Общие сведения. Шестерённый (роторно-зубчатый) насос относят к типу РЗ. На судах морского и промыслового флотов получил распространение двухроторный нереверсивный шестерённый насос, имеющий наружное зацепление шестерён. Он предназначен для перекачки дизельного топлива, мазута и смазочного масла в смазочных системах главных и вспомогательных дизелей, судовых редукторов и в других установках.
Насос состоит из корпуса и двух роторов, ведущего и ведомого, которые представляют собой цилиндрические шестерни с одинаковым числом зубьев эвольвентного профиля, изготовленные заодно с валами; подшипников скольжения или качения, запрессованных в крышку и в корпус насоса. Выходной конец ведущего вала имеет сальниковое уплотнение. Оно состоит из резиновых манжет, которые обжимают вал. Насос снабжён предохранительным клапаном, который при достижении максимального допустимого давления перепускает жидкость со стороны нагнетания на сторону всасывания.
Схема шестерённого насоса:
1 — ведущий вал, ведущая шестерня; 2 — ведомый вал, ведомая шестерня; 3 — корпус; 4 — предохранительный клапан.
Техническое обслуживание. Пуск шестеренного насоса производят при открытых всасывающем и нагнетательном клапанах. Если насос готовится к работе впервые, его необходимо залить. Работа насоса без жидкости запрещается. Для шестеренного насоса особого ТО не требуется.
ТО включает внешний осмотр насоса и проверку:
- соединения нагнетательных и всасывающих трубопроводов;
- сальникового уплотнения (при необходимости подтягивать);
- крепления фундаментных болтов;
- центровку шестеренного насоса с электродвигателем.
Подшипники качения насоса через каждые 5000 часов работы следует заполнять консистентной смазкой. Снять крышку подшипника, полость подшипника промыть. Подшипники качения и уплотнительные кольца валов осмотреть. Поврежденные детали заменить. Крышку подшипника поставить на место.
Дефектоскопия и ремонт. У шестеренного насоса характерными дефектами являются: увеличение диаметрального зазора между корпусом и вершинами зубьев шестерён из-за их изнашивания, осевого зазора между торцами шестерён и крышками корпуса, подшипников и уплотнения, диаметрального зазора в опорных подшипниках скольжения.
При дефектоскопии шестерённого насоса измеряют диаметральный зазор между корпусом и шестернёй и осевой зазор — между торцом шестерни и корпусом насоса. Полученные зазоры сравнивают с монтажными и предельно допустимыми в шестеренных насосах при эксплуатации.
Монтажные и предельно допустимые зазоры в шестерённых насосах при эксплуатации, мм:
Кроме этих зазоров измеряют зазоры в опорных подшипниках скольжения и сравнивают их с монтажными и предельно-допустимыми зазорами при эксплуатации.
Монтажные и предельно допустимые зазоры в опорных подшипниках скольжения шестерённых насосов при эксплуатации, мм:
Если диаметральные зазоры превышают предельно допустимые значения, то их восстановление достигается следующими способами;
1. Растачиванием корпуса насоса и изготовлением новых шестерён с увеличенным наружным диаметром.
2. Постановкой уплотняющих клиньев в корпус насоса на его нагнетательной внутренней стороне.
3. Растачиванием корпуса со смещением шестерён в сторону нагнетания.
4. Установкой полуколец в корпусе.
5. Обжатием корпуса (корпус выполнен из цветного сплава).
6. Уменьшением числа зубьев шестерён и увеличения их модуля.
7. Наплавкой внутренней поверхности корпуса с последующей расточкой на номинальный диаметр.
1. Способ растачивания корпуса. Внутренние цилиндрические поверхности корпуса растачивают на величину до 0,15 mн (mн — нормальный модуль зацепления зубчатой пары). В связи с этим новые шестерни изготавливают с увеличенным наружным диаметром на 0,15 mн.
Максимально допустимое увеличение диаметров внутренних цилиндрических поверхностей корпуса и наружных диаметров вновь изготавливаемых шестерён возможно на 0,2 mн, однако в этом случае необходимо фланкирование (подгонка) зубьев шестерён для предотвращения их заедания.
При ремонте указанным способом радиальный зазор между зубьями шестерён и стенками корпуса должен быть не менее 0,04 мм.
Данным способом возможен ремонт всех шестерённых насосов.
2. Способ постановки уплотняющих клиньев в корпус насоса. На нагнетательной внутренней стороне корпуса с двух Сторон выходного отверстия выполняют пазы типа «ласточкин хвост» глубиной 3-5 мм. В пазы запрессовывают планки (латунь, бронза), которые растачивают на номинальный размер, или ремонтный размер наружного диаметра шестерён.
