Судовые дизели, передающие крутящий момент непосредственно на гребной вал, крепят к судовому фундаменту на стальные клиновые, регулируемые клиновые и сферические самоустанавливающиеся прокладки.
На прокладки действуют силы:
- от собственной массы дизеля;
- от затяжки фундаментных болтов;
- от реактивного момента работающего дизеля;
- инерционные силы неуравновешенных движущихся частей.
Усилие затяжки фундаментных болтов должно соответствовать напряжению, равному 0,6-0,8 предела текучести материала болта. Момент затяжки должен соответствовать данному напряжению и подлежит контролю при монтаже главных дизелей.
Затяжку болтов проверяют одним из следующих способов: 1. Применением предельных ключей с регулированием момента затяжки, или динамометрических ключей, при этом момент затяжки определяют при напряжении в материале болта, равном 0,6 предела текучести, по формуле:
а при напряжении, равном 0,8 предела текучести, — по формуле:
где Qs — предел текучести материала на растяжение, кг/см 2; d вн — внутренний диаметр резьбы болта, см;
2. Путём контроля угла поворота гайки, который определяют расчётом в зависимости от длины болта.
Затяжку болтов проверяют их обстукиванием молотком, а плотность прилегания рамы к поверхности металлического клина — пластинами щупа.
Схема установки и проверки крепления дизеля на стальные клиновые регулируемые прокладки:
1 — фундаментная рама дизеля; 2 — пластины щупа; 3 — верхняя клиновая прокладка; 4 — нижняя клиновая прокладка; 5 — фундамент дизеля; 6 — фундаментный болт.
Конструктивные схемы крепления дизеля к судовому фундаменту приведены на рисунке:
а — простым болтом; б — призонным болтом; в — коническим призонным болтом; г — простым болтом и штифтом; 1 — пластинчатая шайба; 2 —- пружинная шайба; 3 — фундаментальная рама дизеля; 4 — сверление для воротка при установке шайбы; 5 — клиновая прокладка; 6 — самоустанавливающаяся сферическая прокладка; 7 — призонный болт; 8 — судовой фундамент; 9 — простой болт; 10 — конический призонный болт; 11 — цилиндрический штифт; 12 — клиновая прокладка.
При смещении фундаментного болта, или глухом звуке, пластинами щупа проверяют зазор между опорной поверхностью фундаментной рамы дизеля 1 и верхней клиновой прокладкой 3. Зазора не должно быть. При наличии зазора его величину заносят в формуляр с указанием номера болта. Предельно допустимый зазор 0,05 мм. Если зазор не превышает 0,05 мм, то гайку болта обжимают заданным усилием. Если зазор больше 0,05 мм, то между фундаментной рамой и основной прокладкой устанавливают дополнительную прокладку.
Прокладку вырезают из фольги требуемой толщины П-образной формы, чтобы избежать демонтажа болта.
Если у 10-15% всех болтов величина зазора между опорной поверхностью дизеля и верхней поверхностью прокладки превышает 0,10 мм необходимо произвести переустановку дизеля. При переустановке дизеля на штатных регулируемых прокладках сварку прокладок к фундаменту и между собой «срубают», а затем, поворачивая прокладки относительно друг друга, выбирают зазор и снова их приваривают.
Нерегулируемые прокладки заменяют, для этого изготавливают прокладки с большей толщиной и подгоняют их на краску по месту.
Если в процессе эксплуатации дизеля происходит обрыв фундаментных болтов, то в этом случае приотдают гайки фундаментных болтов и пластинами щупа измеряют прилегание опорной поверхности дизеля к прокладкам. При зазорах, превышающих предельно допустимую величину (более 0,10 мм), дизель подлежит установке на судовой фундамент заново.
Установку нижней и верхней прокладок производят по меткам, нанесённым на них (метки совмещают) — при таком положении плоскости их параллельны.
Регулируемые прокладки для их плотного сопряжения с лапами дизеля и опорной поверхностью полки фундамента сдвигают и разворачивают относительно друг друга.
Для удобства регулировки прокладок на месте путём разворачивания одной её части относительно другой по окружности сверлят три отверстия и нарезают резьбу М 6, куда вворачивают рукоятки или болты.
Резьбовые отверстия в прокладках под рукоятки:
После окончания регулировки прокладок рукоятки убирают.
