У главных и вспомогательных среднеоборотных дизелей распределительные валы, как правило, составные, а кулачковые шайбы съёмные, у вспомогательных высокооборотных дизелей распределительные валы цельные.
На малооборотных дизелях с прямоточно-клапанной продувкой для выполнения рабочего процесса установлено два распределительных вала — распределительный и топливный. Топливный вал регулирует подачу топлива в цилиндры дизеля. На дизелях с петлевой и контурной продувкой установлен только топливный вал. На среднеоборотных четырёхтактных дизелях функции распределительного и топливного валов выполняет один распределительный вал.
В процессе работы дизеля на распределительный и топливный валы действуют знакопеременные нагрузки.
Характерными дефектами распределительного вала являются изнашивание кулачковых шайб, его опорных шеек и привода зубчатой или цепной передачи.
Выявление износа кулачковой шайбы шаблоном:
1 — распределительный вал;2 — шпонка; 3 — кулачковая шайба; 4 — шаблон; 5 — дефекты кулачковой шайбы.
Износ кулачковых шайб можно определить двумя способами — шаблоном, который изготавливают из листовой стали толщиной 3-5 мм, или микрометрической скобой.Шаблон накладывают на рабочий профиль кулачковой шайбы, затем щупом проверяют зазор между шаблоном и кулачковой шайбой. При нормальном состоянии рабочего профиля кулачковой шайбы топливного насоса высокого давления (ТНВД) пластина щупа толщиной 0,05-0,10 мм не должна проходить между шаблоном и шайбой. В противном случае кулачковую шайбу меняют на новую. Для кулачковых шайб всасывающих и выпускных клапанов допускаемый зазор между кулачком и шаблоном не должен превышать 1,0-1,5 мм. Если нет шаблона, то износ кулачковой шайбы определяют, измеряя её микрометрической скобой (по высоте в среднем сечении). Результаты измерений сравнивают с номинальным размером кулачковой шайбы по чертежу.
Поверхностные дефекты кулачковых шайб, определяют визуально. Трещины выявляют одним из капиллярных методов (цветным, люминесцентным).
Износ опорных шеек распределительного вала и их подшипников определяют измерением масляного зазора пластинами щупа с носа и с кормы в четырёх точках подшипника: верх - низ, ЛБ - ПБ. Полученные зазоры в вертикальной и горизонтальной плоскостях заносят в таблицу, складывают попарно для получения суммарного зазора. Наибольшие суммарные зазоры с носа и с кормы сравнивают с предельно допустимыми зазорами в подшипниках распределительного вала, которые указаны в технических условиях или в таблице:
Величины установочных (У) и предельно допустимых (П) зазоров в подшипниках распределительного вала, мм
После измерения масляных зазоров в опорных подшипниках проверяют биение опорных шеек распределительного вала. Для этого его оставляют на 3-4 подшипниках в зависимости от длины вала. Затем, устанавливая индикатор последовательно на каждую опорную шейку и вращая распределительный вал, снимают показания с индикатора. Переставив опорные подшипники, снимают показания с индикатора на оставшихся шейках. Предельно допустимое биение опорных шеек распределительного вала зависит от типа дизеля и составляет 0,05-0,15 мм.
Такую проверку выполняют на дизелях с диаметром цилиндра более 400 мм. На дизелях с меньшим диаметром цилиндра подшипники распределительного вала расположены в специальных гнёздах блока цилиндров.
Чтобы измерить биение и износ опорных шеек у распределительного вала с такой конструкцией расположения подшипников, его смещают в осевом направлении, оставляя около 1/3 опорной шейки в подшипниках.
Износ опорной шейки распределительного вала измеряют микрометром в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (вертикальной и горизонтальной) и в двух сечениях на расстоянии 0,4/ в каждую сторону от середины подшипника, где l — длина подшипника.
Измерение опорной шейки распределительного вала:
1 — блок цилиндров; 2 — верхняя половина подшипника; 3 — распределительный вал; 4 — нижняя половина подшипника.
За вертикальную плоскость принимают плоскость, проходящую через метки «00» на шестерне и через ось распределительного вала.
По результатам измерений опорных шеек определяют наибольший износ опорных шеек на овальность и конусообразность.
Овальность определяют к&к разность диаметров в одном сечении:
О = А - А 1 ; Б - Б 1.
Конусообразность — как разность диаметров в одной плоскости:
В = А - Б ; А 1 - Б 1.
Сопоставив полученные значения овальности и конусообразности с предельно допустимыми по техническим условиям, делают заключение об их состоянии.
Предельно допустимые значения овальности и конусе образности не должны превышать 0,05 мм.
Пример измерения опорных шеек распределительного вала приведён в таблице ниже, анализ которой показывает, что овальность и конусообразность опорной шейки 1 не превышают предельно допустимые значения. У шейки 2 конусообразность превышает предельно допустимое значение. У шейки 3 овальность и конусообразность также превышает предельно допустимые значения. Следовательно, опорные шейки распределительного вала требуют ремонта.
Пример измерения опорных шеек распределительного вала, мм:
При замене дефектные шайбы быстро нагревают паяльной лампой до 150-180 С (нагрев вала не допускается) и сбивают при помощи медной выколотки. Новые шайбы нагревают в масле до 180-200 С и поочерёдно напрессовывают на распределительный вал.
У МОД зазоры в подшипниках распределительного вала уменьшают с помощью регулировочных прокладок, а у СОД и ВОД зазоры уменьшают путём перезаливки подшипников.
