Общие сведения. Все центробежные сепараторы топлива и масла по конструкции барабанов можно разделить на сепараторы с трубчатыми и тарельчатыми барабанами. Барабан трубчатого сепаратора представляет собой трубу, длина которой превышает её диаметр в 4-7 раз. Частота вращения таких барабанов составляет 15000-19000 мин-1. В таблице ниже приведены характеристики трубчатых сепараторов, получивших наибольшее распространение.
Некоторые характеристики трубчатых сепараторов:
Общий недостаток этих сепараторов — небольшой объём грязевой камеры барабана, что делает невозможным применение таких сепараторов для очистки топлива и масла с высоким содержанием примеси. Наибольшее распространение получили тарельчатые сепараторы, как отечественных, так и зарубежных фирм (Асахи, Титан, Лаваль, завода им. Ф.Э Дзержинского).
Характеристики тарельчатых сепараторов некоторых фирм приведены в таблице:
Если барабан сепаратора имеет только выпускные отверстия для выхода чистого нефтепродукта, то его называют кларификатором. Кларификация — это осветление нефтепродукта, то есть отделение из него механических примесей. У кларификаторов тарелки не имеют отверстий. Обводнённое топливо или масло подвергать очистки в кларификаторе нельзя, так как вода, скопившаяся в барабане, выходит вместе с нефтепродуктом.
Если барабан сепаратора предназначен для отделения от нефтепродукта воды и механических примесей, его называют пурификатором. В сепараторах серии МАРХ вместо откачивающего насоса устанавливают два напорных диска — один откачивает топливо или масло, второй — воду.
В настоящее время на судах стали устанавливать и эксплуатировать центробежный сепаратор М1В 303 фирмы Лаваль, который отличается от других сепараторов массой и габаритами. Данный сепаратор на судах Дальнего Востока применяют с 1998 года.
Сепаратор М1В 303 разработан для отделения воды и твёрдых частиц из топлива и масла. Сепаратор создан для очистки топлива и масла с максимальной удельной массой 0,92 г/см3 при 15 С. Для очистки дизельного топлива сепаратор Ml В 303 эксплуатируют в режиме пурификации, для очистки смазочного масла — в режиме кларификации или пурификации. Сепаратор М1В 303 является концептуально новым типом сепараторов с цельным барабаном. Поставляется как отдельно стоящий сепаратор, так и модульный вариант. В модульный вариант входит: сепаратор, насос, пульт управления и бачок. Этот сепаратор нуждается в периодической ручной очистке, которую выполняют за несколько минут.
Новая конструкция позволяет извлекать грязь и очищать стенки барабана без снятия тарелок (прямой привод от электродвигателя, частота вращения которого контролируется преобразователем частоты вращения, исключает использование редуктора).
При техническом обслуживании следует выполнить следующие работы:
- вскрыть ФГО и промыть его;
- осмотреть червячную пару, шестерённый насос, фрикционную муфту;
- сменить масло в картере червячного редуктора через 500 часов работы сепаратора;
- через 100 часов работы сепаратора, после последней сборки барабана, устранить оседание тарелок в барабане, добавив к ним 1-2 тарелки из запасных;
- через 3000 часов проверить состояние подшипников вертикального и горизонтального валов;
- каждый год проверять и при необходимости заменять весь набор тарелок и уплотнительное резиновое кольцо.
Дефектоскопия. Характерными дефектами центробежного сепаратора являются:
- трещины и коррозионные разрушения станины;
- ослабление посадки подшипников;
- эрозионные разрушения, риски, задиры, раковины и трещины на внутренней поверхности корпуса-барабана;
- смятие, обломы или деформация витков резьбы крепления корпуса-барабана;
- коррозионные разрушения, риски, царапины на конической поверхности червячной шестерни;
- погнутость, трещины, наработок, риски, заусеницы, скручивание вертикального и горизонтального валов и витков винта;
- риски, царапины, следы коррозии на конусе вертикального вала (конусообразность 1:20);
- изнашивание отверстия под штифт горизонтального вала;
- трещины, коррозионные разрушения, раковины тарелок;
- изнашивание, риски, наработки, заусеницы на боковых поверхностях витков винта червячного редуктора.
