Анкерные связи - это сквозные болты, которые служат для разгрузки цилиндра и станины дизеля от растягивающих усилий, создаваемых давлением газов на крышку цилиндра.
Анкерные связи по конструкции делят на длинные и короткие. Длинные анкерные связи стягивают фундаментную раму, станину и блок цилиндров. Их применяют на малооборотных (МОД) и среднеоборотных (СОД) дизелях. Короткие анкерные связи стягивают блок цилиндров и станину дизеля. Их применяют в СОД и высокооборотных дизелях (ВОД). В некоторых СОД мощностью более 2000 кВт короткие связи стягивают только блок цилиндров, а в некоторых ВОД - только станину, выполненную заодно с фундаментной рамой. Короткие анкерные связи упрощают монтаж дизеля. В высокооборотных дизелях анкерные связи иногда соединяют блок цилиндров и блок-крышку.
При эксплуатации дизеля происходит ослабление анкерных связей, что может вызвать «подвижку» деталей остова дизеля и, как следствие, нарушение центрирования деталей механизма движения. Проверку затяжки анкерных связей выполняют первый раз через 4-5 тысяч часов работы дизеля, второй раз - через 8-12 тысяч часов, а также после завершения сварочных работ в районе фундаментной рамы дизеля.
Под контролем затяжки анкерных связей понимают проверку их затяжки заданным усилием, которое указано в инструкции по техническому обслуживанию дизеля, или его можно определить по формуле:
где К = 1,4-1,8 — коэффициент предварительной затяжки;
D - диаметр цилиндра дизеля, м;
n - число анкерных связей одного цилиндра;
Рz - максимальное давление сгорания, МПа. Заданное усилие превышает на 30-50% силу давления газов на крышку цилиндра. Контроль затяжки анкерных связей проверяют по усилию динамометрического ключа, давлению гидравлического домкрата, удлинению анкерной связи с помощью индикатора.
Проверку затяжки анкерных связей начинают с обстукивания их гаек молотком и проверки зазора между опорными поверхностями гайки и блока дизеля пластинами щупа толщиной 0,03-0,05 мм в нижней части анкерной связи. На !тех дизелях, где между гайкой и блоком установлена шайба, плотность прилегания проверяется щупом между шайбой и блоком, между гайкой и шайбой.
Если при обстукивании гайки молотком звук глухой (при этом связь с гайкой может смещаться), или пластины щупа указанной толщины проходят между гайкой и блоком, гайкой и шайбой, шайбой и блоком, то проверяют затяжку всех анкерных связей дизеля. При контроле гидравлическим домкратом необходимо навернуть домкрат на резьбовую часть связей, поднять давление в домкрате до рекомендованного заводом-изготовителем. В результате усилия, создаваемого давлением масла на поршень, анкерная связь удлиняется. У растянутой связи гайка посредством воротка подтягивается до полного соприкосновения её с поверхностью блока (соприкосновение проверяется пластинами щупа через отверстие в корпусе домкрата).
Схема последовательности контроля затяжки анкерных связей динамометрическим ключом и гидравлическим домкратом представлена на рисунке:
Последовательность контроля затяжки анкерных связей:
а - динамометрическим ключом; б - гидравлическим домкратом; в - двумя гидравлическими домкратами (цифрами указан порядок затяжки связей).
Динамометрическим ключом выполняют контроль и затяжку одной анкерной связи. Гидравлическим домкратом выполняют контроль затяжки одновременно двух анкерных связей, двумя гидравлическими домкратами контролируют затяжку одновременно четырёх анкерных связей.
При удлинении связи в процессе контроля затяжки между гайкой и опорной поверхностью может появиться зазор. Для его устранения гайку подтягивают вручную с помощью воротка.
В случае отсутствия динамометрического ключа и гидравлического домкрата контроль затяжки связей производят по их удлинению с помощью индикатора.
Контроль удлинения анкерной связи индикатором:
1 - блок цилиндра; 2 - гайка анкерной связи; 3 - головка анкерной связи; 4 - индикатор; 5 - кронштейн; 6 - стойка индикатора.
Для этого отдают все верхние гайки анкерных связей, а затем, используя индикатор, затягивают гайки до заданного удлинения связи.
