На БМРТ типа «Пушкин» установлены траловые лебедки за вода «Ахгелис Зоне» в Бремерсгафене (ФРГ). Лебедки электрические двухвальные с нераздельным приводом, автоматическим ваероукладчиком реечного типа и электромеханическим реверсом каретки.
Вид лебедки сверху показан на рис. 44, а ее вид сбоку и кинематическая схема — на рис. 45.
Цельнокованый ваерный вал лежит в подшипниках корпуса 9 редуктора и стоек 3 и 15. Подшипники разъемные с цилиндрическими бронзовыми вкладышами и подачей смазки из нажимных масленок. На ваерном валу свободно вращаются ваерные барабаны 21, которые могут быть соединены с валом кулачковыми муфтами 14, передвигаемыми рычажными приводами 18. Муфты 14 предохраняются от выключения стопорами 19. На конусных шейках, концов ваерного вала сидят на шпонках и закреплены гайками одинарные турачки 1. В средней части вала в корпусе редуктора закреплено на шпонках червячное колесо. У левой стойки 3 на ваер-ном валу на шпонке закреплено цилиндрическое зубчатое колесо» для привода вспомогательного вала 30.
Вспомогательный вал 30 уложен в подшипники корпуса редуктора и стоек станины, устроенные так же, как подшипники ваерного вала. Вал 30 имеет на концах одинарные турачки 17, закрепленные так же, как турачки ваерного вала. Для привода вал 30 имеет цилиндрическую шестерню, сидящую на валу свободно. Шестерня может соединяться с валом кулачковой муфтой 31, которая перемещается по валу на скользящей шпонке с помощью винтового привода, работающего от маховика. (На судах Мурманского тралового флота винтовой привод муфты 31 заменен обычным рычажным).
Шестерня вспомогательного вала находится в зацеплении с колесом ваерного вала. Эта передача заключена в кожух 2, закрепленный на стойке 3, который служит ей масляной ванной.
На некоторых лебедках турачки вспомогательного вала заменены дополнительными барабанами для вытяжных тросов канатоемкостью 60 м стального троса диаметром 22 мм.
Электродвигатель постоянного тока 26 соединяется с червяком редуктора фрикционной муфтой 24 предельного момента и промежуточным валом 23. Наружная поверхность муфты 24 используется как шкив колодочного электромагнитного тормоза. Электродвигатель 26 и тормоз 25 установлены на сварном фундаменте 27. Управление электродвигателем производится маховичками 29 горизонтального валика, расположенными в средней части лебедки и у ее стоек. Валик управления вращается в подшипниках кронштейнов, расположенных на стойках лебедки, и обе его половины карданными шарнирами соединены с обеими концами валика барабана контроллера 28 управления лебедкой, закрепленного на корпусе редуктора.
Ваерные барабаны 21 имеют шкивы ленточных тормозов 13, ленты которых затягиваются вручную при помощи маховиков 20. Винты тормозов поддерживаются подшипниками, закрепленными на кронштейне 16, соединяющем стойки 3 и 15. Травление ваеров производится только при освобождении ленточных тормозов,1 которые охлаждаются водой через специальные патрубки. Расход воды на охлаждение тормозов — примерно 500 литров в час.
Каретки 6 ваероукладчиков движутся с помощью реек 7, перемещаемых зубчатыми шестернями валиков 8. Каретки катаются на роликах по рельсу 4, закрепленному на кронштейнах стоек и корпуса редуктора. Нижняя часть каретки направляется роликами, катящимися между угольниками 5, установленными на кронштейнах 11, закрепленных болтами на фундаментной раме лебедки. Механический привод ваероукладчика работает от цепной звездочки 10 ваерного барабана, а ручной — от маховиков 22.
На рис. 46 показан ваерный вал лебедки, детали редуктора и фрикционная муфта предельного момента. На рис. 46, А показана левая часть цельнокованого ваерного вала 21. Вал лежит по концам на бронзовых вкладышах 1 подшипников 3 стоек станины лебедки, застопоренных коксами 2. На крышках 3 подшипников установлены колпачковые масленки. Стальная литая червячная шестерня 20 насажена на вал 21 на шпонках и имеет бронзовый венец 19, надетый горячей посадкой и закрепленный упорным буртом и болтами. В осевом направлении вал 21 зафиксирован двумя упорными шарикоподшипниками 23, поставленными по обеим сторонам ступицы шестерни 20. Средняя часть ваерного вала опирается на бронзовые вкладыши 22, застопоренные коксами в корпусе 18 редуктора, смазываемые колпачковыми масленками. Обоймы подшипников 23 упираются в торцы вкладышей 22 и выточки корпуса 18.