Плотность сопряжения прокладки с лапой дизеля и опорной поверхностью полки фундамента проверяют щупом при ослабленных гайках фундаментных болтов. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить на 2/3 периметра прокладки.
В таблице ниже приведены рекомендуемые толщины заготовок стальных регулируемых прокладок в зависимости от высоты между опорными поверхностями лапы дизеля и полки фундамента.
Рекомендуемые размеры стальных регулируемых прокладок, мм:
С целью уменьшения вибрации корпуса судна и уменьшения шума в машинном отделении дизель-генераторы устанавливают на амортизаторы, в качестве которых применяют деревянные прокладки из твёрдых пород дерева (дуб, клён, ясень, бук и т.п.), различные пластмассы, или резинометаллические.
Чаще других для виброизоляции дизель-генераторов применяют двухпластинчатые амортизаторы типа АКСС (амортизатор корабельный сварной со страховкой).
Проверка крепления дизель-генератора на амортизаторы:
1 — болт крепления рамы; 2 — рама дизель-генератора; 3 — пластины щупа; 4 — компенсирующая шайба; 5 — амортизатор; 6 —- болт крепления амортизатора; 7 — фундамент.
Проверку крепления дизель-генератора на амортизаторы, выполняют пластинами щупа, которыми измеряют зазор между опорной поверхностью дизеля и компенсирующей шайбой амортизатора. Предельно допустимая величина его до 1,0 мм. При большом зазоре приотдают болт крепления дизеля и снова измеряют зазор. Затем болт отдают полностью, компенсирующую шайбу снимают, микрометром измеряют её толщину; к значению этой толщины прибавляют величину зазора, измеренного щупом, и изготавливают новую шайбу, согласно полученной в сумме толщине. Новую шайбу ставят на место и болт обжимают.
В процессе эксплуатации дизель-генераторов периодически необходимо производить осмотр амортизаторов, проверять их крепление и целостность резинового массива.
Резиновые части амортизаторов запрещается красить, очищать металлическими щётками, скребками. Запрещается протирать амортизаторы бензином, дизельным топливом или маслом.
Один раз в 3-4 месяца резиновые части амортизаторов протирают смесью глицерина со спиртом (1:10).
В настоящее время главные среднеоборотные дизели, передающие крутящий момент через редуктор на гребной винт и дизель-генераторы, устанавливают на малоусадочную пластмассу «Чекафаст».
На прокладки действуют силы:
- от собственной массы дизеля;
- от затяжки фундаментных болтов;
- от реактивного момента работающего дизеля;
- инерционные силы неуравновешенных движущихся частей.
Усилие затяжки фундаментных болтов должно соответствовать напряжению, равному 0,6-0,8 предела текучести материала болта. Момент затяжки должен соответствовать данному напряжению и подлежит контролю при монтаже главных дизелей.
Затяжку болтов проверяют одним из следующих способов: 1. Применением предельных ключей с регулированием момента затяжки, или динамометрических ключей, при этом момент затяжки определяют при напряжении в материале болта, равном 0,6 предела текучести, по формуле:
а при напряжении, равном 0,8 предела текучести, — по формуле:
где Qs — предел текучести материала на растяжение, кг/см 2; d вн — внутренний диаметр резьбы болта, см;
2. Путём контроля угла поворота гайки, который определяют расчётом в зависимости от длины болта.
Затяжку болтов проверяют их обстукиванием молотком, а плотность прилегания рамы к поверхности металлического клина — пластинами щупа.
Схема установки и проверки крепления дизеля на стальные клиновые регулируемые прокладки:
1 — фундаментная рама дизеля; 2 — пластины щупа; 3 — верхняя клиновая прокладка; 4 — нижняя клиновая прокладка; 5 — фундамент дизеля; 6 — фундаментный болт.
Конструктивные схемы крепления дизеля к судовому фундаменту приведены на рисунке:
а — простым болтом; б — призонным болтом; в — коническим призонным болтом; г — простым болтом и штифтом; 1 — пластинчатая шайба; 2 —- пружинная шайба; 3 — фундаментальная рама дизеля; 4 — сверление для воротка при установке шайбы; 5 — клиновая прокладка; 6 — самоустанавливающаяся сферическая прокладка; 7 — призонный болт; 8 — судовой фундамент; 9 — простой болт; 10 — конический призонный болт; 11 — цилиндрический штифт; 12 — клиновая прокладка.