При отсутствии данных о величине удлинения связи её ориентировочно можно определить из выражения:
где Р - усилие затяжки связи; L - длина связи между гайками; Е - модуль упругости материала; F— площадь поперечного сечения связей.
Однако этот способ имеет недостаток: анкерные связи при одинаковом усилии затяжки могут давать разную величину удлинения.
Перед проверкой затяжки анкерных связей снимают раскепы коленчатого вала.
После затяжки анкерных связей указанными способами обязательно снова проверяют раскепы коленчатого вала. Если величина раскепов изменилась и превышает предельно допустимые значения, то в этом случае фланец коленчатого вала отсоединяют от фланца валопровода и снова проверяют раскепы коленчатого вала.
Контроль затяжки анкерных связей по положению действительной оси коленчатого вала:
а - анкерные связи 11,12,13,14 пережаты и не дожаты средние связи 1-6; б - средние связи 1-6 пережаты; в - связи 3,4, 7, 8 пережаты и не дожаты связи 5, 6, 9, 10.
Если действительная ось коленчатого вала выгнута вниз, то наибольшее усилие затяжки устанавливается на средних связях 1-2, 3-4, 5-6, постепенно снижая к концевым связям усилие затяжки до наименьшего значения (указанного в инструкции).
Если действительная ось коленчатого вала выгнута вверх, то в этом случае гайки анкерных связей отдают и производят перезатяжку связей. Затяжку анкерных связей производят так, чтобы минимальное усилие приходилось на средние (1-2; 3-4; 5-6), постепенно увеличивая усилие затяжки на последующих связях, и доводят его до наибольшего значения на крайних связях (11-12; 13-14).
Если действительная ось коленчатого вала одновременно выгнута вверх и вниз, то в этом случае наибольшее усилие затяжки гаек связей устанавливается на участке вала, выгнутого вниз (связи 9-10), а наименьшее — на участке вала, выгнутого вверх (связи 7-8).
Если менее 25% количества гаек имеют слабую затяжку, то их обжимают до заданного усилия. Если количество таких гаек больше 25%, то согласно инструкции производят перезатяжку всех гаек.
Анкерные связи по конструкции делят на длинные и короткие. Длинные анкерные связи стягивают фундаментную раму, станину и блок цилиндров. Их применяют на малооборотных (МОД) и среднеоборотных (СОД) дизелях. Короткие анкерные связи стягивают блок цилиндров и станину дизеля. Их применяют в СОД и высокооборотных дизелях (ВОД). В некоторых СОД мощностью более 2000 кВт короткие связи стягивают только блок цилиндров, а в некоторых ВОД - только станину, выполненную заодно с фундаментной рамой. Короткие анкерные связи упрощают монтаж дизеля. В высокооборотных дизелях анкерные связи иногда соединяют блок цилиндров и блок-крышку.
При эксплуатации дизеля происходит ослабление анкерных связей, что может вызвать «подвижку» деталей остова дизеля и, как следствие, нарушение центрирования деталей механизма движения. Проверку затяжки анкерных связей выполняют первый раз через 4-5 тысяч часов работы дизеля, второй раз - через 8-12 тысяч часов, а также после завершения сварочных работ в районе фундаментной рамы дизеля.
Под контролем затяжки анкерных связей понимают проверку их затяжки заданным усилием, которое указано в инструкции по техническому обслуживанию дизеля, или его можно определить по формуле:
где К = 1,4-1,8 — коэффициент предварительной затяжки;
D - диаметр цилиндра дизеля, м;
n - число анкерных связей одного цилиндра;
Рz - максимальное давление сгорания, МПа. Заданное усилие превышает на 30-50% силу давления газов на крышку цилиндра. Контроль затяжки анкерных связей проверяют по усилию динамометрического ключа, давлению гидравлического домкрата, удлинению анкерной связи с помощью индикатора.
Проверку затяжки анкерных связей начинают с обстукивания их гаек молотком и проверки зазора между опорными поверхностями гайки и блока дизеля пластинами щупа толщиной 0,03-0,05 мм в нижней части анкерной связи. На !тех дизелях, где между гайкой и блоком установлена шайба, плотность прилегания проверяется щупом между шайбой и блоком, между гайкой и шайбой.
