Для плотного контакта между тонкостенным вкладышем и его постелью создают натяг, который образуется, когда длина полуокружности вкладыша по наружной поверхности больше длины полуокружности его постели.
Натягом тонкостенного подшипника называют отрицательную разность между внутренним диаметром постели подшипника и наружным диаметром вкладыша подшипника.
Потеря натяга в процессе эксплуатации или установка тонкостенных вкладышей с недостаточным натягом ведёт к фреттинг-коррозии затылочной части вкладыша (фреттинг-коррозия — коррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных перемещениях), выкрашиванию его антифрикционного слоя и к проворачиванию вкладыша в постели.
Величину натяга вкладыша проверяют по его выступанию над разъёмом постели подшипника или фальшпостели.
Упрощённая схема проверки натяга вкладыша в фальшпостели:
1 — вкладыш подшипника; 2 — упорная планка; 3 — фальшпостель; Р — нагрузка на торец вкладыша.
Beличину выступания двух вкладышей над разъёмом постели подшипника непосредственно в дизеле для рамовых подшипников определяют по величине суммарного натяга (зазора) между крышкой и постелью, а для шатунных подшипников — по натягу (зазору) в разъёме нижней головки шатуна.
Проверка натяга тонкостенного вкладыша в судовых условиях:
1 — рама дизеля; 2 — вкладыши; 3 — отпущенная гайка; 4 — крышка подшипника; 5 — затянутая гайка.
Чтобы определить величину натяга, который характеризует величину выступания двух вкладышей над разъёмом постели, необходимо обжать крышку подшипника заданным усилием. Затем отвернуть гайку (гайки) крепления крышки подшипника с одного борта и обстучать крышку лёгкими ударами свинцового молотка. После этого измерить пластинами щупа зазор в разъёме крышки и постели подшипника. Полученный натяг указывает величину выступания двух вкладышей над плоскостью разъёма постели и крышки подшипника. Значение полученного натяга сравнивают с предельно допустимой величиной натяга, указанной в технических условиях.
В некоторых дизелях нижняя головка шатуна выполнена с зубчатым разъёмом. В этом случае зазор в разъёме нижней головки шатуна измерить пластинами щупа невозможно. В шатуне с таким разъёмом натяг можно измерить с помощью свинцовой проволоки толщиной 1-2 мм,которую укладывают поперёк разъёма с одного (любого) борта.
Схема измерения суммарного натяга в шатунном подшипнике свинцовой проволокой:
1 — шатун; 2 — свинцовая проволока; 3 — нижняя головка шатуна; 4 — гайка;
5 — нижний вкладыш; 6 — верхний вкладыш.
Гайки сквозных шатунных болтов или шатунные болты, вворачивающиеся в тело шатуна крепления его нижней головки, заворачивают ключом, заданным усилием. Затем одну из гаек шатунных болтов или шатунный болт (болты) отвернуть с того борта, где нет проволоки. Отвернув гайки или шатунный болт, осторожно снимают свинцовую проволоку и измеряют её толщину микрометром в трёх сечениях, определяют среднюю толщину, которая является суммарным натягом шатунного подшипника.
При установке на дизель новых подшипников завод-изготовитель в категорической форме отвергает проверку натяга вкладышей (качество подшипника гарантируется) при условии, что постель подшипника отвечает техническим условиям.
Натягом тонкостенного подшипника называют отрицательную разность между внутренним диаметром постели подшипника и наружным диаметром вкладыша подшипника.
Потеря натяга в процессе эксплуатации или установка тонкостенных вкладышей с недостаточным натягом ведёт к фреттинг-коррозии затылочной части вкладыша (фреттинг-коррозия — коррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных перемещениях), выкрашиванию его антифрикционного слоя и к проворачиванию вкладыша в постели.
Величину натяга вкладыша проверяют по его выступанию над разъёмом постели подшипника или фальшпостели.
Упрощённая схема проверки натяга вкладыша в фальшпостели:
1 — вкладыш подшипника; 2 — упорная планка; 3 — фальшпостель; Р — нагрузка на торец вкладыша.
Beличину выступания двух вкладышей над разъёмом постели подшипника непосредственно в дизеле для рамовых подшипников определяют по величине суммарного натяга (зазора) между крышкой и постелью, а для шатунных подшипников — по натягу (зазору) в разъёме нижней головки шатуна.
Проверка натяга тонкостенного вкладыша в судовых условиях:
1 — рама дизеля; 2 — вкладыши; 3 — отпущенная гайка; 4 — крышка подшипника; 5 — затянутая гайка.
Чтобы определить величину натяга, который характеризует величину выступания двух вкладышей над разъёмом постели, необходимо обжать крышку подшипника заданным усилием. Затем отвернуть гайку (гайки) крепления крышки подшипника с одного борта и обстучать крышку лёгкими ударами свинцового молотка. После этого измерить пластинами щупа зазор в разъёме крышки и постели подшипника. Полученный натяг указывает величину выступания двух вкладышей над плоскостью разъёма постели и крышки подшипника. Значение полученного натяга сравнивают с предельно допустимой величиной натяга, указанной в технических условиях.
В некоторых дизелях нижняя головка шатуна выполнена с зубчатым разъёмом. В этом случае зазор в разъёме нижней головки шатуна измерить пластинами щупа невозможно. В шатуне с таким разъёмом натяг можно измерить с помощью свинцовой проволоки толщиной 1-2 мм,которую укладывают поперёк разъёма с одного (любого) борта.
Схема измерения суммарного натяга в шатунном подшипнике свинцовой проволокой:
1 — шатун; 2 — свинцовая проволока; 3 — нижняя головка шатуна; 4 — гайка;
5 — нижний вкладыш; 6 — верхний вкладыш.
Гайки сквозных шатунных болтов или шатунные болты, вворачивающиеся в тело шатуна крепления его нижней головки, заворачивают ключом, заданным усилием. Затем одну из гаек шатунных болтов или шатунный болт (болты) отвернуть с того борта, где нет проволоки. Отвернув гайки или шатунный болт, осторожно снимают свинцовую проволоку и измеряют её толщину микрометром в трёх сечениях, определяют среднюю толщину, которая является суммарным натягом шатунного подшипника.
При установке на дизель новых подшипников завод-изготовитель в категорической форме отвергает проверку натяга вкладышей (качество подшипника гарантируется) при условии, что постель подшипника отвечает техническим условиям.
Спасибо, хорошая статья! Очень грамотно и понятно все написано.
ОтветитьУдалить