После сборки распределительного вала его проверяют в работе.
На малооборотных дизелях с прямоточно-клапанной продувкой для выполнения рабочего процесса установлено два распределительных вала — распределительный и топливный. Топливный вал регулирует подачу топлива в цилиндры дизеля. На дизелях с петлевой и контурной продувкой установлен только топливный вал. На среднеоборотных четырёхтактных дизелях функции распределительного и топливного валов выполняет один распределительный вал.
В процессе работы дизеля на распределительный и топливный валы действуют знакопеременные нагрузки.
Характерными дефектами распределительного вала являются изнашивание кулачковых шайб, его опорных шеек и привода зубчатой или цепной передачи.
Выявление износа кулачковой шайбы шаблоном:
1 — распределительный вал;2 — шпонка; 3 — кулачковая шайба; 4 — шаблон; 5 — дефекты кулачковой шайбы.
Износ кулачковых шайб можно определить двумя способами — шаблоном, который изготавливают из листовой стали толщиной 3-5 мм, или микрометрической скобой.Шаблон накладывают на рабочий профиль кулачковой шайбы, затем щупом проверяют зазор между шаблоном и кулачковой шайбой. При нормальном состоянии рабочего профиля кулачковой шайбы топливного насоса высокого давления (ТНВД) пластина щупа толщиной 0,05-0,10 мм не должна проходить между шаблоном и шайбой. В противном случае кулачковую шайбу меняют на новую. Для кулачковых шайб всасывающих и выпускных клапанов допускаемый зазор между кулачком и шаблоном не должен превышать 1,0-1,5 мм. Если нет шаблона, то износ кулачковой шайбы определяют, измеряя её микрометрической скобой (по высоте в среднем сечении). Результаты измерений сравнивают с номинальным размером кулачковой шайбы по чертежу.
Поверхностные дефекты кулачковых шайб, определяют визуально. Трещины выявляют одним из капиллярных методов (цветным, люминесцентным).
Износ опорных шеек распределительного вала и их подшипников определяют измерением масляного зазора пластинами щупа с носа и с кормы в четырёх точках подшипника: верх - низ, ЛБ - ПБ. Полученные зазоры в вертикальной и горизонтальной плоскостях заносят в таблицу, складывают попарно для получения суммарного зазора. Наибольшие суммарные зазоры с носа и с кормы сравнивают с предельно допустимыми зазорами в подшипниках распределительного вала, которые указаны в технических условиях или в таблице:
Величины установочных (У) и предельно допустимых (П) зазоров в подшипниках распределительного вала, мм
После измерения масляных зазоров в опорных подшипниках проверяют биение опорных шеек распределительного вала. Для этого его оставляют на 3-4 подшипниках в зависимости от длины вала. Затем, устанавливая индикатор последовательно на каждую опорную шейку и вращая распределительный вал, снимают показания с индикатора. Переставив опорные подшипники, снимают показания с индикатора на оставшихся шейках. Предельно допустимое биение опорных шеек распределительного вала зависит от типа дизеля и составляет 0,05-0,15 мм.
Такую проверку выполняют на дизелях с диаметром цилиндра более 400 мм. На дизелях с меньшим диаметром цилиндра подшипники распределительного вала расположены в специальных гнёздах блока цилиндров.
Чтобы измерить биение и износ опорных шеек у распределительного вала с такой конструкцией расположения подшипников, его смещают в осевом направлении, оставляя около 1/3 опорной шейки в подшипниках.
Износ опорной шейки распределительного вала измеряют микрометром в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (вертикальной и горизонтальной) и в двух сечениях на расстоянии 0,4/ в каждую сторону от середины подшипника, где l — длина подшипника.
Измерение опорной шейки распределительного вала:
1 — блок цилиндров; 2 — верхняя половина подшипника; 3 — распределительный вал; 4 — нижняя половина подшипника.
За вертикальную плоскость принимают плоскость, проходящую через метки «00» на шестерне и через ось распределительного вала.
По результатам измерений опорных шеек определяют наибольший износ опорных шеек на овальность и конусообразность.
Овальность определяют к&к разность диаметров в одном сечении:
О = А - А 1 ; Б - Б 1.
Конусообразность — как разность диаметров в одной плоскости:
В = А - Б ; А 1 - Б 1.
Сопоставив полученные значения овальности и конусообразности с предельно допустимыми по техническим условиям, делают заключение об их состоянии.
Предельно допустимые значения овальности и конусе образности не должны превышать 0,05 мм.
Пример измерения опорных шеек распределительного вала приведён в таблице ниже, анализ которой показывает, что овальность и конусообразность опорной шейки 1 не превышают предельно допустимые значения. У шейки 2 конусообразность превышает предельно допустимое значение. У шейки 3 овальность и конусообразность также превышает предельно допустимые значения. Следовательно, опорные шейки распределительного вала требуют ремонта.
Пример измерения опорных шеек распределительного вала, мм:
При замене дефектные шайбы быстро нагревают паяльной лампой до 150-180 С (нагрев вала не допускается) и сбивают при помощи медной выколотки. Новые шайбы нагревают в масле до 180-200 С и поочерёдно напрессовывают на распределительный вал.
У МОД зазоры в подшипниках распределительного вала уменьшают с помощью регулировочных прокладок, а у СОД и ВОД зазоры уменьшают путём перезаливки подшипников.
После сборки распределительного вала его проверяют в работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.