Упорно-опорный подшипник.

Упорно-опорный (аксиально-радиальный) подшипник скольжения системы Митчеля предназначен для восприятия осевого упора от винта и радиальной нагрузки от массы валопровода.
Упорно-опорный подшипник может быть расположен в кормовой части фундаментной рамы дизеля, между первым и вторым рамовыми подшипниками (рис. 5.10а), в редукторе (5.106), или в линии валопровода (рис. 5.11 и 5.12).
Подшипник включает: упорный вал с упорным гребнем, упорные подушки (сегменты) и два опорных подшипника.

На судах устанавливают как упорно-опорный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой (самосмазкой) и водяным охлаждением (рис. 5.11), так и с циркуляционной смазкой (рис. 5.12). Применяют и упорные подшипники качения.



При индивидуальной смазке упорный гребень при вращении выполняет функции смазочного кольца. Масло поднимается гребнем, снимается маслоуловителем и по сверлениям в крышке попадает в подшипники.
Подшипник с циркуляционной смазкой применяют, когда недостаточно отвода тепла посредством змеевикового охлаждения.
Для образования масляного клина между упорной подушкой и гребнем, ось упора (сухаря) подушки располагают ближе к выходной кромке по направлению движения гребня (рис. 5.13а). Благодаря такой конструкции упорная подушка имеет возможность занять наклонное положение к плоскости гребня и образовывать клиновой зазор.
Применяют и другую конструкцию упорных подушек, у которых ось упора расположена по центру, но внешняя сторона подушки при этом имеет кривизну (рис. 5.136).


Техническое обслуживание упорно-опорного подшипника включает:
• раз в три месяца дополнительно к указанным работам проверяют обжатие крышек уплотнений по валу, болтов и шпилек по разъёму (в случае необходимости поджать болты и гайки);
• раз в год измеряют суммарный осевой зазор между гребнем вала и упорными подушками и диаметральный зазор между верхним вкладышем и опорной шейкой вала. Проводят полную разборку, очистку и промывку всех деталей подшипника, осмотр их состояния, а также опорных шеек и упорного гребня вала.
Дефектоскопия и ремонт. Характерные дефекты упорно-опорного подшипника:
• изнашивание или подплавление баббита упорных подушек переднего и заднего ходов;
• изнашивание или подплавление баббита нижних вкладышей опорных подшипников;
• натяг баббита на рабочих поверхностях упорных подушек и опорных вкладышей подшипников;
• засорение змеевика водяного охлаждения масла в корпусе подшипника.
Ремонт упорных подшипников сводится к перезаливке их баббитом Б83 и обработке на фрезерном станке до толщины 2±01 мм, а затем подгонке по плите на краску и по упорному гребню. Каждая подушка должна прилегать к плите не менее чем на 75% рабочей поверхности. Прилегание подушек к упорному гребню проверяют по натирам баббита, до образования масляного клина под углом 45°, кроме того, должен быть незначительный скос (до 0,1 мм) со стороны выхода масла. Максимально допустимый износ баббита составляет 1 мм.
Чтобы упор гребного винта не передавался на коленчатый вал дизеля, после сборки упорного подшипника определяют у него суммарный осевой зазор, который должен быть меньше, чем у установочного рамового подшипника коленчатого вала.
Для изменения и регулировки суммарного осевого зазора между гребнем вала и упорными поверхностями подушек в подшипнике необходимо:
• отодвинуть коленчатый вал до отказа в сторону носа и в ту же сторону сдвинуть упорный вал так, чтобы гребень упирался в упорные подушки (фланцы валов разобщены, болты удалены);
• пластинами щупа измерить зазор между фланцами упорного и коленчатого валов, который должен быть в пределах 0,3-0,5 мм.
Если зазор между фланцами отсутствует, то под упорное полукольцо упорного подшипника устанавливают стальные или латунные прокладки такой толщины, чтобы между фланцами образовался зазор не менее 0,3-0,5 мм.
Затем упорный и коленчатый валы отодвигают в корму и, если в этом положении между фланцами валов будет зазор, то его измеряют щупом, и к полученной величине зазора прибавляют 0,3-0,5 мм и определяют этим самым толщину прокладки под упорное полукольцо заднего хода, которое и устанавливают.
Максимально допустимый суммарный осевой зазор в эксплуатации допускается 2 мм, например, для упорного подшипника, установленного на СТР-503.
Ресурс упорно-опорного подшипника до первого заводского ремонта составляет не менее 25000 ходовых часов.
Монтажный суммарный зазор между гребнем и упорными поверхностями подушек и диаметральные зазоры в опорных подшипниках приведены в таблице:





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...