На ваерном валу 21 на бронзовых втулках 12 и 25, запрессованных с обеих сторон, свободно вращается ваерный барабан 11. Барабан 11 сварно-литой конструкции с приваренными наружной 9 и внутренней 16 ребордами, усиленными приварными кольцами и ребрами жесткости. Наружная реборда 9 имеет литой тормозной, шкив 8, закрепленный болтами. Втулки 12 и 25 служат подшипниками ваерному барабану, зазор в которых рекомендуется держать в пределах 0,15 — 0,18 мм. Они смазываются маслом, залитым в полость барабана через отверстие, закрытое пробкой 14. Масло в барабан можно заливать и через масленку у наружной реборды 9.
При медленном вращении барабана масло просто стекает к подшипникам, а при большом числе оборотов начинает действовать особое приспособление, устроенное следующим образом. На валу 21 на шпонках 28 поставлены маслосборные кольца 13, которые удерживаются на заданном расстоянии распорными стержнями 15. Кроме того, на валу между кольцами 13 на шпонках 27 поставлены винтовые лопасти, не показанные на рисунке. При вращении барабана-относительно неподвижного вала лопасти гонят масло в круговые канавки маслосборных колец 13, оттуда оно по сверлениям 29 вала попадает к подшипникам, и они обильно смазываются. В барабан заливается 11 литров масла. Для предотвращения утечки масла из внутренней полости барабана у внутреннего торца барабана поставлена композитная манжета 24, а у наружного торца — резиновое кольцо 10.
Барабан в осевом направлении фиксируется кольцом 7, навинченным на вал и застопоренным винтами. Для смазки торца втулки 25, упирающегося в торец подшипника редуктора, в последнем сделано сверление, соединяющее торец подшипника со смазочным каналом масленки. Кольцо 7 фиксирует и крайнее положение кулачковой подвижной муфты 4, кулачки которой могут входить в зацепление с кулачками на торце ступицы барабана. Муфта 4 передвигается по квадратному участку вала 21 рычажным приводом, бугель 6 которого имеет отверстия, куда входят цапфы сухарей 5, находящихся в выточке муфты. Для привода ваероукладчика на выступающем конце втулки 25 насажена цепная звездочка 17, закрепленная винтами.
На рис. 46, В показаны червяк 11 и червячное колесо 1 редуктора лебедки, посаженное на ваерный вал на двух шпонках. Вал червяка 11 уложен в однорядный цилиндрический роликоподшипник 13, двухрядный радиально-сферический роликоподшипник 9 и упорный однорядный самоустанавливающийся роликоподшипник 7. Подшипники червячного вала смонтированы во втулках 3 и 16, закрепленных фланцами на шпильках в отверстиях корпуса 2 редуктора. Для смазки подшипников в приливах корпуса имеются отверстия, через которые масло попадает из корпуса редуктора во внутренние полости втулок.
Червяк 11 трехзаходный. Роликоподшипник 13 удерживается на валу червяка кольцом 12, длинной распорной втулкой 15 и соединительной полумуфтой 20, поставленной на шпонке 21 и закрепленной торцовой шайбой 22 с болтами и стопорными планками. Подшипник 13 во втулке 16 фиксируется распорной втулкой 14, прижатой крышкой 17. Крышка 17 закреплена шпильками и имеет сальник 18, уплотняющий отверстие для прохода вала червяка.
На другой конец вала червяка надето маслоотбойное кольцо 10, в ступицу которого упирается роликоподшипник 9. Он прижат втулкой 8, на которую надет упорный подшипник 7. Втулка 8 удерживается на валу шайбой и двумя гайками 6. Наружная обойма подшипника 9 вставлена в выточку втулки 3, а наружная обойма подшипника 7 — в выточку глухой крышки 4, закрепленной, как и втулка 3, на шпильках. Упорный торец крышки 4 имеет гнезда, в которые вставлены спиральные пружины 5, амортизирующие осевой разбег червяка.
На рис. 46, Б показана фрикционная предохранительная муфта передачи от электродвигателя к червяку редуктора. Полумуфта 1 надета на шпонке на конец вала электродвигателя, а на ее ступицу надета другая полумуфта 7, крышка 10 которой соединяется с фланцем промежуточного вала. Обе полумуфты центрируются роликоподшипником 12, наружная обойма которого вставлена в кольцо 13, находящееся в выточке полумуфты 1, а внутренняя обойма надета на кольцо 11, закрепленное на крышке 10.
