Общие сведения. Якорное устройство судна — это совокупность
приспособлений и механизмов, служащих для удержания судна на якоре, его
подъёма, отдачи и хранения. Якорное устройство включает: якоря; якорные цепи;
якорные и палубные клюзы; винтовые стопора, закрепляющие якорь и цепь;
подъёмный механизм — якорная лебёдка (брашпиль, или шпиль с тормозами и
счётчиками длины вытравленной цепи); цепной ящик с устройствами крепления и
отдачи якорных цепей (жвако-галс и глаголь-гак).
Швартовное устройство судна — совокупность приспособлений и
механизмов для удержания судна во время стоянки судна у причала или у борта
другого судна. Швартовное устройство включает швартовы, кнехты, утки, киповые планки,
швартовные клюзы, вьюшки, швартовные лебёдки или шпили.
Основными типами якорно-швартовных механизмов являются
якорно-швартовный брашпиль или якорно-швартовные шпили.
Схемы брашпиля и шпиля приведены на рисунках:
Техническое обслуживание брашпиля и шпиля включает:
• наружный осмотр брашпиля и шпиля;
• проверка уровня масла в редукторах;
• проворачивание брашпиля и шпиля в течение 1-2 минут на
полной скорости вращения с целью предупреждения контактных повреждений в
зубчатых передачах и шарикоподшипниках;
• шприцевание стопоров якорных цепей, приводов тормозных и
разобщительных устройств якорных цепей. Особенно тщательно необходимо смазать
внутренние втулки цепных звёздочек через установленные на их верхних буртах
колпачковые маслёнки;
• слив отстоя масла из редукторов и пополнение его до
рабочего уровня (при наличии в отстое металлических включений вскрыть редуктор
соответствующего механизма, найти и устранить причину повышенного износа
деталей);
• проверка состояния резьбовых соединений;
• замена масла в редукторах брашпиля и шпиля через каждые
два года.
Дефектоскопия и ремонт якорного устройства.
Определяющими дефектами якорного устройства являются:
механическое и коррозионное изнашивание якорей, цепей, цепного ящика,
жвака-галса, глаголь-гака, бортовых клюзов, стопоров. Дефекты якорного
устройства определяют внешним осмотром и измерением.
Якорь заменяют, если его первоначальная масса из-за коррозии
и изнашивания уменьшится более чем на 20%. При ремонте якорей допускается по
согласованию с Российским морским Регистром судоходства применение сварки при
устранении трещин в сварных швах (сварных конструкциях). Отремонтированные
якоря испытывают бросанием на стальную плиту толщиной 100 мм с высоты от 3,5 до
4,5 м в зависимости от массы якоря. После испытаний якорь подвешивают,
обстукивают и по звуку определяют наличие трещин.
Звенья цепей и другие элементы цепей с трещинами и износами
свыше 10% калибра цепи заменяют на новые. Отремонтированные цепи испытывают по
смычкам пробной нагрузкой на цепопробных станах. Величина нагрузки зависит от
калибра и категории цепи (по ГОСТ 228-79).
Категория цепи: обыкновенная, повышенной и особой прочности.
Цепной ящик, палубные клюзы следует периодически очищать от
грязи и ржавчины и окрашивать.
Специальное устройство для быстрой отдачи коренного конца
якорной цепи должно быть хорошо расхожено и смазано в трущихся частях.
Изношенные и повреждённые детали якорных цепей (жвака-галс,
глаголь-гак, вертлюга, скобы) либо восстанавливают электросваркой, либо
заменяют.
Дефектоскопия и ремонт швартовного устройства.
К характерным дефектам швартовного устройства относят:
изнашивание швартовных клюзов, кнехтов, киповых планок и направляющих роульсов,
а также трещины и поломки. Стальные кнехты, киповые планки и клюзы ремонтируют
электросваркой, а чугунные — заменяют.
Стальные тросы заменяют, если число лопнувших проволок
составляет более 10% их количества в тросе на длине равной восьми его
диаметрам.
Дефектоскопия и ремонт брашпиля и шпиля.