Ремонт центробежного сепаратора включает следующие работы:
- дефекты станины, корпуса-барабана устраняют электросваркой или заменяют;
- эрозионные разрушения, раковины на внутренней поверхности корпуса барабана устраняют зачисткой, при глубине разрушения до 5% номинальной толщины стенки, при условии динамической уравновешенности барабана;
- коррозионные разрушения, риски, царапины на конической поверхности червячной шестерни устраняют шлифовкой, зачисткой, при глубине повреждения поверхности не более 0,5 мм и общей площади повреждений не более 20%;
- трещины, скручивание вертикального и горизонтального валов устраняют их заменой;
- погнутость устраняют правкой с нагревом при величине прогиба 0,15-0,20 м, заменой вала при величине прогиба более 0,20 мм;
- ослабление посадки подшипников устраняют хромированием, либо осталиванием с последующим шлифованием, или нанесением эластомера ГЭН-150В;
- изнашивание отверстий под штифты устраняют развёртыванием или их растачиванием и заменой штифтов;
- коррозионные разрушения, вымывания, раковины тарелок устраняют зачисткой, при глубине коррозионных разрушений до 10% номинальной толщины стенки.
Техническое состояние центробежных сепараторов без их разборки контролируют по уровню ударных импульсов, вибрации и повышению тока нагрузки электродвигателя.
По уровню ударных импульсов контролируют состояние подшипников качения вертикального вала барабана и горизонтального вала привода, подшипников качения электродвигателя, а также состояние соединительной муфты и шестеренных насосов.
Контроль производится индикатором состояния подшипников ИСП-1 или измерителем ударных импульсов SPM 43А.
Точки измерения ударных импульсов с помощью индикаторного щупа показаны на рисунке:
Точки измерения ударных импульсов и вибраций на центробежном сепараторе:
1,2 — подшипники электродвигателя; 3 — верхний подшипник вертикального вала (ударные импульсы); 4 — вертикальная и горизонтальная вибрация сепаратора; 5 — корпус насоса; 6 — крышка соединительной муфты (ударные импульсы); 7, 9 — подшипники вала привода; 10 — горизонтальная и вертикальная вибрация на лапах; 11 — горизонтальная вибрация привода.
По уровню вибрации сепаратора устанавливают изменение балансировки барабана. Измерению вибрации должно предшествовать измерение ударных импульсов, чтобы установить состояние подшипников и их влияние на вибрацию сепаратора.
Уровень вибрации измеряется виброметрами ВШВ-003 или VTM 33. Горизонтальная вибрация на корпусе (точка 4) и на лапах (точка 10) измеряется перпендикулярно диаметральной плоскости судна и в диаметральной плоскости. В этих же точках измеряется и вертикальная вибрация.
Нормы вибрации соответствующие трём категориям технического состояния, приведены на рисунке:
1 — хорошее состояние; 2 — удовлетворительное состояние; 3 — неудовлетворительное состояние.
Приведённые нормы вибрации относятся к случаям, когда воздействие вибрации от других источников на судне не превышает 1,5 мм/с (проверка осуществляется по разности вибрации работающего и остановленного сепаратора). Если уровень вибрации неработающего сепаратора достаточно высок вследствие воздействия посторонних источников (на уровне норм III категории технического состояния), необходимо принять меры по его снижению, так как в таких условиях быстро снижается ресурс. Перед определением технического состояния сепаратора по уровню вибрации необходимо проверить состояние крепления сепаратора к фундаменту.
Контроль за потребляемой сепаратором силой тока при пуске и работе, а также за временем пуска позволяет определить состояние привода сепаратора (тормоза, червячной передачи), качество самоочистки барабана. При хорошем состоянии время пуска составляет меньше 7 минут, при удовлетворительном — 7-12 минут, при неудовлетворительном — больше 12 минут. При хорошем состоянии ток нагрузки на электродвигателе сепаратора составляет 14,5-16,5А, при неудовлетворительном — более 45А (для сепараторов МАРХ 209).
Периодичность контроля технического состояния но уровню ударных импульсов и вибрации сепараторов с наработкой в год более 3000 часов составляет 6 месяцев при хорошем техническом состоянии, при удовлетворительном состоянии — 3 месяца. Для сепараторов с наработкой в год менее 3000 часов периодичность контроля составляет 12 месяцев при хорошем состоянии, при удовлетворительном — 6 месяцев.
