Фундаментная рама (картер) дизеля является основанием для
установки на ней станины или цилиндрового блока, рамовых подшипников,
коленчатого вала и служит ёмкостью (картером) для смазочного масла.
На неё действуют силы от затяжки анкерных связей, от
давления газов и инерции движущихся деталей, а также от деформации корпуса
судна.
В зависимости от типа и конструкции дизеля рамы могут быть
цельными или составными, литыми или сварными.
Остов небольших маломощных дизелей типа 48.5/11, 410.5/13
изготавливают как одно целое и поэтому фундаментная рама, как отдельная деталь,
отсутствует. У дизелей типа AL20/24 вместо фундаментной рамы установлен
поддон-картер. У дизелей типа 418/22, 425/34, ВД26/20, НВД-36, НВД-48, МАК,
ДКРН, Caterpillar имеется фундаментная рама.
В процессе ТО необходимо через 300-500 ч работы дизеля
производить первую проверку крепления фундаментной рамы к судовому фундаменту,
а последующую — согласно инструкции по эксплуатации, но не реже чем через
каждые 4000 ч работы.
Проверка заключается в подтягивании гаек, при этом не
допускается усилие при затяжке свыше рекомендованной заводом-изготовителем.
Кроме того, проверка затяжки крепления фундаментной рамы должна производиться
по мере необходимости, в том случае, когда гайки фундаментных болтов отдавались
или заменялись новыми, а также после аварийных ситуаций (столкновение, посадка
на мель и т.д.).
При сварочных работах на судовом фундаменте дизеля или
корпусе судна в районе судового фундамента, фундаментные болты должны быть
ослаблены.
Основными дефектами фундаментных рам являются трещины и
деформация.
Проверку фундаментной рамы (рама отдана от судового
фундамента) производят при демонтаже цилиндрового блока и коленчатого вала.
Как только цилиндровый блок снимут с фундаментной рамы,
приступают к её подготовке и проверке. Подготовка фундаментной рамы заключается
в очистке от масла и ржавчины её опорных поверхностей, а проверка — на наличие
в ней трещин, деформаций (на скручивание) и прямолинейности опорных
поверхностей.
Трещины устраняют с помощью электросварки и наплавки.
Применяют также клей на основе эпоксидных смол и материалы Belzona.
Проверку рамы на скручивание выполняют при помощи 2-х
линеек, длина которых равна ширине фундаментной рамы, и двух уровней с ценой
деления 0,02 мм на 1 м. Обе линейки устанавливают в районе кормовой шатунной
шейки коленчатого вала (к/вал развернуть так, чтобы шатунная шейка находилась в
нижнем положении). На линейку установить уровни, показания должны быть
одинаковы. Затем одну линейку с уровнем перенести в район носовой шатунной
шейки коленчатого вала. Разница показаний обоих уровней должна составлять не более
0,04 мм на 1 м.
Прямолинейность опорных поверхностей фундаментной рамы
проверяют с помощью жёсткой металлической линейки 1 м и щупом. Пластина щупа
толщиной 0,05 мм не должна проходить между линейкой и всей опорной
поверхностью.
Скручивание и непрямолинейность опорных поверхностей
фундаментной рамы устраняют турбинкой с последующим шабрением.
После проверки фундаментной рамы дизеля и устранения
дефектов её окончательно закрепляют на судовом фундаменте. Укладывают
коленчатый вал на рамовые подшипники с контрольной проверкой раскепов, значения
которых не должны выходить за предельно допустимые величины при его
эксплуатации.
Затем проверяют центровку коленчатого вала к валопроводу,
соединяют фланцы и окончательно проверяют раскепы на первом кривошипе.
Если центровка превышает допустимые нормы, то возможны
следующие причины: выполнялся ремонт валопровода; производились сварочные
работы на корпусе судна или в машинном отделении; выполнялись монтажные работы
систем дизеля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.