Для выявления поверхностных дефектов (трещин) у деталей СТС
используют капиллярные методы дефектоскопии, основанные на молекулярных свойствах жидкости (вязкость, поверхностное натяжение и др.).
Эти методы основаны на свойстве проникновения некоторых
жидких веществ в дефекты детали под действием капиллярного давления.
В судоремонте наиболее широкое распространение получили
керосино-меловой, цветной и люминесцентный методы (пробы) дефектоскопии.
Керосино-меловая проба — в качестве проникающей
жидкости используют керосин, а в качестве проявителя — меловую обмазку. По
этому способу деталь на 15-30 минут погружают в керосин или наносят его кистью
на поверхность детали. После этого деталь обтирают или сушат струей воздуха,
затем, на сухую поверхность детали наносят слой меловой обмазки, — если есть
дефект, то через несколько минут меловая обмазка в месте, имеющем трещину,
начнёт темнеть.
Непроницаемость сварных швов часто определяют керосиновой
пробой, для этого с одной стороны шов покрывают водным меловым раствором, с
другой — керосином. Время выдержки керосина на поверхности составляет 0,5-2,0
часа. При наличии дефектов в сварочном шве (трещин, непроваров) керосин начнёт
просачиваться и меловая обмазка начнёт темнеть.
Цветная проба — основана на применении проникающих и
проявляющихся жидкостей и очищающих составов. Дефекты проявляются в виде
цветного (красного) изображения на белом фоне проявителя.
Сущность цветной пробы заключается в следующем: растворителем обезжиривают поверхность детали, затем её протирают насухо-и на её поверхность
наносят смесь керосина с трансформаторным маслом и ярким красителем —
пигментом (судан или жировой оранж). Через 5-10 минут поверхность промывают
водой, а затем покрывают слоем каолина, разведённого в воде, и сушат в струе
тёплого воздуха. Трещины выявляются в виде красных полос на белом фоне каолинового
покрытия.
На этом принципе основан «супер-чек» (качественный контроль)
японского производства. Он состоит из трёх аэрозольных баллончиков. В одном
находится растворитель, которым обезжиривают поверхность детали, а затем её
протирают насухо чистой ветошью. Проникающим красным напылителем из второго
баллончика покрывают поверхность детали, через 10-30 минут удаляют избыток
красного напылителя. Из третьего баллончика на поверхность детали наносят
проявитель, и через 10-15 минут вырисовываются дефекты в виде цветного
изображения.
Люминесцентная проба — заключается в том, что на
обезжиренную поверхность детали наносят люминесцентный состав: трансформаторное масло — 25%; керосин — 50%; бензин — 25%; дефектоль зелёно-золотистый — 0,25 г
на один литр смеси. Затем его удаляют, а деталь обмывают, сушат, покрывают
адсорбирующим веществом (силикагелем) и подвергают ультрафиолетовому облучению
в затемнённом помещении. При этом оставшееся в трещинах вещество ярко светится
зеленоватым цветом, обозначая дефект.
В качестве люминофоров применяются красители: дефектоль
зелёно-золотистый, или дефектоль нореол. Этот метод обладает наибольшей чувствительностью (обнаруживает трещины с раскрытием 0,01-0,03 мм и глубиной
0,03-0,04 мм).
Смотрите также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.