Толщину вкладыша подшипника измеряют микрометром со сферической или конусной головкой. Можно измерить толщину микрометром с обыкновенной плоской головкой, уменьшая результат измерения на 0,01-0,04 мм, в зависимости от диаметра шейки вала.
Вкладыши шатунного подшипника и верхний вкладыш рамового подшипника измеряют в одном сечении (середина). В этом сечении проводят два измерения (нос, корма). Нижний вкладыш толстостенного подшипника, на котором лежит рамовая шейка коленчатого вала, измеряют в трёх сечениях (ЛБ, середина, ПБ). В каждом сечении проводят по два измерения (нос, корма), согласно схеме измерения, а результаты измерений заносят в таблицу.
Схема измерений вкладыша подшипника микрометром
Пример измерения толщины нижнего вкладыша толстостенного рамового подшипника приведён в таблице:
Износ несущей поверхности вкладыша толстостенного подшипника определяют по его разностенности в сечениях по оси и периметру.
Разностенность по оси характеризуют три величины:
Предельная допустимая разностенность по оси — 0,03-0,05 мм.
Пример определения износа нижнего вкладыша рамового подшипника по оси по данным измерений приведён в таблице:
По результатам вычислений наибольшая разностенность по оси у первого и второго подшипников — 0,05 мм, в сечениях а 1, —а 2 и с 1 —с 2, а допускаемая разностенность по оси составляет 0,03- 0,05 мм. Следовательно, подшипники 1 и 2 имеют предельную разностенность по оси. Их можно оставить для дальнейшей эксплуатации (в случае отсутствия запасных подшипников).
Разностенность по оси у подшипников 3-6 находится в удовлетворительном состоянии.
Разностенность вкладыша по периметру определяют как разность толщины средней части и ЛБ:
и разность толщины средней части и ПБ:
Эта разностенность характеризует отклонение толщины средней части вкладыша от его толщины с левого и правого бортов.
Если разностенность вкладыша (б 1 и б 2) будет отрицательная, то есть когда а > В и с > В, то оси рамовых шеек коленчатого вала будут расположены ниже оси постелей рамовых подшипников в фундаментной раме и при последующей эксплуатации зазоры в «усах» будут постоянно увеличиваться, поэтому такие рамовые подшипники требуют замены.
Положение оси рамовой шейки коленчатого вала в зависимости от износа вкладыша (его разностенности):
1 — ось постели рамового подшипника в фундаментной раме; 2 — ось рамовой шейки; 3 — фундаментная рама; 4 — нижний вкладыш рамового подшипника; 5 — антифрикционный слой.
Если толщина подшипника в средней его части больше толщины подшипника в «усах»(В > а и В > с), то ось рамовой шейки коленчатого вала расположена выше оси постели рамового подшипника в фундаментной раме.
В процессе изнашивания подшипника ось рамовой шейки проседает и может совпасть с осью постели рамового подшипника в фундаментной раме. В этом случае зазоры в «усах» уменьшатся. Таким образом, при дефектоскопии подшипников следует уделять внимание их толщине в средней части, которая должна быть больше, чем толщина в «усах», или равна этой толщине.
Критерием предельной разностенности вкладыша подшипника скольжения по периметру служит величина масляного зазора в рамовом подшипнике.
Если величина разностенности по периметру превышает два масляных зазора, то вкладыш подшипника подлежит замене.
Бортовую разностенность определяют как разность толщин вкладыша с левого и правого бортов:
Если б 3 отрицательное, то толщина вкладыша правого борта больше, чем левого борта. Если б 3 положительное, то наоборот.
Если величина бортовой разностенности рамового подшипника превысит величину двух масляных зазоров, то такой подшипник подлежит замене.
Пример определения износа нижнего вкладыша рамового подшипника по периметру по данным измерений приведён в таблице:
По результатам вычислений этой таблицы подшипники 1, 2, 4, 5, 6 имеют отрицательную разностенность в средней части по периметру. Это значит, что оси рамовых шеек коленчатого вала на этих подшипниках расположены ниже оси постелей рамовых подшипников в фундаментной раме. Если у этого дизеля масляный зазор в рамовых подшипниках равен 0,06-0,08 мм, то рамовые подшипники 1, 2 и 5 подлежат замене.
