Секторный зубчатый привод устанавливают на судах малого и
среднего водоизмещения. Кинематическая схема электрической секторной рулевой машины
приведена на рисунке:
Сектор поворачивается
и передает крутящий момент через буферные пружины румпелю, вращающему баллер
руля. Буферные пружины предохраняют зубья передач от поломки при ударе волн и
при давлении льда на перо руля.
Техническое обслуживание электрической секторной рулевой
машины включает:
• еженедельный, ежемесячный, полугодовой и ежегодный
осмотры;
• пополнение или замену смазочного масла в червячном и
зубчатом редукторах;
• замену подшипников в редукторе и электродвигателе;
• ремонт ротора (якоря) электродвигателя.
Дефектоскопия и ремонт. Характерными дефектами электрической секторной рулевой машины является изнашивание зубьев сектора и их поверхностное разрушение. Поломка зубьев возможна из-за больших перегрузок ударного или статического действия, которые могут возникнуть в результате снижения жёсткости буферных пружин. При поломке нескольких зубьев зубчатый сектор следует заменить.
Дефектоскопия и ремонт. Характерными дефектами электрической секторной рулевой машины является изнашивание зубьев сектора и их поверхностное разрушение. Поломка зубьев возможна из-за больших перегрузок ударного или статического действия, которые могут возникнуть в результате снижения жёсткости буферных пружин. При поломке нескольких зубьев зубчатый сектор следует заменить.
Изнашиванию подвергается втулка из цветного металла, которая
обеспечивает скользящую посадку сектора на валу баллера. При сильном
изнашивании втулки её заменяют. Цилиндрическая шестерня подвергается
аналогичным дефектам, что и зубчатый сектор.
При потере упругости буферные пружины заменяют.
Основной причиной выхода из строя червячной передачи
является изнашивание зубьев червячного колеса, которое возникает из-за
неправильной эксплуатации рулевой машины (отсутствует смазка в червячном
редукторе). Венцы червячных колёс выполняют из оловянно-фосфористых бронз
Бр01Н1Ф1, БрОЮФ, или оловянно-цинковой бронзы Бр05Ц5С5. Колесо червячного
редуктора выполнено так, что только зуб сделан из мягкого антифрикционного
материала. Зубчатый венец напрессован на стальное колесо и закреплён штифтами,
который, в случае его поломки, заменяют. При изготовлении червяка применяют
сталь 18ХГТ, а также стали 20Х, 12ХНЗА, 15ХФ, имеющие твёрдость после закалки
56-63 HRC, поэтому в процессе эксплуатации червяк практически не подвергают
дефектоскопии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.