванадия V204 и V205 имеют температуры плавления соответственно около 2000°С и 670 - 690°С. Это означает, что они покидают цилиндр вместе с выхлопными газами, температура которых составляет 450 - 600°С, находясь в твердом состоянии. В смеси с сульфатом натрия, их температуры плавления снижаются до значений 530 -570°С, а в пропорции, примерно, 70% Na2S04+ 30% V205 температура плавления смеси может достигнуть 300°С .

Значения температур плавления V205 и Na2S04

Пока окислы находятся в твердом состоянии и температура тарелки клапана не превышает 530°С, есть вероятность, что значительная часть их будет удаляться вместе с выхлопными газами, не принося вреда клапану. Когда же температура клапана начинает превышать температуру плавления окислов (поднимается выше 530°С) то, оказываясь вблизи клапана, они начинают прилипать к нему. Стекая на рабочую фаску, окислы вызывают ее интенсивную коррозию и последующее прогорание.
Уменьшение содержания Na2S04 в смеси с V205 как это видно из рис. 1, способствует росту температуры плавления, препятствует прилипанию к телу клапана, а значит, способствует уменьшению вероятности развития коррозии последнего
Электрохимическая - происходит в результате взаимодействия металла с электролитом под воздействием электрических токов.
Различают анодный процесс - переход металла в раствор в виде гидратированных ионов с оставлением соответствующего количества электронов и катодный процесс - ассимиляция избыточных электронов в металле атомами, молекулами или ионами раствора, которые могут восстанавливаться на катоде.
Протекание реакции при электрохимической коррозии аналогично протеканию реакции в гальваническом элементе.
Протекание электрохимического процесса коррозии зависит от солености воды, скорости ее движения относительно металла, температуры, блуждающих токов, напряжений металла и деформаций.
При движении воды процесс коррозии интенсифицируется вследствие подвода к металлу кислорода из аэрированной воды, механического действия струи, так как с поверхности металла снимается защитная пленка продуктов коррозии. При температурах 50 - 90°С защитная пленка оказывается неплотной и нестойкой, при более низких и высоких значениях температуры, защитная пленка обладает повышенной стойкостью. При повышении температуры интенсифицируется процесс конвекционного теплообмена, который должен был бы ускорить протекание реакции. Однако, так как этот процесс сопровождается снижением растворимости кислорода в растворах, в результате, происходит замедление реакции.
Внутренние напряжения и деформации в металлах ускоряют процесс электрохимической коррозии, придавая ей меж- и транскристаллический характер.
Морская вода содержит в себе большое количество легко диссоциирующихся солей в основное хлоридов NaCI, MgCI2 и сульфиды CaS04, MgS04, Ka2S04, она насыщена воздухом и высоко электропро-водна, что создает условия для протекания электрохимической коррозии. Вследствие этого данный вид коррозии является одной из основных причин повреждений СТС.
На надводную часть корпуса (внутреннюю и наружную) воздействует влажный и соленый морской воздух, на подводную часть - электролит с высокой электропроводностью.
С наружной части корпуса наиболее интенсивно поражается район переменного пояса, где скорость коррозии в 3 - 5 раз больше, чем в районе полного погружения. Брызги воды и механическое воздействие волн разрушают защитную пленку продуктов коррозии. Коррозионное поражение наружной обшивки увеличивается при больших скоростях хода судна, так как, при интенсивном обтекании, вода смывает с обшивки защитные покрытия, облегчая доступ окислителей к поверхности металла. Коррозия усиливается из-за обрастания подводной части корпуса мелкими живыми организмами и растительностью, которые создают дополнительную окислительную среду вследствие выделения ими двуокиси углерода и сероводорода при разложении омертвевших организмов и растительности.
Большое значение имеет состояние покрытий и защитных плёнок. Механические повреждения, царапины, места, откуда выкрошилась окалина, - являются анодами по отношению к остальной части поверхности. Если поврежденные места очень малы, то могут образоваться глубокие язвы (до 5 мм и более). Сварные швы корродируют быстрее, чем основной свариваемый металл.
Коррозионная усталость характерна для деталей, находящихся в коррозионно-активной среде и подверженных растягивающим циклическим нагрузкам. Образующиеся в этом случае трещины распространяются вглубь материала, перпендикулярно растягивающим напряжениям и имеют, в основном, транскристаллитный характер и обычно заполняются продуктами коррозии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...