Периодичность проведения технического обслуживания (переборка) по состоянию центробежных сепараторов составляет 18-48 месяцев (800-16000 часов), а насосов — 12-24 месяцев.
Некоторые характеристики трубчатых сепараторов:
Общий недостаток этих сепараторов — небольшой объём грязевой камеры барабана, что делает невозможным применение таких сепараторов для очистки топлива и масла с высоким содержанием примеси. Наибольшее распространение получили тарельчатые сепараторы, как отечественных, так и зарубежных фирм (Асахи, Титан, Лаваль, завода им. Ф.Э Дзержинского).
Характеристики тарельчатых сепараторов некоторых фирм приведены в таблице:
Если барабан сепаратора имеет только выпускные отверстия для выхода чистого нефтепродукта, то его называют кларификатором. Кларификация — это осветление нефтепродукта, то есть отделение из него механических примесей. У кларификаторов тарелки не имеют отверстий. Обводнённое топливо или масло подвергать очистки в кларификаторе нельзя, так как вода, скопившаяся в барабане, выходит вместе с нефтепродуктом.
Если барабан сепаратора предназначен для отделения от нефтепродукта воды и механических примесей, его называют пурификатором. В сепараторах серии МАРХ вместо откачивающего насоса устанавливают два напорных диска — один откачивает топливо или масло, второй — воду.
В настоящее время на судах стали устанавливать и эксплуатировать центробежный сепаратор М1В 303 фирмы Лаваль, который отличается от других сепараторов массой и габаритами. Данный сепаратор на судах Дальнего Востока применяют с 1998 года.
Сепаратор М1В 303 разработан для отделения воды и твёрдых частиц из топлива и масла. Сепаратор создан для очистки топлива и масла с максимальной удельной массой 0,92 г/см3 при 15 С. Для очистки дизельного топлива сепаратор Ml В 303 эксплуатируют в режиме пурификации, для очистки смазочного масла — в режиме кларификации или пурификации. Сепаратор М1В 303 является концептуально новым типом сепараторов с цельным барабаном. Поставляется как отдельно стоящий сепаратор, так и модульный вариант. В модульный вариант входит: сепаратор, насос, пульт управления и бачок. Этот сепаратор нуждается в периодической ручной очистке, которую выполняют за несколько минут.
Новая конструкция позволяет извлекать грязь и очищать стенки барабана без снятия тарелок (прямой привод от электродвигателя, частота вращения которого контролируется преобразователем частоты вращения, исключает использование редуктора).
При техническом обслуживании следует выполнить следующие работы:
- вскрыть ФГО и промыть его;
- осмотреть червячную пару, шестерённый насос, фрикционную муфту;
- сменить масло в картере червячного редуктора через 500 часов работы сепаратора;
- через 100 часов работы сепаратора, после последней сборки барабана, устранить оседание тарелок в барабане, добавив к ним 1-2 тарелки из запасных;
- через 3000 часов проверить состояние подшипников вертикального и горизонтального валов;
- каждый год проверять и при необходимости заменять весь набор тарелок и уплотнительное резиновое кольцо.
Дефектоскопия. Характерными дефектами центробежного сепаратора являются:
- трещины и коррозионные разрушения станины;
- ослабление посадки подшипников;
- эрозионные разрушения, риски, задиры, раковины и трещины на внутренней поверхности корпуса-барабана;
- смятие, обломы или деформация витков резьбы крепления корпуса-барабана;
- коррозионные разрушения, риски, царапины на конической поверхности червячной шестерни;
- погнутость, трещины, наработок, риски, заусеницы, скручивание вертикального и горизонтального валов и витков винта;
- риски, царапины, следы коррозии на конусе вертикального вала (конусообразность 1:20);
- изнашивание отверстия под штифт горизонтального вала;
- трещины, коррозионные разрушения, раковины тарелок;
- изнашивание, риски, наработки, заусеницы на боковых поверхностях витков винта червячного редуктора.
