1 — конус под гребной винт; 2 — кормовая облицовка; 3 —
нерабочий участок вала; 4 — носовая облицовка; 5 — конус под муфту; 6 —
полумуфта.
Дефектоскопию гребного вала проводят во время докования
судна при снятом винте. И начинают её с визуального осмотра вала с целью
выявления фреттинг-коррозии, трещин на конусе и в шпоночном пазу, состояния
гидроизоляции между облицовками и других дефектов.
После визуального осмотра делают проверку с помощью
магнитно-порошкового или ультразвукового методов. Магнитно-порошковый метод
позволяет выявить зарождающиеся усталостные трещины на конусе вала и в
шпоночном пазу. Ультразвуковой метод даёт возможность выявить трещины на конусе
вала и под кормовым окончанием облицовки.
Фреттинг-коррозию конуса вала (пятна, каверны, трещины)
устраняют проточкой конуса до 1 мм. Осевое перемещение винта по конусу вала
обеспечивают подрезкой кормового торца облицовки.
Дефекты резьбы (смятие, срыв, коррозия) гребного вала под
гайку устраняют запиловкой и калибровкой, либо на валу нарезается новая резьба
меньшего диаметра. Гайку в этом случае изготавливают новую.
Гребные валы с трещинами подлежат замене.
Простукивая облицовку медным молотком, проверяют плотность
её прилегания к валу. Для определения изнашивания облицовок их измеряют в двух
взаимно перпендикулярных плоскостях: вертикальной и горизонтальной, не менее
чем в пяти поперечных сечениях по длине кормовой облицовки, и не менее чем в
четырёх носовой облицовки.
На основании данных измерений определяют наибольший износ
облицовок на овальность и конусообразность. Овальность определяют как разность
диаметров в одном сечении:
Конусообразность — как разность крайних диаметров в одной
плоскости:
Полученную величину овальности и конусообразности облицовок
сопоставляют с нормами предельно-допустимого износа:
Защитное покрытие вала между облицовками выполняют
стеклопластиком на основе эпоксидных смол. С этой целью поверхность вала между
облицовками зачищают и обезжиривают. Этот участок вала подогревают до
температуры 45-50 С в течение 6-8 ч и наносят слой эпоксидной шпатлёвки толщиной
до 0,5 мм. Затем на него плотно наматывают полоски стеклоткани в 4-5 слоёв
шириной 100-150 мм, пропитанные клеем. Окончательное отвердевание покрытия при
температуре воздуха 18 С длится около 24 ч, а при подогреве — до 60-80 С — 2-8
ч.
Если изнашивание облицовок превышает допустимые нормы, они
подлежат протачиванию. При протачивании облицовок, конуса и фланца вала их
проверяют на биение, для этого вал вращают на станке с частотой 6-10 мин:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.