3. Метод растачивания корпуса со смещением. При расточке корпуса со смещением шестерён в сторону нагнетания втулки подшипников скольжения растачивают на 5-10 мм. В них запрессовывают проставочные втулки, которые растачивают со смещением осей в сторону нагнетания на величину смещения осей корпуса.
Крепёжные отверстия в крышках рассверливают на размер, позволяющий выполнить центровку крышки. После центровки крышки её фиксируют штифтами.
Недостаток способа — значительная трудоёмкость ремонта, достоинства — возможность очередного ремонта насоса способом растачивания корпуса без смещения центров.
4. Ремонт способом установки полуколец в корпусе. Внутренние цилиндрические поверхности корпуса растачиваются на 3-5 мм больше номинального размера, с последующей установкой полуколец на эпоксидном клее. Зазор между наружным диаметром полукольца и расточенной внутренней цилиндрической поверхностью корпуса не должен превышать 0,15-0,20 мм.
Полукольца изготавливают из углеродистой или легированной стали, с припуском на последующее растачивание совместно с корпусом на номинальный диаметр.
Данный способ рекомендуется применять только при ремонте насосов, работающих при напоре не более 1 МПа (10 кгс/см2).
5. Ремонт способом обжатия корпуса насоса, изготовленного из цветных сплавов. Способ заключается в том, что корпус насоса, нагретый до необходимой температуры (в зависимости от материала), продавливают через фильеру, или обжимают в специальной призматической оправке до получения необходимых размеров внутренних цилиндрических поверхностей с припуском на обработку, после этого корпус вторично нагревают до той же температуры и медленно охлаждают до температуры окружающей среды для снятия внутренних напряжений. Затем внутренние цилиндрические поверхности растачивают на номинальный диаметр. Резьбовые отверстия в корпусе калибруют. Крепёжные отверстия в крышках рассверливают до необходимых размеров. Крышки после установки и центровки фиксируют штифтами.
Однако, отремонтированные таким образом насосы при напоре выше 6 МПа, как показала практика, часто выходят из строя в результате длительного воздействия на корпус высокого давления, вызывающего деформацию корпуса, в ряде случаев с появлением трещин.
По этой причине данный способ ремонта корпусов шестерённых насосов, работающих при напоре выше 6 МПа, не получил широкого распространения.
6. Ремонт способом уменьшения числа зубьев шестерён и увеличения модуля. В этом случае предварительно выполняют перерасчёт зубчатой пары с целью увеличения наружного диаметра шестерён до необходимых размеров при сохранении межцентрового расстояния. Для этого уменьшают число зубьев шестерни, увеличивают модуль и вводят коэффициент коррекции, который в любом случае должен быть положительным.
При увеличении коэффициента коррекции более 0,5-0,6 необходима проверка зубьев на заострение. При применении коэффициента коррекции менее 0,2 и при числе зубьев шестерни менее 10 необходима проверка зубьев на подрезание.
Недостатком этого способа является нарушение паспортных характеристик насоса. При уменьшении числа зубьев шестерён и увеличении модуля увеличивается соответственно производительность и неравномерность потока перекачиваемой жидкости, что не всегда допустимо.
7. Ремонт способом наплавки. Внутренние цилиндрические поверхности корпуса растачивают до полного вывода всех дефектов (как правило, на 0,5-2,5 мм). Корпус нагревают до температуры 350-400 С и на внутренние цилиндрические поверхности наплавляют слой припоя ЛОК 59-1-0,3. После медленного охлаждения до температуры 18-20 С внутренние цилиндрические поверхности растачивают на номинальный диаметр.
Метод требует точного соблюдения температурного режима наплавки и охлаждения, поэтому не везде он применим из-за отсутствия специального оборудования для нагрева и охлаждения.
Наиболее важным является торцевый зазор между шестернёй и крышкой, если этот зазор не соответствует техническим условиям на ремонт, то его регулируют бумажными прокладками, или путём шабрения прилегаемых поверхностей корпуса насоса и крышки.
Ремонт зубьев шестерён заключается в устранении поверхностных дефектов шабрением или обкаткой с пастами ГОИ. Ремонт зубьев и центровка шестерён в корпусе должны обеспечивать контакт зубьев не менее 65% по длине и 60% по высоте зуба.
При сборке шестерённого насоса заменяют уплотнительные прокладки в местах разъёма корпуса и крышки, сальниковую набивку, регулируют торцевой зазор между корпусом и крышкой.