На шлицы наружной поверхности полумуфты 1 насажены фрикционные диски 9, которые находятся между фрикционными дисками 8, поставленными на шлицах внутренней поверхности полумуфты 7. Фрикционные диски 8 и 9 сжимаются кольцом 6, которое прижимается пружинами 5. Пружины 5 надеты на болты 4, пропущенные сквозь отверстия кольца 14, в которое упираются концы пружин. Кольцо 14 упирается в свою очередь в кольцо 2, навинченное на ступицу полумуфты 1. Болты 4 ввинчены в нажимное кольцо 6.
Предохранительная муфта устанавливается с таким расчетом, чтобы она могла передать максимальный вращающий момент, равный 2,2 номинального момента вала электродвигателя. Регулировка муфты производится следующим образом. Поворачивая кольцо 2, прижимают его вплотную к кольцу 14, затем, ввинчивая болты 4, освобождают кольцо 14 от нажатия пружин 5. Поворачивают кольцо 2 на 2,2 оборота и фиксируют стопорными винтами 15. Затем вывинчивают болты 4, перенося натяжение пружин на кольцо 14, и пакет фрикционных дисков будет сжиматься с должным усилием.
Реечный ваероукладчик с электромеханическим реверсом каретки, примененный на лебедках данного типа, показан на рис. 47, а его кинематическая схема приведена на кинематической схеме лебедки (см. рис. 45). На рис. 47, А показаны каретки ваероукладчика, устройства для их передвижения и реверса. Сварные каретки 4 направляются рельсом 2, по которому катятся их ролики, причем ролики 5 катятся по рельсу сверху и воспринимают вес каретки, а ролики 10 катятся по нижней поверхности рельса 2 и направляют каретку. Нижняя часть каретки направляется роликом, движущимся между двумя направляющими угольниками 12, установленными на кронштейнах 14. Каретки имеют два вертикальных рола 3 и горизонтальный рол 11, направляющие ваера. Крайние положена каретки фиксируются пружинными ограничителями 1, расположенными по концам и в середине рельса 2. При крайних положения} кареток они упираются в приварные упоры 9 кареток. Каждая каретка имеет зубчатую рейку 6, которая передвигается шестерней 7, причем нажимной ролик 8 не дает рейке подняться и расцепиться с шестерней.
В нижней части каретка имеет кронштейн 15, сквозь отверстие которого проходит штанга 16 управления с установочными кольцами 17. При передвижении каретки и подходе ее в крайние положения кронштейн 15 нажимает на соответствующее установочное упорное кольцо 17 и передвигает в осевом направлении штангу 16, которая перемещается в отверстиях кронштейнов 14. На конце штанги 16 у средины лебедки имеется упорный диск, по обеим сторонам которого располагаются ролики концов углового рычага ротора реверсивного переключателя 18. При передвижении штанги 16 ротор этого переключателя поворачивается и переключает ток с одного соленоида муфты редуктора на другой и меняет направление движения каретки. На другом конце штанги 16 поставлены два упорных кольца, между ними находится конец рычага 13 ротора предельного выключателя, который выключает соленоиды лебедки, если каретки перейдут предельно допустимое крайнее положение.
Рис. 47, В дает некоторое представление об устройстве каретки ваероукладчика. В отверстия верхних листов 4 каретки вставлены штыри 2, на которых вращаются ролики 1, поддерживающие каретку. Ролики имеют в отверстиях ступиц запрессованные бронзовые втулки, трущиеся поверхности которых смазываются при помощи колпачковых масленок 3. По нижней поверхности рельса катятся ролики 5, вращающиеся на шарикоподшипниках 9 на осях 7. Подшипники закреплены в гнездах роликов 5 крышками 8, смазочные полости подшипников уплотнены манжетами. На нижнем листе каретки закреплен приварной кронштейн 11, сквозь отверстие которого проходит штанга управления движением каретки. Там же со стороны барабана приварен козырек 12, направляющий ваер. С передней стороны каретка имеет кронштейны 10 для оси горизонтального рола.
Вертикальные ролики 15 вращаются на осях 13, закрепленных гайками 19 на верхнем и нижнем листах каретки. Цилиндрические части 15 ролов имеют крышки 17, в отверстия которых входят трубы 16, закрепленные гайками 18. В эти трубы сверху и снизу запрессованы бронзовые втулки 14, на которых вращаются ролы. Они смазываются при помощи колпачковых масленок 6, которые трубками 20 соединены с внутренними сверлениями осей 13, откуда смазка поступает к трущимся поверхностям.
На рис. 47, Б показан редуктор ваероукладчика. Редуктор смонтирован в литом чугунном корпусе 12 с крышкой 5, который служит масляной ванной шестерням. Сверху корпус 12 имеет крышку 7 для осмотра и налива масла. Цепная звездочка ваерного барабана при помощи шарнирной цепи вращает звездочку редуктора, на валу которой имеется коническая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с двумя коническими шестернями 8. С их помощью изменяется направление движения каретки ваероукладчика.
