Общие сведения. Кошельковый лов рыбы состоит в том, что
косяк рыбы окружается (обмётывается) прямоугольной сетной стеной — кошельковым
неводом. Нижняя подбора имеет грузила и стяжные металлические кольца, через
которые пропускается стяжной трос. С его помощью низ невода, в котором
находится рыба, стягивается. Рыба из невода вычерпывается каплером (сетным
сачком) или рыбонасосом и подаётся на борт судна.
Процесс кошелькового лова заключается, прежде всего, в
обнаружении косяка рыбы. При обнаружении косяка рыбы сразу определяют
направление и скорость его движения, а также направление ветра и течения. Эти
данные необходимы для выбора точки замёта с тем, чтобы взаимное расположение
судна и кошелькового невода при выборке исключало дрейф судна в сторону невода.
В исходной точке замёта (в середине косяка, а при большой
его величине — в голове косяка) сбрасывается плавучий якорь, роль которого
играет железная бочка, и невод, под действием сил гидродинамического
сопротивления и плавучего якоря, уходит с рабочей площадки. После отдачи
плавучего якоря судно на максимальной скорости начинает циркуляцию, стремясь
обогнать косяк и перерезать ему путь и направить его вдоль стены невода, то
есть по окружности циркуляции. Закрутив косяк, судно идёт на сближение с
плавучим якорем. При этом траекторию движения рассчитывают так, чтобы весь
невод к приходу сейнера к плавучему якорю был за бортом. Если невод окажется за
бортом до сближения с плавучим якорем, то образуются ворота, через которые рыба
может уйти из невода.
Главный дизель (ГД) во время замёта невода работает в
форсированном режиме и только в конце замёта, перед подходом к плавучему якорю,
его нагрузка уменьшается, а затем становится равной нулю. Продолжительность
замёта составляет 6-9 минут. Как показывает практика, при работе судна с
кошельковым неводом, ГД оказывается нагруженным только в процессе замёта
невода.
Выборка стяжного троса начинается через несколько минут
после окончания замёта. Такая выдержка необходима для того, чтобы нижняя
подбора успела погрузиться на заданную глубину. Время кошелькования зависит,
прежде всего, от размера невода и скорости выборки стяжного троса и колеблется
от 25 до 50 минут. Время выборки невода составляет 60-420 минут. По мере
выборки невода на борт судна концентрация рыбы в нём увеличивается и, когда вся
она окажется в сливной части, выборку прекращают.
Следующие 15-20 минут уходят на подготовку к выливке рыбы,
которая заключается в погружении в сливную часть кошелька рыбонасоса для
транспортировки рыбы на палубу.
Для замёта и выборки кошелькового невода используют
тралово-кошельковую (тралово-сейнерную) лебёдку, палубную неводовыборочную
машину и подвесную неводовыборочную машину (силовой блок).
Тралово-кошельковая лебёдка служит для травления и выборки
стяжного троса. Это комбинированная лебёдка, предназначенная для кошелькового и
тралового лова.
Подвесную и палубную машины выборки кошелька используют для
подъёма кошелькового невода на борт судна после выливки улова. Подвесную машину
выборки кошелька используют и для укладки невода на палубе.
Подвесная машина выборки кошелька является наиболее
универсальным механизмом выборки и укладки невода:
Для ПМВК применяется как электрический, так и гидравлический
привод, который является предпочтительным из-за многих недостатков
электрического привода.
За рубежом применяется только гидравлический привод ПМВК
(силовых блоков). В России на промысловых судах эксплуатируются ПМВК с
электрическим и гидравлическим приводом.
К подвесным машинам выборки кошелька с электрическим
приводом относят: ПМВК-1, ПМВК-2, ПМВК- 3, ПМВК-ЗА, ПМВК-5, ПМВК-7, а с
гидравлическим — ПМВК-4 и ПМВК-6.
Техническое обслуживание тралово-кошельковой лебёдки и её
ремонт производится так же, как и траловых лебёдок. ПМВК на переходах находятся
на палубе или в трюме, поэтому в период хранения все обработанные поверхности
машин, резьбовые соединения и гидравлические двигатели смазывают консистентной
смазкой. Машины накрывают брезентом. Перед подвеской ПМВК на стрелу проверяют
рым, подтягивают ослабевшие гайки, состояние шлангов высокого давления и места
их соединения. Раз в три месяца редуктор подвесной машины заполняют
консистентной смазкой. Смазка подшипников сетевыборочного барабана производится
при техническом осмотре ПМВК, но не реже, чем раз в полгода. Маслобак
гидросистемы должен периодически заполняться веретённым или трансформаторным
маслом.
Дефектоскопия и ремонт. Перед разборкой ПМВК с гидроприводом
отсоединяют гидромотор от гидросистемы, для чего отдают накидные гайки штуцеров
резиновых шлангов. На угловые муфты гидромотора навинчивают крышки, а штуцер
дренажной магистрали обматывают чистой ветошью, чтобы в него не попала пыль и
грязь. Чтобы предотвратить утечку масла из отсоединённых шлангов, их
подвешивают выше уровня пульта управления, а ниппели обматывают чистой ветошью.
Затем начинают разборку ПМВК, отдают болты, крепящие корпус гидромотора к щеке,
и осторожно его снимают.
В некоторых случаях, при частичной разборке ПМВК на судне,
шланги не отсоединяют от гидромотора, а снимают вместе с ним.
Рабочий барабан у ПМВК с гидроприводом снять проще, чем у
ПМВК с электрическим приводом. Для этого отдают круглые гайки и стопорный винт
оси барабана. ПМВК кладут на бок, на редуктор (правую щёку), лёгкими ударами по
левой щеке спрессовывают втулку щеки с оси и снимают щёку, а затем и рабочий
барабан вместе с осью. Теперь можно проверить состояние подшипников втулки
барабана, предварительно сняв крышки корпусов. Проверяют наличие в подшипниках
смазки и необходимость её пополнения или замены, состояние зубчатой передачи,
крепление резиновых рёбер барабана, их изнашивание и необходимость замены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.