К характерным дефектам коленчатого вала дизеля относят:
- изнашивание шатунных и рамовых шеек с образованием
овальности и конусообразности;
- прогиб вала вследствие неравномерности изнашивания рамовых
подшипников;
- царапины, риски, задиры на поверхности шеек в результате
попадания в масло твёрдых частиц или из-за подплавления подшипников.
Рамовые и шатунные шейки коленчатого вала подвергаются
нормальному физическому изнашиванию, которое сопровождается изменением их формы
поверхности и профиля продольного сечения.
К изменению формы поверхности шейки относят некруглость,
овальность (эллиптичность) и огранку. К изменению профиля продольного сечения
шейки — конусообразность, бочкообразность, корсетность и изогнутость.
По результатам измерения определяют овальность и
конусообразность шеек и делают заключение о величине и характере износа шеек
после сравнения их с предельно допускаемыми износами.
Для определения величины изменения формы поверхности и
профиля продольного сечения шатунных шеек их измеряют в двух взаимно
перпендикулярных плоскостях, вертикальной и горизонтальной, и в трёх поперечных
сечениях по длине шейки (нос - середина, корма). Два крайних пояса измерений
(нос, корма) располагаются на расстоянии 0,4 L от середины шейки (L — длина
шейки).
Схема измерений
шатунных и рамовых шеек:
Если коленчатый вал демонтирован (приподнят), рамовые шейки
измеряют так же, как и шатунные шейки. Если коленчатый вал не демонтирован,
шейки измеряют специальной микрометрической скобой, которую «заводят» между
рамовой шейкой и фундаментной рамой после демонтажа нижнего вкладыша рамового
подшипника. После измерения рамовой шейки вкладыш устанавливают на место.
Вертикальной плоскостью измерения рамовой и шатунной шеек
считают плоскость, проходящую через ось рамовых шеек и ось шатунной шейки,
когда кривошип шатунной шейки расположен в верхней мертвой точке (ВМТ), или в
нижней мертвой точке (НМТ), а горизонтальной плоскостью — когда кривошип
шатунной шейки расположен на левом или правом бортах (ЛБ или ПБ).
При измерении шатунной шейки в вертикальной плоскости
кривошип шейки устанавливают в ВМТ или НМТ. При измерении любой рамовой шейки в
вертикальной плоскости кривошип первого цилиндра также устанавливают в ВМТ или
НМТ. Такая схема измерения позволяет правильно установить форму износа шеек и
направление большей оси овала.
При совпадении маслоподводящих отверстий с местом установки
микрометрической скобы её необходимо сдвинуть вперед или назад от смазочного
отверстия.
Пример заполнения таблицы и определения величины износа шеек
на овальность и конусообразность приведены в таблице:
Пример измерения
шатунных шеек дизеля 4ЧРН 32/48, мм:
Овальность определяют как разность диаметров в одном
сечении:
Конусообразность — как разность диаметров в одной плоскости:
Сопоставив полученные значения овальности и кону
сообразности шеек с предельно допускаемыми значениями, делают заключение об их
состоянии и пригодности коленчатого вала к дальнейшей его эксплуатации.
Предельно допустимые
износы рамовых и шатунных шеек коленчатого вала судовых дизелей, мм:
Продолжение таблицы:
Анализ результатов измерений шатунных шеек в таблице 6.5
показывает, что овальность шатунной шейки № 1 составляет 0,15 мм, что является
предельно допустимым износом, а конусообразность шатунных шеек № 1, № 2 и № 4
составляет 0,10 мм, что также является предельно допускаемым износом — 0,10 мм.
Кроме перечисленных дефектов у шатунных и рамовых шеек
существует дефект, характерный только для шатунных шеек — непараллельное^ оси
шатунной шейки относительно оси коленчатого вала.
В последнее время в судоремонте для проверки
непараллельности оси шатунной шейки коленчатого вала применяют прибор квадрант,
используемый в геофизике.
Эту проверку выполняют на станке или в судовых условиях при
дефектоскопии коленчатого вала. Прибор закрепляют на призму и устанавливают на
рамовую шейку. Фиксируют положение её горизонталь ной оси, а затем прибор
переносят на шатунную шейку, установленную в ВМТ или НМТ. Прибор покажет
величину отклонения оси шатунной шейки относительно рамовой шейки, если
непараллельность существует. Отклонение непараллельное™ должно быть не более
0,02 мм/м.
При установке кривошипа в ВМТ или НМТ получаем пересечение
осей, а при установке на ПБ или ЛБ — скрещивание осей. Коленчатые валы с
трещинами заменяют.
Дефекты рамовых и шатунных шеек коленчатых валов
(овальность, конусообразность) устраняют механической обработкой в заводских
условиях на токарно-винторезных станках. В случае протачивания рамовых шеек,
вал устанавливают на станке в таком положении, при котором его ось совмещается
с осью станка. Для этого один конец вала крепят в патроне станка, другой устанавливают
на люнет у задней бабки. Под средние шейки подводят промежуточные люнеты (для
коленчатого вала шестицилиндрового дизеля устанавливают, как правило, два
люнета). С помощью кулачков патрона и люнета у задней бабки совмещают оси
крайних рамовых шеек с осью станка. Промежуточными люнетами добиваются
совмещения осей средних рамовых шеек с осью станка. Контроль установки люнетов
ведётся по раскепам коленчатого вала, который должен быть в пределах 0,02-0,03
мм. Рамовые шейки протачивают последовательно начиная с шейки расположенной у
патрона станка. После протачивания измеряют биение шеек и, если оно не
превышает 0,02-0,03 мм, их шлифуют. Для шлифования применяют шлифовальную
машинку, которую закрепляют на суппорте станка.
Шатунные шейки средних и крупных коленчатых валов
протачивают с помощью специальной резцовой головки, которую устанавливают на
направляющие каретки суппорта станка и центруют её по соответствующей шатунной
шейки. После протачивапия шейки её шлифуют шлифовальной машинкой.
Шатунные шейки небольших коленчатых валов протачивают с
помощью центросместителей. Концы коленчатого вала в этом случае вставляют в
специальные оправки — центросместители, которые позволяют совместить осевую
линию соответствующей шатунной шейки с осью станка.
Деформацию коленчатого вала устраняют механической,
термической или термомеханической правкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.