Шестерни 8 свободно вращаются на валике 1 на запрессованных в их ступицах бронзовых втулках и имеют конусы 9, которыми каждая шестерня 8 в отдельности может соединяться с двухсторонней конусной фрикционной муфтой 10. Муфта 10 передвигается в осевом направлении на валу 1 на скользящих шпонках. Передвижение муфты 10 осуществляется якорем, который притягивается двумя соленоидами в ту или другую сторону в зависимости от того, по какому соленоиду проходит ток, включенный реверсивным переключателем (см. рис. 47, А). Валик 1 вращается в бронзовой втулке 11 отверстия корпуса и такой же втулке, запрессованной в отверстие крышки. В эти втулки смазка поступает от масленок по каналам в стенке корпуса и крышке. На валике внутри корпуса имеется шестерня 6, сидящая на шпонке, снаружи свободно вращается на бронзовой втулке колесо 4. На конец валика 1 надета свободно вращающаяся пальцевая муфта 2, пальцы которой входят в отверстия звездочки 3. При передвижении муфты 2 ее пальцы входят в отверстия колеса 4 и таким образом соединяют это колесо со звездочкой 3. Звездочка 3 шарнирной цепью связана со звездочкой маховика ручного привода (см. рис. 44 и 45).
В корпусе редуктора ваероукладчика имеется валик 14, один конец которого уложен в бронзовую втулку 15 с крышкой 13 на торце, а другой — в бронзовую втулку, запрессованную в отверстие крышки 5 корпуса. На валик 14 на шпонке надето зубчатое колесо 27, находящееся в зацеплении с шестерней 6 валика 1. Кроме того, на валике 14 свободно вращается на бронзовой втулке, запрессованной в ступицу, шестерня 29, имеющая на торце кулачки, которые могут входить в зацепление с кулачками подвижной муфты 28, передвигающейся по валу 14 на скользящей шпонке. Шестерня 29 находится в постоянном зацеплении с колесом 4 и со сварным колесом 24, которое свободно вращается на бронзовой втулке, запрессованной в ее ступицу на валу 19. Колесо 24 имеет на ступице кулачки, которые могут входить в зацепление с кулачками подвижной муфты 26, передвигающейся по валу 19 на скользящей шпонке 25. Вал 19 лежит в подшипниках кронштейна 23, закрепленного на корпусе редуктора лебедки, его конец проходит сквозь подшипник 20, приваренный к направляющему рельсу 16 каретки ваероукладчика. На конце вал 19 имеет шестерню 17, с которой находится в зацеплении зубчатая рейка 18, связанная с кареткой. Чтобы рейка не сходила с зубьев шестерни, на боковых наружных сторонах рейки и на наружном торце шестерни имеются направляющие планки на винтах. Рейка 21 другой каретки проходит над подшипником 20 вала 19.
При механическом приводе муфта 2 выключена, а муфты 26 и 28 включены. Движение от звездочки редуктора передается одной из шестерен 8, включенной муфтой 10, валику 1, через шестерни 6 и 27, 29 и 24 валу 19, и шестерней 17 передвигается рейка 18 каретки. При ручном приводе муфты 2 и 26 включаются, муфта 28 выключается. Вращение от маховика и его звездочки передается звездочке 3 и связанному с ней колесу 4, а от него через шестерню 29, являющуюся теперь паразитной, вращение передается колесу 24, валу 19, шестерне 17 и рейке 18, перемещающей каретку. Выключая ваероукладчик при травлении ваеров, выключают муфту 26, и каретки свободно перемещаются по рельсу под действием ваеров, причём рейки вращают шестерни 17 и валики 19.
Если почему-то не сработал реверсивный переключатель ваероукладчика и каретка продолжает двигаться, при подходе к предельно допустимому крайнему положению предельный выключатель прервет ток к обоим соленоидам. При выключении тока пружины поставят якорь реверсивной муфты в среднее положение и, отключив обе шестерни 8, выключат ваероукладчик.
Характеристика лебедки «Ахгелис Зоне»
Максимальное тяговое усилие на ваерах, кГ 10000
Номинальное тяговое усилие на ваерах, кГ 8300
Средняя скорость выбирания ваера, м/мин 60
Диаметр ваера, мм 25
Рабочая длина ваера, м 1500
Диаметр ваерного барабана, мм 390
Диаметр реборд, мм 1400
Длина барабана между ребордами, мм 1240
Диаметр турачек ваерного вала, мм 450
Длина турачек ваерного вала, мм 440
Диаметр турачек вспомогательного вала, мм 350
Длина турачек вспомогательного вала, мм 340
Мощность электродвигателя, квт 133
Номинальное число оборотов в минуту 550
Габариты лебедки, мм 6075 X 2480 X 2070
Вид лебедки сверху показан на рис. 44, а ее вид сбоку и кинематическая схема — на рис. 45.