У собранного насоса проверяют вращение роторов, которое должно быть лёгким, без заедания.
При центровке насоса с электродвигателем должны быть выдержаны нормы на смещение и излом, в зависимости от типа соединительной муфты.
Насос состоит из корпуса и двух роторов, ведущего и ведомого, которые представляют собой цилиндрические шестерни с одинаковым числом зубьев эвольвентного профиля, изготовленные заодно с валами; подшипников скольжения или качения, запрессованных в крышку и в корпус насоса. Выходной конец ведущего вала имеет сальниковое уплотнение. Оно состоит из резиновых манжет, которые обжимают вал. Насос снабжён предохранительным клапаном, который при достижении максимального допустимого давления перепускает жидкость со стороны нагнетания на сторону всасывания.
Схема шестерённого насоса:
1 — ведущий вал, ведущая шестерня; 2 — ведомый вал, ведомая шестерня; 3 — корпус; 4 — предохранительный клапан.
Техническое обслуживание. Пуск шестеренного насоса производят при открытых всасывающем и нагнетательном клапанах. Если насос готовится к работе впервые, его необходимо залить. Работа насоса без жидкости запрещается. Для шестеренного насоса особого ТО не требуется.
ТО включает внешний осмотр насоса и проверку:
- соединения нагнетательных и всасывающих трубопроводов;
- сальникового уплотнения (при необходимости подтягивать);
- крепления фундаментных болтов;
- центровку шестеренного насоса с электродвигателем.
Подшипники качения насоса через каждые 5000 часов работы следует заполнять консистентной смазкой. Снять крышку подшипника, полость подшипника промыть. Подшипники качения и уплотнительные кольца валов осмотреть. Поврежденные детали заменить. Крышку подшипника поставить на место.
Дефектоскопия и ремонт. У шестеренного насоса характерными дефектами являются: увеличение диаметрального зазора между корпусом и вершинами зубьев шестерён из-за их изнашивания, осевого зазора между торцами шестерён и крышками корпуса, подшипников и уплотнения, диаметрального зазора в опорных подшипниках скольжения.
При дефектоскопии шестерённого насоса измеряют диаметральный зазор между корпусом и шестернёй и осевой зазор — между торцом шестерни и корпусом насоса. Полученные зазоры сравнивают с монтажными и предельно допустимыми в шестеренных насосах при эксплуатации.
Монтажные и предельно допустимые зазоры в шестерённых насосах при эксплуатации, мм:
Кроме этих зазоров измеряют зазоры в опорных подшипниках скольжения и сравнивают их с монтажными и предельно-допустимыми зазорами при эксплуатации.
Монтажные и предельно допустимые зазоры в опорных подшипниках скольжения шестерённых насосов при эксплуатации, мм:
Если диаметральные зазоры превышают предельно допустимые значения, то их восстановление достигается следующими способами;
1. Растачиванием корпуса насоса и изготовлением новых шестерён с увеличенным наружным диаметром.
2. Постановкой уплотняющих клиньев в корпус насоса на его нагнетательной внутренней стороне.
3. Растачиванием корпуса со смещением шестерён в сторону нагнетания.
4. Установкой полуколец в корпусе.
5. Обжатием корпуса (корпус выполнен из цветного сплава).
6. Уменьшением числа зубьев шестерён и увеличения их модуля.
7. Наплавкой внутренней поверхности корпуса с последующей расточкой на номинальный диаметр.
1. Способ растачивания корпуса. Внутренние цилиндрические поверхности корпуса растачивают на величину до 0,15 mн (mн — нормальный модуль зацепления зубчатой пары). В связи с этим новые шестерни изготавливают с увеличенным наружным диаметром на 0,15 mн.
Максимально допустимое увеличение диаметров внутренних цилиндрических поверхностей корпуса и наружных диаметров вновь изготавливаемых шестерён возможно на 0,2 mн, однако в этом случае необходимо фланкирование (подгонка) зубьев шестерён для предотвращения их заедания.
При ремонте указанным способом радиальный зазор между зубьями шестерён и стенками корпуса должен быть не менее 0,04 мм.
Данным способом возможен ремонт всех шестерённых насосов.
2. Способ постановки уплотняющих клиньев в корпус насоса. На нагнетательной внутренней стороне корпуса с двух Сторон выходного отверстия выполняют пазы типа «ласточкин хвост» глубиной 3-5 мм. В пазы запрессовывают планки (латунь, бронза), которые растачивают на номинальный размер, или ремонтный размер наружного диаметра шестерён.