При смещении фундаментного болта, или глухом звуке, пластинами щупа проверяют зазор между опорной поверхностью фундаментной рамы дизеля 1 и верхней клиновой прокладкой 3. Зазора не должно быть. При наличии зазора его величину заносят в формуляр с указанием номера болта. Предельно допустимый зазор 0,05 мм. Если зазор не превышает 0,05 мм, то гайку болта обжимают заданным усилием. Если зазор больше 0,05 мм, то между фундаментной рамой и основной прокладкой устанавливают дополнительную прокладку.
Прокладку вырезают из фольги требуемой толщины П-образной формы, чтобы избежать демонтажа болта.
Если у 10-15% всех болтов величина зазора между опорной поверхностью дизеля и верхней поверхностью прокладки превышает 0,10 мм необходимо произвести переустановку дизеля. При переустановке дизеля на штатных регулируемых прокладках сварку прокладок к фундаменту и между собой «срубают», а затем, поворачивая прокладки относительно друг друга, выбирают зазор и снова их приваривают.
Нерегулируемые прокладки заменяют, для этого изготавливают прокладки с большей толщиной и подгоняют их на краску по месту.
Если в процессе эксплуатации дизеля происходит обрыв фундаментных болтов, то в этом случае приотдают гайки фундаментных болтов и пластинами щупа измеряют прилегание опорной поверхности дизеля к прокладкам. При зазорах, превышающих предельно допустимую величину (более 0,10 мм), дизель подлежит установке на судовой фундамент заново.
Установку нижней и верхней прокладок производят по меткам, нанесённым на них (метки совмещают) — при таком положении плоскости их параллельны.
Регулируемые прокладки для их плотного сопряжения с лапами дизеля и опорной поверхностью полки фундамента сдвигают и разворачивают относительно друг друга.
Для удобства регулировки прокладок на месте путём разворачивания одной её части относительно другой по окружности сверлят три отверстия и нарезают резьбу М 6, куда вворачивают рукоятки или болты.
Резьбовые отверстия в прокладках под рукоятки:
После окончания регулировки прокладок рукоятки убирают.
Плотность сопряжения прокладки с лапой дизеля и опорной поверхностью полки фундамента проверяют щупом при ослабленных гайках фундаментных болтов. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить на 2/3 периметра прокладки.
В таблице ниже приведены рекомендуемые толщины заготовок стальных регулируемых прокладок в зависимости от высоты между опорными поверхностями лапы дизеля и полки фундамента.
Рекомендуемые размеры стальных регулируемых прокладок, мм:
С целью уменьшения вибрации корпуса судна и уменьшения шума в машинном отделении дизель-генераторы устанавливают на амортизаторы, в качестве которых применяют деревянные прокладки из твёрдых пород дерева (дуб, клён, ясень, бук и т.п.), различные пластмассы, или резинометаллические.
Чаще других для виброизоляции дизель-генераторов применяют двухпластинчатые амортизаторы типа АКСС (амортизатор корабельный сварной со страховкой).
Проверка крепления дизель-генератора на амортизаторы:
1 — болт крепления рамы; 2 — рама дизель-генератора; 3 — пластины щупа; 4 — компенсирующая шайба; 5 — амортизатор; 6 —- болт крепления амортизатора; 7 — фундамент.
Проверку крепления дизель-генератора на амортизаторы, выполняют пластинами щупа, которыми измеряют зазор между опорной поверхностью дизеля и компенсирующей шайбой амортизатора. Предельно допустимая величина его до 1,0 мм. При большом зазоре приотдают болт крепления дизеля и снова измеряют зазор. Затем болт отдают полностью, компенсирующую шайбу снимают, микрометром измеряют её толщину; к значению этой толщины прибавляют величину зазора, измеренного щупом, и изготавливают новую шайбу, согласно полученной в сумме толщине. Новую шайбу ставят на место и болт обжимают.
В процессе эксплуатации дизель-генераторов периодически необходимо производить осмотр амортизаторов, проверять их крепление и целостность резинового массива.
Резиновые части амортизаторов запрещается красить, очищать металлическими щётками, скребками. Запрещается протирать амортизаторы бензином, дизельным топливом или маслом.
Один раз в 3-4 месяца резиновые части амортизаторов протирают смесью глицерина со спиртом (1:10).
В настоящее время главные среднеоборотные дизели, передающие крутящий момент через редуктор на гребной винт и дизель-генераторы, устанавливают на малоусадочную пластмассу «Чекафаст».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.