Цельнокованый ваерный вал лежит в подшипниках корпуса 9 редуктора и стоек 3 и 15. Подшипники разъемные с цилиндрическими бронзовыми вкладышами и подачей смазки из нажимных масленок. На ваерном валу свободно вращаются ваерные барабаны 21, которые могут быть соединены с валом кулачковыми муфтами 14, передвигаемыми рычажными приводами 18. Муфты 14 предохраняются от выключения стопорами 19. На конусных шейках, концов ваерного вала сидят на шпонках и закреплены гайками одинарные турачки 1. В средней части вала в корпусе редуктора закреплено на шпонках червячное колесо. У левой стойки 3 на ваер-ном валу на шпонке закреплено цилиндрическое зубчатое колесо» для привода вспомогательного вала 30.
Вспомогательный вал 30 уложен в подшипники корпуса редуктора и стоек станины, устроенные так же, как подшипники ваерного вала. Вал 30 имеет на концах одинарные турачки 17, закрепленные так же, как турачки ваерного вала. Для привода вал 30 имеет цилиндрическую шестерню, сидящую на валу свободно. Шестерня может соединяться с валом кулачковой муфтой 31, которая перемещается по валу на скользящей шпонке с помощью винтового привода, работающего от маховика. (На судах Мурманского тралового флота винтовой привод муфты 31 заменен обычным рычажным).
Шестерня вспомогательного вала находится в зацеплении с колесом ваерного вала. Эта передача заключена в кожух 2, закрепленный на стойке 3, который служит ей масляной ванной.
На некоторых лебедках турачки вспомогательного вала заменены дополнительными барабанами для вытяжных тросов канатоемкостью 60 м стального троса диаметром 22 мм.
Электродвигатель постоянного тока 26 соединяется с червяком редуктора фрикционной муфтой 24 предельного момента и промежуточным валом 23. Наружная поверхность муфты 24 используется как шкив колодочного электромагнитного тормоза. Электродвигатель 26 и тормоз 25 установлены на сварном фундаменте 27. Управление электродвигателем производится маховичками 29 горизонтального валика, расположенными в средней части лебедки и у ее стоек. Валик управления вращается в подшипниках кронштейнов, расположенных на стойках лебедки, и обе его половины карданными шарнирами соединены с обеими концами валика барабана контроллера 28 управления лебедкой, закрепленного на корпусе редуктора.
Ваерные барабаны 21 имеют шкивы ленточных тормозов 13, ленты которых затягиваются вручную при помощи маховиков 20. Винты тормозов поддерживаются подшипниками, закрепленными на кронштейне 16, соединяющем стойки 3 и 15. Травление ваеров производится только при освобождении ленточных тормозов,1 которые охлаждаются водой через специальные патрубки. Расход воды на охлаждение тормозов — примерно 500 литров в час.
Каретки 6 ваероукладчиков движутся с помощью реек 7, перемещаемых зубчатыми шестернями валиков 8. Каретки катаются на роликах по рельсу 4, закрепленному на кронштейнах стоек и корпуса редуктора. Нижняя часть каретки направляется роликами, катящимися между угольниками 5, установленными на кронштейнах 11, закрепленных болтами на фундаментной раме лебедки. Механический привод ваероукладчика работает от цепной звездочки 10 ваерного барабана, а ручной — от маховиков 22.
На рис. 46 показан ваерный вал лебедки, детали редуктора и фрикционная муфта предельного момента. На рис. 46, А показана левая часть цельнокованого ваерного вала 21. Вал лежит по концам на бронзовых вкладышах 1 подшипников 3 стоек станины лебедки, застопоренных коксами 2. На крышках 3 подшипников установлены колпачковые масленки. Стальная литая червячная шестерня 20 насажена на вал 21 на шпонках и имеет бронзовый венец 19, надетый горячей посадкой и закрепленный упорным буртом и болтами. В осевом направлении вал 21 зафиксирован двумя упорными шарикоподшипниками 23, поставленными по обеим сторонам ступицы шестерни 20. Средняя часть ваерного вала опирается на бронзовые вкладыши 22, застопоренные коксами в корпусе 18 редуктора, смазываемые колпачковыми масленками. Обоймы подшипников 23 упираются в торцы вкладышей 22 и выточки корпуса 18.