3. Метод растачивания корпуса со смещением. При расточке корпуса со смещением шестерён в сторону нагнетания втулки подшипников скольжения растачивают на 5-10 мм. В них запрессовывают проставочные втулки, которые растачивают со смещением осей в сторону нагнетания на величину смещения осей корпуса.
Крепёжные отверстия в крышках рассверливают на размер, позволяющий выполнить центровку крышки. После центровки крышки её фиксируют штифтами.
Недостаток способа — значительная трудоёмкость ремонта, достоинства — возможность очередного ремонта насоса способом растачивания корпуса без смещения центров.
4. Ремонт способом установки полуколец в корпусе. Внутренние цилиндрические поверхности корпуса растачиваются на 3-5 мм больше номинального размера, с последующей установкой полуколец на эпоксидном клее. Зазор между наружным диаметром полукольца и расточенной внутренней цилиндрической поверхностью корпуса не должен превышать 0,15-0,20 мм.
Полукольца изготавливают из углеродистой или легированной стали, с припуском на последующее растачивание совместно с корпусом на номинальный диаметр.
Данный способ рекомендуется применять только при ремонте насосов, работающих при напоре не более 1 МПа (10 кгс/см2).
5. Ремонт способом обжатия корпуса насоса, изготовленного из цветных сплавов. Способ заключается в том, что корпус насоса, нагретый до необходимой температуры (в зависимости от материала), продавливают через фильеру, или обжимают в специальной призматической оправке до получения необходимых размеров внутренних цилиндрических поверхностей с припуском на обработку, после этого корпус вторично нагревают до той же температуры и медленно охлаждают до температуры окружающей среды для снятия внутренних напряжений. Затем внутренние цилиндрические поверхности растачивают на номинальный диаметр. Резьбовые отверстия в корпусе калибруют. Крепёжные отверстия в крышках рассверливают до необходимых размеров. Крышки после установки и центровки фиксируют штифтами.
Однако, отремонтированные таким образом насосы при напоре выше 6 МПа, как показала практика, часто выходят из строя в результате длительного воздействия на корпус высокого давления, вызывающего деформацию корпуса, в ряде случаев с появлением трещин.
По этой причине данный способ ремонта корпусов шестерённых насосов, работающих при напоре выше 6 МПа, не получил широкого распространения.
6. Ремонт способом уменьшения числа зубьев шестерён и увеличения модуля. В этом случае предварительно выполняют перерасчёт зубчатой пары с целью увеличения наружного диаметра шестерён до необходимых размеров при сохранении межцентрового расстояния. Для этого уменьшают число зубьев шестерни, увеличивают модуль и вводят коэффициент коррекции, который в любом случае должен быть положительным.
При увеличении коэффициента коррекции более 0,5-0,6 необходима проверка зубьев на заострение. При применении коэффициента коррекции менее 0,2 и при числе зубьев шестерни менее 10 необходима проверка зубьев на подрезание.
Недостатком этого способа является нарушение паспортных характеристик насоса. При уменьшении числа зубьев шестерён и увеличении модуля увеличивается соответственно производительность и неравномерность потока перекачиваемой жидкости, что не всегда допустимо.
7. Ремонт способом наплавки. Внутренние цилиндрические поверхности корпуса растачивают до полного вывода всех дефектов (как правило, на 0,5-2,5 мм). Корпус нагревают до температуры 350-400 С и на внутренние цилиндрические поверхности наплавляют слой припоя ЛОК 59-1-0,3. После медленного охлаждения до температуры 18-20 С внутренние цилиндрические поверхности растачивают на номинальный диаметр.
Метод требует точного соблюдения температурного режима наплавки и охлаждения, поэтому не везде он применим из-за отсутствия специального оборудования для нагрева и охлаждения.
Наиболее важным является торцевый зазор между шестернёй и крышкой, если этот зазор не соответствует техническим условиям на ремонт, то его регулируют бумажными прокладками, или путём шабрения прилегаемых поверхностей корпуса насоса и крышки.
Ремонт зубьев шестерён заключается в устранении поверхностных дефектов шабрением или обкаткой с пастами ГОИ. Ремонт зубьев и центровка шестерён в корпусе должны обеспечивать контакт зубьев не менее 65% по длине и 60% по высоте зуба.
При сборке шестерённого насоса заменяют уплотнительные прокладки в местах разъёма корпуса и крышки, сальниковую набивку, регулируют торцевой зазор между корпусом и крышкой.
У собранного насоса проверяют вращение роторов, которое должно быть лёгким, без заедания.
При центровке насоса с электродвигателем должны быть выдержаны нормы на смещение и излом, в зависимости от типа соединительной муфты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.