Подшипник называют тонкостенным, если несущая поверхность его покрыта антифрикционным слоем металлом от нескольких сотых до 1,0 мм. Такие подшипники относят ко второму и третьему поколению. Они многослойные.
Подшипники второго поколения имеют толщину антифрикционного слоя 0,2-1,0 мм. Этот подшипник представляет собой стальную ленту, на которую нанесены три слоя: бронза толщиной 0,3-0,8 мм, баббит — 0,1-0,25 мм и гальваническое покрытие на основе свинца — 0,02-0,04 мм. Так, на дизеле типа AL25/30 фирмы «Цегельский -Зульцер» установлены подшипники второго поколения.
Подшипники третьего поколения многослойные и имеют толщину антифрикционного слоя 0,02-0,08 мм, который наносят ионно-плазменным напылением в вакууме. Так, например, подшипники третьего поколения установлены на среднеоборотном дизеле «Пилстик».
Схема разреза вкладыша тонкостенного подшипника дизеля типа «Пилстик»:
1 — стальная основа; 2— слой свинцовистой бронзы; 3 — прослойка из свинцово-оловянистого сплава; 5 — антикоррозионный слой.
Такой подшипник состоит из пяти слоев:
1 — стальная основа толщиной 1-10 мм;
2 — слой свинцовистой бронзы или алюминиево-оловянистого сплава — 0,3-1,5 мм;
3 — никелевая прослойка (дамба толщиной 0,002-0,003 мм);
4 — верхний слой из свинцово-оловянистого сплава — 0,02-0,05 мм;
5 — антикоррозионный слой — 0,001-0,002 мм.
Вкладыши тонкостенного подшипника не подгоняют к постели в раме или в картере и не шабрят. Устанавливаемые вкладыши после затяжки гаек, благодаря своей податливости, плотно прилегают к постели и, следовательно, приобретают достаточную жёсткость и устойчивость против переменного искажения формы масляного зазора и ухудшения условий смазки. Достоинства тонкостенных вкладышей, по сравнению с толстостенными, заключаются в их взаимозаменяемости.
Износ подшипника второго поколения определяют измерением его толщины микрометром, а износ подшипника третьего поколения оценивают только визуально. Измерение масляного зазора пластинами щупа в подшипниках третьего поколения запрещается.
При замене подшипника его монтаж контролируют по лёгкости вращения коленчатого вала.
Новый тип подшипников оказался весьма чувствительным к качеству масла, малейшее отклонение от нормы вызывает выход их из строя, который всегда сопровождается повреждениями шеек коленчатого вала.
Установлено, что при выходе из строя рамового подшипника возможны повреждения шатунного подшипника и подшипника верхней головки шатуна.
Надёжными подшипниками оказались алюминиевые подшипники с покрытием № 332 и № 333.
Схема алюминиевых подшипников с покрытием № 332 и № 333:
В качестве шатунных подшипников фирма Зульцер рекомендует бронзовые подшипники с покрытием № 303:
В настоящее время фирма Зульцер рекомендует алюминиевые подшипники с покрытием № 212. Эти подшипники наиболее надёжные:
Вторым по надёжности считается подшипник с покрытием № 336, с так называемой желобчатой конструкцией слоёв:
Ресурс для этих подшипников установлен 8000 ч., после чего подшипники независимо от состояния заменяют.
В случае малейшего сомнения на предмет состояния вкладыша подшипника, он подлежит замене.
Износ подшипников второго поколения определяют расчётным путём. Для этого измеряют внутренний диаметр подшипника и диаметр шейки вала по схеме, приведённой на рисунке:
Масляный зазор определяется как разность внутреннего диаметра подшипника и диаметра шейки вала:
Износ подшипников третьего поколения контролируют только визуально.
Подшипники второго поколения имеют толщину антифрикционного слоя 0,2-1,0 мм. Этот подшипник представляет собой стальную ленту, на которую нанесены три слоя: бронза толщиной 0,3-0,8 мм, баббит — 0,1-0,25 мм и гальваническое покрытие на основе свинца — 0,02-0,04 мм. Так, на дизеле типа AL25/30 фирмы «Цегельский -Зульцер» установлены подшипники второго поколения.
Подшипники третьего поколения многослойные и имеют толщину антифрикционного слоя 0,02-0,08 мм, который наносят ионно-плазменным напылением в вакууме. Так, например, подшипники третьего поколения установлены на среднеоборотном дизеле «Пилстик».
Схема разреза вкладыша тонкостенного подшипника дизеля типа «Пилстик»:
1 — стальная основа; 2— слой свинцовистой бронзы; 3 — прослойка из свинцово-оловянистого сплава; 5 — антикоррозионный слой.
Такой подшипник состоит из пяти слоев:
1 — стальная основа толщиной 1-10 мм;
2 — слой свинцовистой бронзы или алюминиево-оловянистого сплава — 0,3-1,5 мм;
3 — никелевая прослойка (дамба толщиной 0,002-0,003 мм);
4 — верхний слой из свинцово-оловянистого сплава — 0,02-0,05 мм;
5 — антикоррозионный слой — 0,001-0,002 мм.
Вкладыши тонкостенного подшипника не подгоняют к постели в раме или в картере и не шабрят. Устанавливаемые вкладыши после затяжки гаек, благодаря своей податливости, плотно прилегают к постели и, следовательно, приобретают достаточную жёсткость и устойчивость против переменного искажения формы масляного зазора и ухудшения условий смазки. Достоинства тонкостенных вкладышей, по сравнению с толстостенными, заключаются в их взаимозаменяемости.
Износ подшипника второго поколения определяют измерением его толщины микрометром, а износ подшипника третьего поколения оценивают только визуально. Измерение масляного зазора пластинами щупа в подшипниках третьего поколения запрещается.
При замене подшипника его монтаж контролируют по лёгкости вращения коленчатого вала.
Новый тип подшипников оказался весьма чувствительным к качеству масла, малейшее отклонение от нормы вызывает выход их из строя, который всегда сопровождается повреждениями шеек коленчатого вала.
Установлено, что при выходе из строя рамового подшипника возможны повреждения шатунного подшипника и подшипника верхней головки шатуна.
Надёжными подшипниками оказались алюминиевые подшипники с покрытием № 332 и № 333.
Схема алюминиевых подшипников с покрытием № 332 и № 333:
В качестве шатунных подшипников фирма Зульцер рекомендует бронзовые подшипники с покрытием № 303:
В настоящее время фирма Зульцер рекомендует алюминиевые подшипники с покрытием № 212. Эти подшипники наиболее надёжные:
Вторым по надёжности считается подшипник с покрытием № 336, с так называемой желобчатой конструкцией слоёв:
Ресурс для этих подшипников установлен 8000 ч., после чего подшипники независимо от состояния заменяют.
В случае малейшего сомнения на предмет состояния вкладыша подшипника, он подлежит замене.
Износ подшипников второго поколения определяют расчётным путём. Для этого измеряют внутренний диаметр подшипника и диаметр шейки вала по схеме, приведённой на рисунке:
Масляный зазор определяется как разность внутреннего диаметра подшипника и диаметра шейки вала:
Износ подшипников третьего поколения контролируют только визуально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.