Гребные винты регулируемого шага (ВРШ) отличаются от ВФШ
тем, что их лопасти не являются одним цельным со ступицей, а могут
поворачиваться вокруг своей оси на заданный угол при помощи механизма изменения
шага (МИШ).
ВРШ состоит из трёх основных элементов:
• винта с поворотными лопастями (ВПЛ);
• гребного вала с маслобуксой и проходящей внутри вала
штангой;
• механизма изменения шага (МИШ).
Основные конструктивные схемы ВПЛ приведены на рисунке:
Основные
конструктивные схемы ВПЛ:
а — кривошипно-кулисная конструкция: 1 — палец; 2 —ползун; 3
-—штанга; б — кривошипно-шатунная конструкция: 1 — шатун; 2 — ползун; 3 —
штанга.
Техническое
обслуживание МИШ проводят еженедельно, ежемесячно, раз в полгода, в два или
четыре года. Еженедельно следует проверять:
• отсутствие воздуха в гидравлической системе поворота
лопастей ВРШ;
• наличие контровки крепежа движущихся узлов и механизмов в
доступных местах;
• автоматическое включение резервного насосного агрегата
гидравлической системы поворота лопастей ВРШ при отключении основного насосного
агрегата (при наличии резервного насосного агрегата).
В этих рассмотренных схемах МИШ находится вне ступицы винта
и приводится в движение штангой. Схема МИШ приведена на рисунке:
Механизм изменения шага:
1,9 — вал; 2 — гидроцилиндр; 3, 10 — канал; 4 — золотник; 5
— насос; 6 — цилиндр; 7 — цистерна; 8 — поршень; 11 — маслобукса; 12 — кольцо;
13 — тяга; 14 — крестовина.
Кроме того, при неработающем ГД (или отсоединенном
валопро-воде) следует выполнить:
• проверку сопротивления изоляции электрооборудования (при
включенном питании), которое должно быть не менее 0,5 МОм;
• набивку смазкой всех колпачковых маслёнок (при их
наличии);
• очистку от грязи наружных (доступных) поверхностей узлов и
механизмов;
• устранение обнаруженных царапин, забоин, следов коррозии.
Ежемесячное ТО содержит выполнение всех работ, относящихся
к еженедельному обслуживанию, и, кроме того:
• при неработающем ВРШ — проверку всех соединений рычагов на
отсутствие люфтов, перекосов и заеданий, смазку соединений;
• вскрытие фильтра-осушителя воздуха (при наличии) и
проверку степени увлажнения силикагеля по силикагелю-индикатору, при
необходимости сушку силикагеля основного и силикагеля-индикатора проводить
прокаливанием на противне (раздельно) при температуре 120-200°С в течение 2-3
ч;
• слить конденсат из цилиндра МИШ, при неработающем ВРШ и
при положении цилиндра МИШ пробками вниз не менее чем 12 ч.
ТО раз в полгода содержит выполнение всех работ, относящихся
к ежемесячному обслуживанию, и, кроме того:
• проверку состояния контактов, надёжность поджатая всех
проводников внутренней и наружной проводки, пайки концов, целостности
предохранителей, исправности тепловой защиты, состояния заземления корпусов и
т.д. (при выключенном питании);
• проверку работы электрооборудования под током;
• слив отстоя из масляных цистерн;
• сдачу масла на анализ.
ТО раз в год содержит выполнение всех работ, относящихся к
обслуживанию раз в полгода, и, кроме того:
• проверку предохранительных клапанов, манометров и
электроизмерительных приборов;
• восстановление и обновление покраски наружных поверхностей
ВРШ.
ТО при каждом доковании судна включает:
• внешний осмотр винта с поворотными лопастями (ВПЛ), если
будет обнаружено наличие деформаций, забоин, трещин на лопастях, необходимо
определить степень годности ВПЛ к дальнейшей эксплуатации или вид ремонта;
• проверку ВПЛ на герметичность и на отсутствие воды в
ступице, если воды будет более 3% объёма масла в ступице, то необходима
разборка ВПЛ и дефектоскопия деталей;
• проверку состояния крепежа;
• очистку и шлифовку поверхностей лопастей;
• восстановление окраски узлов, механизмов и систем ВРШ;
• составление акта о доковом осмотре ВПЛ;
• занесение всех данных о проведённых доковых работах в
формуляр ВРШ.
ТО раз в два или в четыре года совмещается с докованием
судна и содержит ревизию ВРШ с полной разборкой, замену резинотехнических
изделий и проверку всех зазоров, указанных в заводской инструкции по
эксплуатации или в технических условиях на ремонт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.