На ваерном валу 21 на бронзовых втулках 12 и 25, запрессованных с обеих сторон, свободно вращается ваерный барабан 11. Барабан 11 сварно-литой конструкции с приваренными наружной 9 и внутренней 16 ребордами, усиленными приварными кольцами и ребрами жесткости. Наружная реборда 9 имеет литой тормозной, шкив 8, закрепленный болтами. Втулки 12 и 25 служат подшипниками ваерному барабану, зазор в которых рекомендуется держать в пределах 0,15 — 0,18 мм. Они смазываются маслом, залитым в полость барабана через отверстие, закрытое пробкой 14. Масло в барабан можно заливать и через масленку у наружной реборды 9.
При медленном вращении барабана масло просто стекает к подшипникам, а при большом числе оборотов начинает действовать особое приспособление, устроенное следующим образом. На валу 21 на шпонках 28 поставлены маслосборные кольца 13, которые удерживаются на заданном расстоянии распорными стержнями 15. Кроме того, на валу между кольцами 13 на шпонках 27 поставлены винтовые лопасти, не показанные на рисунке. При вращении барабана-относительно неподвижного вала лопасти гонят масло в круговые канавки маслосборных колец 13, оттуда оно по сверлениям 29 вала попадает к подшипникам, и они обильно смазываются. В барабан заливается 11 литров масла. Для предотвращения утечки масла из внутренней полости барабана у внутреннего торца барабана поставлена композитная манжета 24, а у наружного торца — резиновое кольцо 10.
Барабан в осевом направлении фиксируется кольцом 7, навинченным на вал и застопоренным винтами. Для смазки торца втулки 25, упирающегося в торец подшипника редуктора, в последнем сделано сверление, соединяющее торец подшипника со смазочным каналом масленки. Кольцо 7 фиксирует и крайнее положение кулачковой подвижной муфты 4, кулачки которой могут входить в зацепление с кулачками на торце ступицы барабана. Муфта 4 передвигается по квадратному участку вала 21 рычажным приводом, бугель 6 которого имеет отверстия, куда входят цапфы сухарей 5, находящихся в выточке муфты. Для привода ваероукладчика на выступающем конце втулки 25 насажена цепная звездочка 17, закрепленная винтами.
На рис. 46, В показаны червяк 11 и червячное колесо 1 редуктора лебедки, посаженное на ваерный вал на двух шпонках. Вал червяка 11 уложен в однорядный цилиндрический роликоподшипник 13, двухрядный радиально-сферический роликоподшипник 9 и упорный однорядный самоустанавливающийся роликоподшипник 7. Подшипники червячного вала смонтированы во втулках 3 и 16, закрепленных фланцами на шпильках в отверстиях корпуса 2 редуктора. Для смазки подшипников в приливах корпуса имеются отверстия, через которые масло попадает из корпуса редуктора во внутренние полости втулок.
Червяк 11 трехзаходный. Роликоподшипник 13 удерживается на валу червяка кольцом 12, длинной распорной втулкой 15 и соединительной полумуфтой 20, поставленной на шпонке 21 и закрепленной торцовой шайбой 22 с болтами и стопорными планками. Подшипник 13 во втулке 16 фиксируется распорной втулкой 14, прижатой крышкой 17. Крышка 17 закреплена шпильками и имеет сальник 18, уплотняющий отверстие для прохода вала червяка.
На другой конец вала червяка надето маслоотбойное кольцо 10, в ступицу которого упирается роликоподшипник 9. Он прижат втулкой 8, на которую надет упорный подшипник 7. Втулка 8 удерживается на валу шайбой и двумя гайками 6. Наружная обойма подшипника 9 вставлена в выточку втулки 3, а наружная обойма подшипника 7 — в выточку глухой крышки 4, закрепленной, как и втулка 3, на шпильках. Упорный торец крышки 4 имеет гнезда, в которые вставлены спиральные пружины 5, амортизирующие осевой разбег червяка.
На рис. 46, Б показана фрикционная предохранительная муфта передачи от электродвигателя к червяку редуктора. Полумуфта 1 надета на шпонке на конец вала электродвигателя, а на ее ступицу надета другая полумуфта 7, крышка 10 которой соединяется с фланцем промежуточного вала. Обе полумуфты центрируются роликоподшипником 12, наружная обойма которого вставлена в кольцо 13, находящееся в выточке полумуфты 1, а внутренняя обойма надета на кольцо 11, закрепленное на крышке 10.
На шлицы наружной поверхности полумуфты 1 насажены фрикционные диски 9, которые находятся между фрикционными дисками 8, поставленными на шлицах внутренней поверхности полумуфты 7. Фрикционные диски 8 и 9 сжимаются кольцом 6, которое прижимается пружинами 5. Пружины 5 надеты на болты 4, пропущенные сквозь отверстия кольца 14, в которое упираются концы пружин. Кольцо 14 упирается в свою очередь в кольцо 2, навинченное на ступицу полумуфты 1. Болты 4 ввинчены в нажимное кольцо 6.