Фундаментная рама брашпиля и стальные литые стойки
практически не изнашиваются при хорошем уходе за ними. У стоек фундаментной
рамы возможно изнашивание поверхностей, на которых установлены постели
подшипников. На этих опорных поверхностях, из-за ослабления посадки подшипников
в своих постелях, образуются наклёп и вмятины. Эти дефекты устраняют способом
калибровки постелей подшипников. Если вмятины и наклеп невелики, то
ограничиваются ручной калибровкой. Снимают грузовые валы, стойки прочно крепят
к раме. Изготавливают фальшвал, подобный грузовому валу, и укладывают его в
подшипники. Покрытые краской шейки фалышвала оставляют следы на поверхности
подшипников. Эти неровности шабрят одновременно на всех подшипниках. Операцию
повторяют до тех пор, пока фальшвал не ляжет в подшипники. Такая укладка
фальшвала гарантирует правильную геометрическую форму и соосность постелей на
всех стойках. В случае больших деформаций раму с прочно скреплёнными стойками
устанавливают на плите расточного станка и поверхности протачивают с одной
установки, после чего постели подшипников калибруют с помощью фальшвала.
Трудоёмкость ручных работ в этом случае значительно сокращается.
Подшипники, имеющие изнашивание на внутренней поверхности, в
случае, если валы ремонтируют наплавкой шеек, можно расточить (если это
позволяет толщина стенки вкладыша), а вал наплавить и проточить с учётом
диаметра расточенного подшипника. Если же вал в хорошем состоянии, заменяют
вкладыши подшипников на новые. Подшипники, ослабленные в постели, подлежат
замене.
В судовом машиностроении всё больше внедряют подшипники
качения вместо подшипников скольжения, что упрощает ремонт, который состоит в
их замене.
Ремонт вала, имеющего изнашивание шеек и изгиб, выполняют в
следующей последовательности. Вал устанавливают на станок в центрах,
проворачивают и с помощью индикатора и линейки определяют величину изгиба. Если
изгиб настолько велик, что вал установить в центрах невозможно, его укладывают
на призмы плиты, нагревают в районе изгиба и гидравлическим прессом устраняют
изгиб. Затем, проворачивая вал в центрах на станке, следят за результатами
правки. Вал с устранённым изгибом Считают выправленным, если биение не
превышает 1 мм. После правки на станке протачивают изношенные рабочие шейки на
10-12 мм под дуговую наплавку, желательно автоматическую, которую производят в
три слоя. После неё вал подвергают термической обработке, режим которой
устанавливают, уточнив химический состав стали. Затем вал снова устанавливают
на станок и проверяют биение, если он деформировался, вал снова правят и
приступают к токарной обработке и фрезерованию шпоночных пазов.
При дефектоскопии следует знать предельно допустимые износы:
для шеек грузового вала овальность равна 0,25 мм, конусообразность — 0,15 мм;
для шеек промежуточного вала — овальность 0,30 мм, конусообразность — 0,15 мм;
для вала редуктора — овальность и конусообразность составляет 0,06-0,8 мм.
Задиры, риски и забоины, обнаруженные на валах шестерён,
шлифуют на токарном станке, или вручную с помощью наждачного полотна,
смоченного в масле, а затем окончательно обрабатывают пастой ГОИ.
Зубчатые колёса и шестерни, имеющие значительные повреждения
(трещины, большое изнашивание зубьев), заменяют на новые.
Дефекты кулачковых и зубчатых муфт: смятия, задиры,
изнашивание рабочих поверхностей кулачков, звёздочек и зубьев, ослабление
посадки полумуфт на валах, поломка кулачков и зубьев и т.п. Задиры и смятие
кулачков и зубьев исправляют опиловкой и шабрением. При значительном
изнашивании кулачков восстановление их толщины производят электронаплавкой с
последующей обработкой на строгальном станке. Затем рабочие поверхности
кулачков пригоняют на краску по кулачкам полумуфт с точностью два-три пятна на
1 см2. Боковой зазор между кулачками у отремонтированных муфт с нерабочей
стороны должен быть в пределах 1,5-2 мм.
Ослабление посадки полумуфт на валах устраняют
электронаплавкой с последующей расточкой под посадочный размер. Звёздочки и
полумуфты со значительным изнашиванием, трещинами, поломанными кулачками и
зубьями заменяют новыми. Монтируя муфты, необходимо выдержать параллельность плоскостей
соединения полумуфт и их перпендикулярность осям валов с точностью 0,02 мм на 1
м длины.
У упругих втулочно-пальцевых муфт возможно изнашивание
упругих колец, погнутость пальцев, выработка отверстий под пальцы. Изнашивание
упругих колец и выработка отверстий под пальцы допускаются до 2 мм на диаметр.
Зазор между упругим элементом и отверстием не должен
превышать 1-2 мм. При замене упругих колец они должны быть посажены на пальцы
плотно, без зазора.
Погнутые пальцы заменяют. Разработанные отверстия под пальцы
развёртывают на больший диаметр, или отверстия заваривают электросваркой с
последующим сверлением новых. Для увеличения срока службы пальцев эластичных
муфт можно их периодически поворачивать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.