Толстостенные подшипники.

Толстостенным подшипник называют, если несущая поверхность его залита антифрикционным слоем металла толщиной от 1,0 мм до 5 мм. Такие подшипники относят к первому поколению.
В качестве антифрикционного слоя служит высокооловянистый баббит Б83. Он обладает высокой пластичностью, обеспечивает хорошую приработку. Основной недостаток баббита Б83 — его сравнительно низкая температура плавления (240-320 С), при повышении температуры он быстро теряет твёрдость, поэтому не следует допускать его нагрев свыше 100°С. Кроме того, при больших удельных нагрузках ударного характера баббит имеет свойство растрескиваться и выкрашиваться, что делает его непригодным для высокооборотных дизелей. Для этих целей применяют подшипники из свинцовистой бронзы, которые не подвергают шабрению (в отличие от залитых баббитом). Несущая поверхность этих подшипников обладает высокой устойчивостью к твёрдым частицам, попадающих с маслом.
Изнашивание толстостенных подшипников определяют по величине масляного зазора при ТО.
Масляный зазор является критерием изнашивания антифрикционного слоя подшипника, определяющего с помощью пластин щупа или свинцовых выжимок (проволок).
Дефектоскопию подшипников коленчатого вала начинают с измерения масляных зазоров пластинами щупа толщиной 0,08-0,20 мм. Зазор измеряют с обеих сторон подшипника между шейкой вала и верхним вкладышем подшипника, с носа и с кормы в трёх местах: левый борт (ЛБ), середина («лоб»), правый борт (ПБ).
Схема измерения масляного зазора пластинами щупа:

Зазоры с ЛБ и ПБ называют зазорами в «усах». Зазор в середине — масляный зазор. Одновременно измеряют зазоры в «усах» нижнего вкладыша подшипника. Зазоры в «усах» измеряют на расстоянии 3-5 мм от разъёма вкладыша. Таким образом, при измерении масляного зазора у одного подшипника производят десять измерений.
В связи с тем, что пластина щупа плоская и не может принять форму шейки вала, то зазор, измеренный щупом, должен быть увеличен на 0,01-0,04 мм. Суммарный зазор в «усах» верхнего вкладыша (б лб + б пб) не должен превышать величину масляного зазора, указанного в технических условиях. Если такой зазор превышает предельно допустимый масляный зазор, то такие вкладыши подшипника необходимо наплавить в «усах», в противном случае давление масла в системе смазки будет ниже допустимого. Аналогичные требования соблюдают и для суммарного зазора в «усах» нижнего вкладыша.
При измерении зазоров в рамовых подшипниках, для контроля прилегания рамовой шейки к несущей поверхности вкладыша, проверяют наличие зазора между ними. Это измерение выполняют пластиной щупа толщиной 0,02-0,03 мм. Если пластина щупа «заходит» между шейкой вала и вкладышем, это значит, что шейка коленчатого вала не «лежит» на вкладыше. В этом случае проверяют раскеп коленчатого вала.
Масляный зазор может быть определён и при помощи свинцовых выжимок, но этот способ применяют только в толстостенных подшипниках. Для этого подшипник разбирают. Перед разборкой подшипника наносят метки на гайках и крышке подшипника, фиксируя их взаимное расположение. После разборки на шейку вала укладывают две-три свинцовые проволочки.
Две проволочки укладывают в том случае, если вкладыш подшипника имеет масляную канавку по окружности в средней части. Диаметр проволочки принимают равным двойному предельно допустимому масляному зазору. При наличии тонких проволочек их скручивают жгутом для получения необходимой толщины. Свинцовые проволочки укладывают на шейку вала с таким расчётом, чтобы они не доходили до разъёма подшипника с обеих сторон по 5-10 мм.
При измерении зазора в шатунном подшипнике проволочки укладывают не на шейку вала, а на внутреннюю поверхность вкладыша подшипника в том же порядке.
Затем крышку ставят на место и затягивают гайки до их первоначального положения. После этого подшипник вскрывают и снятые сплюснутые свинцовые жгуты измеряют микрометром с точностью до 0,01 мм.
Свинцовые жгуты могут прилипнуть к шейке вала или к баббиту вкладыша, поэтому снимать свинцовые сплюснутые жгуты надо очень осторожно, чтобы их не помять и не порвать.
Каждую выжимку измеряют в трёх местах: по концам и посередине. Толщина выжимки представляет величину зазора между шейкой вала и вкладышем. Толщина выжимки в средней части указывает величину масляного зазора в трёх сечениях подшипника: нос, середина, корма. Толщина выжимки в крайних точках указывает на величину зазора в «усах», соответственно ЛБ (нос, середина, корма), ПБ (нос, середина, корма).
Измерения с помощью свинцовых выжимок позволяют получить более полную картину о состоянии масляного зазора в подшипнике. Однако этот метод имеет недостаток — необходимо разбирать подшипник.
Масляные зазоры для рамовых и шатунных подшипников приведены в таблице:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Djohn2008 Store

  Доброго времени суток! Мы занимаемся продажей цифровых товаров с 2008 года и смогли завоевать отличную репутацию среди наших клиентов. В д...