Предохранительная муфта устанавливается с таким расчетом, чтобы она могла передать максимальный вращающий момент, равный 2,2 номинального момента вала электродвигателя. Регулировка муфты производится следующим образом. Поворачивая кольцо 2, прижимают его вплотную к кольцу 14, затем, ввинчивая болты 4, освобождают кольцо 14 от нажатия пружин 5. Поворачивают кольцо 2 на 2,2 оборота и фиксируют стопорными винтами 15. Затем вывинчивают болты 4, перенося натяжение пружин на кольцо 14, и пакет фрикционных дисков будет сжиматься с должным усилием.
Реечный ваероукладчик с электромеханическим реверсом каретки, примененный на лебедках данного типа, показан на рис. 47, а его кинематическая схема приведена на кинематической схеме лебедки (см. рис. 45). На рис. 47, А показаны каретки ваероукладчика, устройства для их передвижения и реверса. Сварные каретки 4 направляются рельсом 2, по которому катятся их ролики, причем ролики 5 катятся по рельсу сверху и воспринимают вес каретки, а ролики 10 катятся по нижней поверхности рельса 2 и направляют каретку. Нижняя часть каретки направляется роликом, движущимся между двумя направляющими угольниками 12, установленными на кронштейнах 14. Каретки имеют два вертикальных рола 3 и горизонтальный рол 11, направляющие ваера. Крайние положена каретки фиксируются пружинными ограничителями 1, расположенными по концам и в середине рельса 2. При крайних положения} кареток они упираются в приварные упоры 9 кареток. Каждая каретка имеет зубчатую рейку 6, которая передвигается шестерней 7, причем нажимной ролик 8 не дает рейке подняться и расцепиться с шестерней.
В нижней части каретка имеет кронштейн 15, сквозь отверстие которого проходит штанга 16 управления с установочными кольцами 17. При передвижении каретки и подходе ее в крайние положения кронштейн 15 нажимает на соответствующее установочное упорное кольцо 17 и передвигает в осевом направлении штангу 16, которая перемещается в отверстиях кронштейнов 14. На конце штанги 16 у средины лебедки имеется упорный диск, по обеим сторонам которого располагаются ролики концов углового рычага ротора реверсивного переключателя 18. При передвижении штанги 16 ротор этого переключателя поворачивается и переключает ток с одного соленоида муфты редуктора на другой и меняет направление движения каретки. На другом конце штанги 16 поставлены два упорных кольца, между ними находится конец рычага 13 ротора предельного выключателя, который выключает соленоиды лебедки, если каретки перейдут предельно допустимое крайнее положение.
Рис. 47, В дает некоторое представление об устройстве каретки ваероукладчика. В отверстия верхних листов 4 каретки вставлены штыри 2, на которых вращаются ролики 1, поддерживающие каретку. Ролики имеют в отверстиях ступиц запрессованные бронзовые втулки, трущиеся поверхности которых смазываются при помощи колпачковых масленок 3. По нижней поверхности рельса катятся ролики 5, вращающиеся на шарикоподшипниках 9 на осях 7. Подшипники закреплены в гнездах роликов 5 крышками 8, смазочные полости подшипников уплотнены манжетами. На нижнем листе каретки закреплен приварной кронштейн 11, сквозь отверстие которого проходит штанга управления движением каретки. Там же со стороны барабана приварен козырек 12, направляющий ваер. С передней стороны каретка имеет кронштейны 10 для оси горизонтального рола.
Вертикальные ролики 15 вращаются на осях 13, закрепленных гайками 19 на верхнем и нижнем листах каретки. Цилиндрические части 15 ролов имеют крышки 17, в отверстия которых входят трубы 16, закрепленные гайками 18. В эти трубы сверху и снизу запрессованы бронзовые втулки 14, на которых вращаются ролы. Они смазываются при помощи колпачковых масленок 6, которые трубками 20 соединены с внутренними сверлениями осей 13, откуда смазка поступает к трущимся поверхностям.
На рис. 47, Б показан редуктор ваероукладчика. Редуктор смонтирован в литом чугунном корпусе 12 с крышкой 5, который служит масляной ванной шестерням. Сверху корпус 12 имеет крышку 7 для осмотра и налива масла. Цепная звездочка ваерного барабана при помощи шарнирной цепи вращает звездочку редуктора, на валу которой имеется коническая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с двумя коническими шестернями 8. С их помощью изменяется направление движения каретки ваероукладчика.
