Коленчатый вал состоит из рамовых (коренных) и шатунных
шеек, щек кривошипов, соединительных фланцев, противовесов и шестерни привода.
Его изготавливают из высококачественной углеродистой или специальной
легированной стали посредством ковки и штамповки, а также из чугуна с присадкой
магния посредством литья.
Для упрочнения поверхности шеек коленчатых валов применяют
следующие методы:
1) термохимический (азотирование);
2) термический (поверхностная закалка токами высокой
частоты);
3) механический (обкатка роликами, обдувка дробью);
4) комбинированный.
В процессе работы дизеля коленчатый вал воспринимает силы от
давления газов, а также силы инерции поступательно движущихся и вращающихся
масс. Эти силы вызывают значительные знакопеременные скручивающие и изгибающие
моменты. Периодически изменяющиеся вращающие моменты вызывают дополнительно
крутильные и продольные колебания вала, которые при определённых условиях
(например, при резонансе) могут привести к развитию дополнительных напряжений и
вызвать поломку коленчатого вала.
Коленчатые валы дизелей условно можно разделить на «гибкие»
и «жёсткие». Шейки гибких валов подвергаются большему износу, чем шейки жёстких
валов.
Вал, у которого номинальная частота вращения больше
критической, считается гибким, меньше критической — жёстким.
Критическую частоту вращения коленчатого вала определяют по
формуле:
где k — коэффициент, зависящий от взаимного расположения опор и
точки приложения силы; J— момент инерции
сечения рамовой шейки; l — расстояние между серединами рамовых подшипников; Е — модуль упругости коленчатого вала; G — сила тяжести.
Сопоставляя номинальную частоту вращения коленчатого вала
дизеля с критической частотой вращения, можно установить, является вал гибким
или жёстким. На жёстком валу статический прогиб не контролируется, а на гибком
— контролируют величиной раскепа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.