Ремонт центробежного сепаратора включает следующие работы:
- дефекты станины, корпуса-барабана устраняют электросваркой или заменяют;
- эрозионные разрушения, раковины на внутренней поверхности корпуса барабана устраняют зачисткой, при глубине разрушения до 5% номинальной толщины стенки, при условии динамической уравновешенности барабана;
- коррозионные разрушения, риски, царапины на конической поверхности червячной шестерни устраняют шлифовкой, зачисткой, при глубине повреждения поверхности не более 0,5 мм и общей площади повреждений не более 20%;
- трещины, скручивание вертикального и горизонтального валов устраняют их заменой;
- погнутость устраняют правкой с нагревом при величине прогиба 0,15-0,20 м, заменой вала при величине прогиба более 0,20 мм;
- ослабление посадки подшипников устраняют хромированием, либо осталиванием с последующим шлифованием, или нанесением эластомера ГЭН-150В;
- изнашивание отверстий под штифты устраняют развёртыванием или их растачиванием и заменой штифтов;
- коррозионные разрушения, вымывания, раковины тарелок устраняют зачисткой, при глубине коррозионных разрушений до 10% номинальной толщины стенки.
Техническое состояние центробежных сепараторов без их разборки контролируют по уровню ударных импульсов, вибрации и повышению тока нагрузки электродвигателя.
По уровню ударных импульсов контролируют состояние подшипников качения вертикального вала барабана и горизонтального вала привода, подшипников качения электродвигателя, а также состояние соединительной муфты и шестеренных насосов.
Контроль производится индикатором состояния подшипников ИСП-1 или измерителем ударных импульсов SPM 43А.
Точки измерения ударных импульсов с помощью индикаторного щупа показаны на рисунке:
Точки измерения ударных импульсов и вибраций на центробежном сепараторе:
1,2 — подшипники электродвигателя; 3 — верхний подшипник вертикального вала (ударные импульсы); 4 — вертикальная и горизонтальная вибрация сепаратора; 5 — корпус насоса; 6 — крышка соединительной муфты (ударные импульсы); 7, 9 — подшипники вала привода; 10 — горизонтальная и вертикальная вибрация на лапах; 11 — горизонтальная вибрация привода.
По уровню вибрации сепаратора устанавливают изменение балансировки барабана. Измерению вибрации должно предшествовать измерение ударных импульсов, чтобы установить состояние подшипников и их влияние на вибрацию сепаратора.
Уровень вибрации измеряется виброметрами ВШВ-003 или VTM 33. Горизонтальная вибрация на корпусе (точка 4) и на лапах (точка 10) измеряется перпендикулярно диаметральной плоскости судна и в диаметральной плоскости. В этих же точках измеряется и вертикальная вибрация.
Нормы вибрации соответствующие трём категориям технического состояния, приведены на рисунке:
1 — хорошее состояние; 2 — удовлетворительное состояние; 3 — неудовлетворительное состояние.
Приведённые нормы вибрации относятся к случаям, когда воздействие вибрации от других источников на судне не превышает 1,5 мм/с (проверка осуществляется по разности вибрации работающего и остановленного сепаратора). Если уровень вибрации неработающего сепаратора достаточно высок вследствие воздействия посторонних источников (на уровне норм III категории технического состояния), необходимо принять меры по его снижению, так как в таких условиях быстро снижается ресурс. Перед определением технического состояния сепаратора по уровню вибрации необходимо проверить состояние крепления сепаратора к фундаменту.
Контроль за потребляемой сепаратором силой тока при пуске и работе, а также за временем пуска позволяет определить состояние привода сепаратора (тормоза, червячной передачи), качество самоочистки барабана. При хорошем состоянии время пуска составляет меньше 7 минут, при удовлетворительном — 7-12 минут, при неудовлетворительном — больше 12 минут. При хорошем состоянии ток нагрузки на электродвигателе сепаратора составляет 14,5-16,5А, при неудовлетворительном — более 45А (для сепараторов МАРХ 209).
Периодичность контроля технического состояния но уровню ударных импульсов и вибрации сепараторов с наработкой в год более 3000 часов составляет 6 месяцев при хорошем техническом состоянии, при удовлетворительном состоянии — 3 месяца. Для сепараторов с наработкой в год менее 3000 часов периодичность контроля составляет 12 месяцев при хорошем состоянии, при удовлетворительном — 6 месяцев.
Периодичность проведения технического обслуживания (переборка) по состоянию центробежных сепараторов составляет 18-48 месяцев (800-16000 часов), а насосов — 12-24 месяцев.
Где Мона купить сеператор м1в 303
ОтветитьУдалить