Если при обстукивании гайки молотком звук глухой (при этом связь с гайкой может смещаться), или пластины щупа указанной толщины проходят между гайкой и блоком, гайкой и шайбой, шайбой и блоком, то проверяют затяжку всех анкерных связей дизеля. При контроле гидравлическим домкратом необходимо навернуть домкрат на резьбовую часть связей, поднять давление в домкрате до рекомендованного заводом-изготовителем. В результате усилия, создаваемого давлением масла на поршень, анкерная связь удлиняется. У растянутой связи гайка посредством воротка подтягивается до полного соприкосновения её с поверхностью блока (соприкосновение проверяется пластинами щупа через отверстие в корпусе домкрата).
Схема последовательности контроля затяжки анкерных связей динамометрическим ключом и гидравлическим домкратом представлена на рисунке:
Последовательность контроля затяжки анкерных связей:
а - динамометрическим ключом; б - гидравлическим домкратом; в - двумя гидравлическими домкратами (цифрами указан порядок затяжки связей).
Динамометрическим ключом выполняют контроль и затяжку одной анкерной связи. Гидравлическим домкратом выполняют контроль затяжки одновременно двух анкерных связей, двумя гидравлическими домкратами контролируют затяжку одновременно четырёх анкерных связей.
При удлинении связи в процессе контроля затяжки между гайкой и опорной поверхностью может появиться зазор. Для его устранения гайку подтягивают вручную с помощью воротка.
В случае отсутствия динамометрического ключа и гидравлического домкрата контроль затяжки связей производят по их удлинению с помощью индикатора.
Контроль удлинения анкерной связи индикатором:
1 - блок цилиндра; 2 - гайка анкерной связи; 3 - головка анкерной связи; 4 - индикатор; 5 - кронштейн; 6 - стойка индикатора.
Для этого отдают все верхние гайки анкерных связей, а затем, используя индикатор, затягивают гайки до заданного удлинения связи.
При отсутствии данных о величине удлинения связи её ориентировочно можно определить из выражения:
где Р - усилие затяжки связи; L - длина связи между гайками; Е - модуль упругости материала; F— площадь поперечного сечения связей.
Однако этот способ имеет недостаток: анкерные связи при одинаковом усилии затяжки могут давать разную величину удлинения.
Перед проверкой затяжки анкерных связей снимают раскепы коленчатого вала.
После затяжки анкерных связей указанными способами обязательно снова проверяют раскепы коленчатого вала. Если величина раскепов изменилась и превышает предельно допустимые значения, то в этом случае фланец коленчатого вала отсоединяют от фланца валопровода и снова проверяют раскепы коленчатого вала.
Контроль затяжки анкерных связей по положению действительной оси коленчатого вала:
а - анкерные связи 11,12,13,14 пережаты и не дожаты средние связи 1-6; б - средние связи 1-6 пережаты; в - связи 3,4, 7, 8 пережаты и не дожаты связи 5, 6, 9, 10.
Если действительная ось коленчатого вала выгнута вниз, то наибольшее усилие затяжки устанавливается на средних связях 1-2, 3-4, 5-6, постепенно снижая к концевым связям усилие затяжки до наименьшего значения (указанного в инструкции).
Если действительная ось коленчатого вала выгнута вверх, то в этом случае гайки анкерных связей отдают и производят перезатяжку связей. Затяжку анкерных связей производят так, чтобы минимальное усилие приходилось на средние (1-2; 3-4; 5-6), постепенно увеличивая усилие затяжки на последующих связях, и доводят его до наибольшего значения на крайних связях (11-12; 13-14).
Если действительная ось коленчатого вала одновременно выгнута вверх и вниз, то в этом случае наибольшее усилие затяжки гаек связей устанавливается на участке вала, выгнутого вниз (связи 9-10), а наименьшее — на участке вала, выгнутого вверх (связи 7-8).
Если менее 25% количества гаек имеют слабую затяжку, то их обжимают до заданного усилия. Если количество таких гаек больше 25%, то согласно инструкции производят перезатяжку всех гаек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.