Вкладыши шатунного подшипника и верхний вкладыш рамового подшипника измеряют в одном сечении (середина). В этом сечении проводят два измерения (нос, корма). Нижний вкладыш толстостенного подшипника, на котором лежит рамовая шейка коленчатого вала, измеряют в трёх сечениях (ЛБ, середина, ПБ). В каждом сечении проводят по два измерения (нос, корма), согласно схеме измерения, а результаты измерений заносят в таблицу.
Схема измерений вкладыша подшипника микрометром
Пример измерения толщины нижнего вкладыша толстостенного рамового подшипника приведён в таблице:
Износ несущей поверхности вкладыша толстостенного подшипника определяют по его разностенности в сечениях по оси и периметру.
Разностенность по оси характеризуют три величины:
Предельная допустимая разностенность по оси — 0,03-0,05 мм.
Пример определения износа нижнего вкладыша рамового подшипника по оси по данным измерений приведён в таблице:
По результатам вычислений наибольшая разностенность по оси у первого и второго подшипников — 0,05 мм, в сечениях а 1, —а 2 и с 1 —с 2, а допускаемая разностенность по оси составляет 0,03- 0,05 мм. Следовательно, подшипники 1 и 2 имеют предельную разностенность по оси. Их можно оставить для дальнейшей эксплуатации (в случае отсутствия запасных подшипников).
Разностенность по оси у подшипников 3-6 находится в удовлетворительном состоянии.
Разностенность вкладыша по периметру определяют как разность толщины средней части и ЛБ:
и разность толщины средней части и ПБ:
Эта разностенность характеризует отклонение толщины средней части вкладыша от его толщины с левого и правого бортов.
Если разностенность вкладыша (б 1 и б 2) будет отрицательная, то есть когда а > В и с > В, то оси рамовых шеек коленчатого вала будут расположены ниже оси постелей рамовых подшипников в фундаментной раме и при последующей эксплуатации зазоры в «усах» будут постоянно увеличиваться, поэтому такие рамовые подшипники требуют замены.
Положение оси рамовой шейки коленчатого вала в зависимости от износа вкладыша (его разностенности):
1 — ось постели рамового подшипника в фундаментной раме; 2 — ось рамовой шейки; 3 — фундаментная рама; 4 — нижний вкладыш рамового подшипника; 5 — антифрикционный слой.
Если толщина подшипника в средней его части больше толщины подшипника в «усах»(В > а и В > с), то ось рамовой шейки коленчатого вала расположена выше оси постели рамового подшипника в фундаментной раме.
В процессе изнашивания подшипника ось рамовой шейки проседает и может совпасть с осью постели рамового подшипника в фундаментной раме. В этом случае зазоры в «усах» уменьшатся. Таким образом, при дефектоскопии подшипников следует уделять внимание их толщине в средней части, которая должна быть больше, чем толщина в «усах», или равна этой толщине.
Критерием предельной разностенности вкладыша подшипника скольжения по периметру служит величина масляного зазора в рамовом подшипнике.
Если величина разностенности по периметру превышает два масляных зазора, то вкладыш подшипника подлежит замене.
Бортовую разностенность определяют как разность толщин вкладыша с левого и правого бортов:
Если б 3 отрицательное, то толщина вкладыша правого борта больше, чем левого борта. Если б 3 положительное, то наоборот.
Если величина бортовой разностенности рамового подшипника превысит величину двух масляных зазоров, то такой подшипник подлежит замене.
Пример определения износа нижнего вкладыша рамового подшипника по периметру по данным измерений приведён в таблице:
По результатам вычислений этой таблицы подшипники 1, 2, 4, 5, 6 имеют отрицательную разностенность в средней части по периметру. Это значит, что оси рамовых шеек коленчатого вала на этих подшипниках расположены ниже оси постелей рамовых подшипников в фундаментной раме. Если у этого дизеля масляный зазор в рамовых подшипниках равен 0,06-0,08 мм, то рамовые подшипники 1, 2 и 5 подлежат замене.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.