Центробежный насос.

Общие сведения. Центробежный насос относится к лопастным насосам. Он применяется в судовых системах для перекачивания морской и пресной воды на судах промыслового и морского флотов. Распространение получили центробежные насосы следующих конструктивных типов:
- тип НЦГ — центробежный горизонтальный несамовсасывающий;
- тип НЦГС — центробежный горизонтальный самовсасывающий;
- тип НЦВ — центробежный вертикальный несамовсасывающий (назначение: обслуживание пожарной, охлаждающей или балластной систем);
- тип НЦВС — центробежный вертикальный самовсасывающий;
- тип ЭНЦ — центробежный вертикальный с двухсторонним всасыванием электронасос (назначение: обслуживание охлаждающей, рассольной и конденсатной систем);
- тип ЭПжН — центробежный вертикальный двухступенчатый пожарный электронасос (назначение: обслуживание пожарной системы).
Разборка центробежного насоса производится в следующей последовательности:
- снимают контрольно-измерительные приборы;
- разбирают соединительную муфту (насос-электродвигатель);
- отсоединяют от насоса всасывающий, нагнетательный, трубопроводы охлаждения и смазки подшипников;
- демонтируют крышки сальника, подшипников, корпуса насоса;
- демонтируют вал с насаженными на него колесом, подшипниками, распорными втулками, отбойными и уплотняющими кольцами;
- снимают с вала колесо, подшипники, распорные втулки, отбойные и уплотняющие кольца.
Насос состоит из корпуса спиралевидной формы, называемой «улиткой», крышки, всасывающего патрубка, ротора, состоящего из рабочего колеса с лопастями, называемого «крылаткой», которая жёстко крепится на валу при помощи шпонки и гайки. В корпусе насоса установлены уплотнительные кольца, подшипники качения и сальниковое уплотнение. Схема центробежного горизонтального несамовсасывающего насоса представлена на рисунке:

1 — крышка; 2 — корпус; 3 — рабочее колесо; 4 — узел уплотнения; 5 — опорная стойка; 6 — муфта.
По конструкции корпус насоса может быть односекционный и многосекционный, по расположению оси ротора — горизонтальный и вертикальный.
Техническое обслуживание. Техническое обслуживание центробежного насоса включает внешний осмотр и проверку:
- соединений всасывающего и нагнетательного трубопроводов;
- сальникового уплотнения;
- крепления фундаментных болтов;
- центровку насоса к электродвигателю.
При интенсивной эксплуатации центробежного насоса (4,5-6 тысяч часов в год) следует заменить набивку сальникового уплотнения.
Разборка центробежного насоса производится в следующей последовательности:
- снимают контрольно-измерительные приборы;
- разбирают соединительную муфту (насос-электродвигатель);
- отсоединяют от насоса всасывающий, нагнетательный трубопроводы, охлаждения и смазки подшипников;
- демонтируют крышки сальника, подшипников, корпуса насоса;
- демонтируют вал с насаженными на него колесом, подшипниками, распорными втулками, отбойными и уплотняющими кольцами;
- снимают с вала колесо, подшипники, распорные втулки, отбойные и уплотняющие кольца.
Дефектоскопия и ремонт. Характерными дефектами центробежного насоса являются: коррозионные разрушения, свищи корпуса, крышки и всасывающего патрубка; изнашивание вала в районе сальника, подшипников, а также в районе посадки колеса на валу; эрозионное изнашивание или поломка лопастей рабочего колеса.

Корпус, крышку и всасывающий патрубок со сквозными свищами и сплошной коррозией заменяют. Иногда эти детали восстанавливают с использованием эпоксидных компаундов или материалов Belzona. Шейки вала под подшипники, колёса и в районе сальника восстанавливают осталиванием или хромированием. При деформации вала со стрелкой прогиба до 0,5 мм его правят в холодном состоянии. При большей деформации вал изготавливают новый, с подгонкой старого колеса.
Разрушенные кромки лопастей колеса восстанавливают вваркой вставок с последующей механической обработкой. Восстановление посадки колеса выполняют наращиванием посадочного места на валу эластомером или электролитическим методом.
После восстановления вала и колеса производят их сборку и статическую балансировку, проверяют радиальное биение шеек вала (не более 0,02 мм), радиальное и осевое биение колеса (не более 0,04 мм).
Уплотнительные кольца при зазорах, превышающих допустимые, заменяют. Подшипники качения с большими зазорами и видимыми дефектами заменяют.
Полукольца изнашиваются, и увеличивается зазор, способствующий перетеканию жидкости из нагнетательной полости насоса во всасывающую полость.
При замене уплотнительных колец: собирают корпус с крышкой, центруя её по контрольным шпилькам; в собранном виде растачивают место под полукольца; вытачивают с исходным припуском (в пределах 10-12 мм) из латуни кольцо, которое разрезают на два полукольца, затем собирают (паяют) и протачивают наружный диаметр согласно расточенному отверстию в корпусе насоса с крышкой, а внутренний диаметр кольца — по кривизне уплотняющего места колеса. Кольцо распаивают и каждое полукольцо на потайных шурупах крепят, соответственно: верхнее — в крышку, а нижнее — в корпус насоса. До крепления, после сверления отверстий, как в корпусе, так и в полукольцах, их наружные поверхности пришабривают по поверхностям корпуса и крышки, затем крепят. С закреплёнными полукольцами вновь собирают корпус с крышкой и на станке окончательно их растачивают, обеспечивая нужный зазор между ними и уплотняющей поверхностью колеса.
При сборке насоса заменяют уплотнительные прокладки в местах разъёма корпуса и крышки, сальниковую набивку, регулируют радиальный зазор между корпусом и колесом с обеих сторон (0,5-0,6 мм).
Подшипники качения заполняют чистой смазкой — солидолом, тавотом и т.п., руководствуясь инструкцией завода-изготовителя. Сальники набивают промасленной набивкой.
У собранного насоса проверяют вращение колеса, которое должно быть лёгким, без заедания.
До соединения насоса с электродвигателем его включают на холостой ход — проверяют направление вращения, после чего соединяют его с насосом.
При центровке насоса с электродвигателем должны быть выдержаны допуски на смещение и излом, согласно нормам в зависимости от соединительной муфты.
Центробежные горизонтальные и вертикальные многоступенчатые насосы ремонтируют по такой же технологической схеме. Кольцевые зазоры в уплотнении полуколец по торцу кольца следует принимать как предельные, соответственно: 0,20-0,25 и 0,10-0,15 мм. Большие зазоры недопустимы, так как понизится производительность насоса и развиваемый напор, уменьшенный зазор опасен из-за возможного «прихвата» сопрягаемых поверхностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...