Цепная передача.

Цепная передача дизеля состоит из цепи и звёздочек. Основными типами цепей на судовых дизелях являются втулочно-роликовые (ошибочно именуемые цепями Галля — цепи Галля втулок и роликов не имеют). Втулочно-роликовая цепь состоит из наружных и внутренних звеньев.
Звенья втулочно-роликовой цепи:

1 — наружные пластины (наружное звено); 2 — внутренние пластины; 3 — палец; 4 — втулка; 5 — ролик.
Наружное звено состоит из двух пластин и двух пальцев, запрессованных в пластины, внутреннее звено — из двух пластин, двух втулок 4 и двух роликов 5.
Втулки 4 запрессованы в обе внутренние пластины, а ролики имеют свободное вращение. Передаваемую цепью нагрузку несут пластины, пальцы и втулки.
Ролики, вращаясь, предохраняют втулки и зубья звёздочек от повышенного износа. Соединение цепи осуществляется с помощью специального соединительного звена.
К основным дефектам цепных передач относят ослабление посадки втулки во внутренних пластинах, ослабление посадки пальца в наружных пластинах, выкрашивание, осповидные разъедания, трещины в роликах.
Удлинение цепи сопровождается повышенным шумом и вибрацией. Максимально допустимая величина удлинения цепи 1,0% её длины. При большем удлинении цепь заменяют.
Измерение вытяжки цепи допускается производить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении цепи. При этом цепь должна быть нагружена усилием Р, величины которых для различных цепей приведены в таблице:

При проверке удлинения цепи непосредственно в отсеке дизеля допускается нагружать цепь с помощью валоповоротного устройства. Вытяжку цепи измеряют штангенциркулем.
Схема удлинения участка цепи из двух звеньев:

1 — деревянные клинья; 2 — конечные ролики; L — длина участка цепи между центрами конечных роликов; L1 — внутренняя длина между роликами; L2— внешняя длина между роликами.
Длину участка цепи между центрами конечных роликов определяют по формуле:

Относительное удлинение цепи определяют по формуле:

где   Lh — номинальная длина участка цепи.
В таблице приведены абсолютные величины предельных размеров L1 и L2 для 2, 6 звеньев цепи.
Предельно допустимый износ зуба звёздочки:

В том случае, когда в эксплуатации наблюдается постоянный или неравномерный износ звеньев отдельного участка цепи, необходимо проверить шаг цепи.
Оценка износа звеньев по измерению шага цепи содержит наибольшую информацию о точности изготовления и состояния цепи, так как шаг цепи является основным размерным параметром, определяющим работу зацепления.
Для измерения шага цепи используют универсальный прибор:
Универсальный прибор для измерения удлинения втулочно-роликовой цепи:

1 — ролик; 2 — установочная губка; 3 — контрольная губка; 4 — измерительная губка; 5 — установочная губка; 6 — индикатор; 7 — регулировочные отверстия.
Перед измерением универсальный прибор тарируют (устанавливают индикатор на нулевую отметку) по калибру, длина которого соответствует номинальному шагу проверяемой цепи.
При измерении расстояния между двумя роликами установочная губка отжимает корпус прибора, чтобы обеспечить плотный контакт измерительных губок с этими роликами. Измерительная губка воздействует на ножку индикатора, который фиксирует отклонение от номинального шага цепи, указанного в технических условиях. При отсутствии прибора шаг цепи измеряют, используя штангенциркуль и два деревянных клина.
При измерении шага звена цепи сначала забивают деревянный клин между роликами измеряемого и смежного звена, затем — между роликами измеряемого звена.
Схема измерения шага звена:

1 — ролик смежного звена; 2 — ролик измеряемого звена; 3 — деревянный клин.
Шаг звена определяют по формуле:

где   d1,d2 — диаметры роликов; А — расстояние, измеренное штангенциркулем.
Предельно допустимое отклонение шага звена цепи составляет  0,10% от номинальной величины.
К дефектам элементов цепных передач следует отнести также изнашивание зубьев звёздочек.
Звёздочки, работающие с исправной цепью, с течением времени могут иметь лишь один недостаток — выработку зубьев. Износ звёздочки проверяют с помощью шаблона и щупа.
Измерение износа зубьев звёздочки:

1 — износ зуба звёздочки; 2 — шаблон.
При замене отдельных дефектных звеньев цепь разъединяют по дефектному участку. Для разборки звена вырубить чеканом и снять напильником расклёпанные выступы пальцев разбираемого звена, чтобы при распрессовке пальцев не повредить сопрягаемые поверхности наружных пластин 1. Затем ослабить натяжение цепи и специальным приспособлением (входит комплект фирменного инструмента) произвести выпрессовку пальцев. При отсутствии приспособления подвести разбираемое звено к ближайшей звёздочке, или установить против него плиту, и попеременными ударами по головкам обоих пальцев выколоткой и молотком выбить звено.
Не рекомендуется вторично использовать разобранное звено.
Не допускается установка звена, у которого ослабла прессовая посадка пальцев и втулки к пластинам.

Для замены звена применяют приспособление, состоящее из двух пластин и двух шпилек.
Приспособление для замены звена цепи:

1 — пластина; 2 — шпилька; 3 — звено цепи.
После того, как цепь будет надета на звёздочки (с помощью талей), свободные концы её стягивают указанным приспособлением и звено заменяют новым. Концы втулок и пальцев роликовой цепи пластичны, что позволяет их развальцовывать и расклёпывать. Рабочие поверхности пальцев и втулок цементированы и закалены.
При ремонте цепной передачи, для гарантии её нормальной работы в условиях эксплуатации, должен быть обеспечен ряд требований. Не параллельность валов звёздочек не должна превышать 0,2 мм на 1 метр длины цепи, и звёздочки должны располагаться в одной плоскости (отклонение допускается до 0,3 мм). Радиальное и осевое биение звёздочек не должно быть больше 0,1 мм.
Периодичность контроля натяжения цепи в инструкциях по эксплуатации обычно составляет 5000 часов. В тех случаях, когда произведена замена участка цепи или цепи полностью, одной или нескольких звёздочек, необходимо производить первые 2-3 проверки натяжения через 500-600 часов эксплуатации и последующие 2-3 проверки — через 1000 часов эксплуатации. Кроме того, необходимо контролировать состояние системы смазки — правильность направления масляных сопел (струи масла должны быть направлены в точки контакта роликов цепи с зубьями звёздочек).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...