Крышка цилиндра
четырёхтактного дизеля:
1 — втулка клапана; 2
— полость охлаждения; 3 — посадочный пояс; 4 — посадочный пояс всасывающего
клапана; 5 — поверхность крышки цилиндра в зоне высоких температур; 6 —
посадочный пояс форсунки; 7 — посадочный пояс выпускного клапана.
Цилиндровая крышка представляет собой сложную деталь. По
конструкции цилиндровые крышки могут быть одиночные или отлитые блоком на
несколько цилиндров (головка блока). Во время работы крышка подвергается
действию больших давлений и высоких температур газов, а также омывается
охлаждённой водой, что вызывает в крышке механические и тепловые напряжения.
Характерными дефектами у цилиндровых крышек являются трещины
со стороны камеры сгорания и пропуск газов из-под крышки через уплотнение.
Чугунные крышки с трещинами заменяют. При ремонте стальных
крышек применяют сварку с подогревом до температуры 200- 400°С.
Изношенные гнёзда клапанов протачивают и развёртывают, а
затем притирают по клапанам. Во время ТО крышек выполняют следующие работы:
- очищают камеру сгорания от нагара;
- проверяют сопрягаемые пояса (посадочные места) под
клапаны, форсунки, индикаторные краны, предохранительные и пусковые клапаны;
- очищают от грязи и накипи охлаждаемые полости крышки и
заменяют протекторы;
- опрессовывают крышку гидравлическим давлением не более 0,6
МПа;
- притирают все посадочные места в крышке цилиндра
специальными притирами или клапанами.
Для достижения герметичности между крышкой и втулкой
цилиндра устанавливают прокладку или притирают сопрягаемые поверхности.
Головку блока уплотняют фирменной прокладкой, которую ставят
на всю сопрягаемую поверхность блока. На одиночных цилиндровых крышках с
давлением сгорания менее 11 МПа устанавливают красномедные прокладки, а при
давлении Р> 11 МПа — прокладки из мягкого железа.
Перед установкой новых красномедных прокладок необходимо
проверить высоту камеры сжатия и с учётом её рассчитать толщину прокладки.
Перед установкой крышки на место уплотнительную прокладку
отжигают (паяльной лампой). Прокладка допускается составная из 2-3 частей,
соединённых между собой замком (ласточкин хвост).
Дефекты посадочного пояса крышки устраняют шабрением.
Устранив дефекты на посадочном поясе цилиндровой крышки, её притирают по месту.
Для достижения герметичности между корпусами различных
клапанов и самой крышкой применяют два способа: ставят красномедные прокладки
или притирают сопрягаемые поверхности. Прокладки изготавливают из листовой
красной меди толщиной 0,5-1 мм. Прокладки перед постановкой обязательно должны
быть отожжены, то есть нагреты до 500-600°С и охлаждены в воде, чтобы были
мягкими и хорошо обжимались.
Перед притиранием осматривают сопрягаемые поверхности, чтобы
убедиться в том, что проточка на станке для устранения раковин, забоин не
нужна. Глубокие раковины и забоины можно устранить вручную шарошками.
Перед установкой цилиндровой крышки на штатное место на
красномедную прокладку рекомендуется нанести тонкий слой масла с графитом с
двух сторон.
Измерение высоты камеры сжатия в каждом цилиндре производят
при помощи свинцовых кубиков размером 15 х 20 х 30 мм, или иных размеров в
зависимости от высоты камеры сжатия. Для этого поднимают цилиндровую крышку на
высоту 200-250 мм и кладут на край головки поршня свинцовый кубик в таком
месте, против которого не было бы ни отверстий, ни выступов на крышке (возможны
и другие способы). Затем вращают коленчатый вал дизеля так, чтобы поршень
прошёл через ВМТ. Поршень, проходя через ВМТ, сожмёт свинцовый кубик до
размера, равного высоте камеры сжатия. Затем кубик вынимают, измеряют
микрометром его фактическую толщину и записывают в карту измерений.
Для дизелей типа VD 26/20AL и ЧН 40/46 измерение высоты
камеры сжатия производят при снятой крышке и при положении поршня в ВМТ.
Расстояние между поршнем при его положении в ВМТ и верхней кромкой втулки и
будет фактической высотой камеры сжатия.
Перед установкой новой цилиндровой крышки следует проверить
высоту камеры сжатия. Высота камеры сжатия может регулироваться:
- изменением толщины компрессионной прокладки (у дизелей с
разъёмной нижней головкой шатуна);
- уменьшением высоты уплотняющего бурта крышки;
- изменением толщины прокладок под уплотняющим буртом
крышки.
Одновременно проверяют все цилиндровые шпильки, которыми
будет крепиться крышка: нет ли на них забоин и трещин, все ли шпильки плотно
ввёрнуты в гнёзда, не погнуты ли и т.д.
Затем осматривают отверстия для выхода воды из цилиндра в
крышку, проверяют исправность резиновых прокладок, чтобы после постановки
крышки не было течи воды.
При постановке крышки её плавно опускают на цилиндр и
следят, чтобы она правильно встала на место.
Установив крышку на место, обжимают её гайками крест-накрест,
чтобы не было перекоса.
До установки крышки гайки должны быть хорошо пригнаны по
резьбе. Затяжку гаек следует проводить при помощи динамометрического ключа и
согласно инструкции завода-изготовителя. После затяжки всех гаек проверяют
пластинами щупа зазор между крышкой и блоком. Если зазоры в четырёх накрест
лежащих местах не превышают 0,05-0,1 мм, то крышка поставлена правильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.