По конструкции гребные винты фиксированного шага (ВФШ)
бывают двух типов: с цельнолитыми и со съёмными лопастями.
Во время эксплуатации судна ВФШ подвергается изнашиванию,
действию коррозии и эрозии (эрозия — результат механического разрушения
металла), а также механическим повреждениям (при ударе о грунт или о плавающие
предметы), в результате происходит деформация или поломка лопастей.
Дефектоскопию ВФШ начинают с общего поверхностного осмотра.
При этом выявляют явные дефекты (видимые трещины, выкрашивание кромок лопастей,
навигационную эрозию, поломку и деформацию лопастей), затем измеряют
геометрические элементы (шаг винта, толщину поперечных сечений лопастей, наклон
лопастей, угол между лопастями) гребного винта и сравнивают их с чертёжными
данными и делают заключение о характере и объёме ремонта. Геометрические
элементы винта проверяют и после его ремонта.
При дефектоскопии винта со съёмными лопастями проверяют
состояние их крепления.
При ремонте лопастей гребного винта стремятся сохранить
форму и профиль лопастей, а также шаг винта. Деформированные лопасти стальных и
латунных гребных винтов чаще всего правят термомеханическим способом с
использованием приспособлений, включающих в себя гидравлический или винтовой
домкрат. Стальные лопасти при этом нагревают до 900-1000°С, бронзовые и
латунные — до 200-300°С. После правки рекомендуется термическая обработка
лопастей для снятия внутренних напряжений. Небольшую деформацию кромок лопастей
можно устранить без нагрева и без снятия винта — с помощью молота и поддержки,
прикладываемой с обратной стороны.
Трещины на лопасти заваривают, а небольшие отломанные части
приваривают, для чего изготавливают наделки. Небольшие дефекты (мелкие трещины,
кавитационное изнашивание, вмятины) устраняют наплавкой.
При ремонте латунных гребных винтов применяют газо- и
электросварку электродами со специальными покрытиями в среде защитных газов. В
качестве присадочного материала используют прутки (проволоку) того же состава,
что и основной материал. Перед сваркой латунных и бронзовых винтов их
предварительно нагревают до 150-300°С. После ремонта винта проводят его
статическую балансировку. Динамической балансировке подвергают только гребные
винты с частотой вращения свыше 500 мин*1.
После балансировки у ВФШ пригоняют коническую поверхность
ступицы винта по конусу вала на краску. Пригонку считают удовлетворительной в
том случае, если 75% конической поверхности покрывается пятнами краски с
плотностью не менее одного пятна на 1 см2.
Определение натяга ступицы ВФШ. Для достижения плотного
контакта между ступицей гребного винта и конусом вала создают натяг, который
образуется, когда диаметр ступицы винта меньше диаметра конуса вала.
Натягом гребного винта называют отрицательную разность между
диаметром отверстия ступицы гребного винта и наружным диаметром конуса вала.
Потеря натяга в процессе эксплуатации или установки винта с
недостаточным натягом ведёт к фреттинг-коррозии ступицы винта.
Величину натяга ступицы винта проверяют по её выступанию от
торца малого конуса вала. Натяг ступицы гребного винта в зависимости от её
длины (L) должен составлять (0,02-0,03) L.
Схема установки
гребного винта фиксированного шага на конус гребного винта.
Конические соединения гребных винтов с валами выполняют двух
типов: со шпонкой (тип А) и без шпонки (тип Б). Согласно Регистру конусность
гребного вала должна выполняться не более 1:12. Практически конусность в
соединении гребной винт-гребной вал колеблется от 1:15 до 1:12.
Величину осевого натяга гребного винта можно рассчитать по
методике, приведённой ГОСТ5.9670-77:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.