Шестерни 8 свободно вращаются на валике 1 на запрессованных в их ступицах бронзовых втулках и имеют конусы 9, которыми каждая шестерня 8 в отдельности может соединяться с двухсторонней конусной фрикционной муфтой 10. Муфта 10 передвигается в осевом направлении на валу 1 на скользящих шпонках. Передвижение муфты 10 осуществляется якорем, который притягивается двумя соленоидами в ту или другую сторону в зависимости от того, по какому соленоиду проходит ток, включенный реверсивным переключателем (см. рис. 47, А). Валик 1 вращается в бронзовой втулке 11 отверстия корпуса и такой же втулке, запрессованной в отверстие крышки. В эти втулки смазка поступает от масленок по каналам в стенке корпуса и крышке. На валике внутри корпуса имеется шестерня 6, сидящая на шпонке, снаружи свободно вращается на бронзовой втулке колесо 4. На конец валика 1 надета свободно вращающаяся пальцевая муфта 2, пальцы которой входят в отверстия звездочки 3. При передвижении муфты 2 ее пальцы входят в отверстия колеса 4 и таким образом соединяют это колесо со звездочкой 3. Звездочка 3 шарнирной цепью связана со звездочкой маховика ручного привода (см. рис. 44 и 45).
В корпусе редуктора ваероукладчика имеется валик 14, один конец которого уложен в бронзовую втулку 15 с крышкой 13 на торце, а другой — в бронзовую втулку, запрессованную в отверстие крышки 5 корпуса. На валик 14 на шпонке надето зубчатое колесо 27, находящееся в зацеплении с шестерней 6 валика 1. Кроме того, на валике 14 свободно вращается на бронзовой втулке, запрессованной в ступицу, шестерня 29, имеющая на торце кулачки, которые могут входить в зацепление с кулачками подвижной муфты 28, передвигающейся по валу 14 на скользящей шпонке. Шестерня 29 находится в постоянном зацеплении с колесом 4 и со сварным колесом 24, которое свободно вращается на бронзовой втулке, запрессованной в ее ступицу на валу 19. Колесо 24 имеет на ступице кулачки, которые могут входить в зацепление с кулачками подвижной муфты 26, передвигающейся по валу 19 на скользящей шпонке 25. Вал 19 лежит в подшипниках кронштейна 23, закрепленного на корпусе редуктора лебедки, его конец проходит сквозь подшипник 20, приваренный к направляющему рельсу 16 каретки ваероукладчика. На конце вал 19 имеет шестерню 17, с которой находится в зацеплении зубчатая рейка 18, связанная с кареткой. Чтобы рейка не сходила с зубьев шестерни, на боковых наружных сторонах рейки и на наружном торце шестерни имеются направляющие планки на винтах. Рейка 21 другой каретки проходит над подшипником 20 вала 19.
При механическом приводе муфта 2 выключена, а муфты 26 и 28 включены. Движение от звездочки редуктора передается одной из шестерен 8, включенной муфтой 10, валику 1, через шестерни 6 и 27, 29 и 24 валу 19, и шестерней 17 передвигается рейка 18 каретки. При ручном приводе муфты 2 и 26 включаются, муфта 28 выключается. Вращение от маховика и его звездочки передается звездочке 3 и связанному с ней колесу 4, а от него через шестерню 29, являющуюся теперь паразитной, вращение передается колесу 24, валу 19, шестерне 17 и рейке 18, перемещающей каретку. Выключая ваероукладчик при травлении ваеров, выключают муфту 26, и каретки свободно перемещаются по рельсу под действием ваеров, причём рейки вращают шестерни 17 и валики 19.
Если почему-то не сработал реверсивный переключатель ваероукладчика и каретка продолжает двигаться, при подходе к предельно допустимому крайнему положению предельный выключатель прервет ток к обоим соленоидам. При выключении тока пружины поставят якорь реверсивной муфты в среднее положение и, отключив обе шестерни 8, выключат ваероукладчик.
Характеристика лебедки «Ахгелис Зоне»
Максимальное тяговое усилие на ваерах, кГ 10000
Номинальное тяговое усилие на ваерах, кГ 8300
Средняя скорость выбирания ваера, м/мин 60
Диаметр ваера, мм 25
Рабочая длина ваера, м 1500
Диаметр ваерного барабана, мм 390
Диаметр реборд, мм 1400
Длина барабана между ребордами, мм 1240
Диаметр турачек ваерного вала, мм 450
Длина турачек ваерного вала, мм 440
Диаметр турачек вспомогательного вала, мм 350
Длина турачек вспомогательного вала, мм 340
Мощность электродвигателя, квт 133
Номинальное число оборотов в минуту 550
Габариты лебедки, мм 6075 X 2480 X 2070
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.