Поршневой палец в тронковом дизеле служит для соединения
поршня с шатуном. Его изготавливают сплошным или полым из малоуглеродистых или
легированных сталей. Поверхность пальца цементируют, закаливают, шлифуют и
полируют.
Палец воспринимает силу давления газов на поршень и передает
её шатуну. В процессе работы он воспринимает нагрузки переменного характера.
Так, в четырёхтактных дизелях палец работает при знакопеременной нагрузке, а в
двухтактных — при переменной по величине нагрузки. Давление газов вызывает
напряжения изгиба, среза и деформации в средней, наиболее нагруженной части
пальца.
В современных дизелях применяют «плавающий» палец, который в
бобышках поршня не крепится и может поворачиваться вокруг своей оси. При такой
конструкции крепления палец изнашивается равномерно. Перемещение «плавающего»
пальца вдоль оси ограничивают стопорные кольца, которые вставляют в канавки,
выфрезерованные в бобышках поршня, или бронзовыми (алюминиевыми) вставками-пробками.
Характерные дефекты поршневого пальца — повышенное
изнашивание, риски, задиры и натиры на рабочей поверхности, трещины и
выкрашивание цементированного слоя, наклёп на поверхности пальца в районе
бобышек поршня. Величину износа пальца поршня определяют его измерением в
четырёх поперечных сечениях, из которых два сечения — в районе втулки
подшипника верхней головки шатуна и по одному сечению — в районе бобышек поршня
и в двух взаимно перпендикулярных плоскостях — вертикальной и горизонтальной.
Схема измерения
поршневого пальца:
1 — поршневой палец; 2
— подшипник верхней головки шатуна; 3 — шатун; 4 — поршень; 5 — стопорное
кольцо.
Поперечные сечения пальца в районе втулки подшипника располагаются
на расстоянии 0,4L, от середины пальца, где L — длина опорной части пальца между
бобышками поршня.
Опорную часть пальца в районе бобышек измеряют на расстоянии
0,5L — длины части пальца,
расположенной в бобышке. По результатам измерений определяют наибольший износ
пальца на овальность и конусообразность. Овальность — разность диаметров в
одном сечении:
Конусообразность — разность диаметров в одной плоскости:
Предельно допустимые износы поршневых пальцев серийных дизелей
приведены в таблице:
Величины предельно
допустимых износов поршневых пальцев серийных дизелей, мм
Если в технических условиях на ремонт не указана величина
предельно допустимого износа пальца поршня, то его можно рассчитать по
выражению:
Для выявления трещин применяют магнитный метод. Он
заключается в том, что намагниченный палец опускают в ванну с керосином, в
котором находится металлический порошок (железная окалина). Трещины и риски
являются концентратором магнитных силовых линий, где образуются плотные
скопления порошка. По этим скоплениям определяют форму и размеры дефектов.
Пальцы с трещинами не ремонтируют. Изношенные пальцы
восстанавливают хромированием с последующим шлифованием.
Пример определения износа пальца по результатам измерений
приведён в таблице:
Пример измерения
поршневого пальца дизеля 2417, 5/24 диаметром 70, мм
Анализ результатов измерений показывает, что палец в
цилиндре 2 имеет наибольшую овальность в районе бобышек (0,05 мм), что не
превышает предельно допустимой величины, износ пальца в районе втулки
подшипника цилиндра 1 превышает предельно допустимую величину (0,04 мм),
поэтому он подлежит замене.
Для демонтажа поршневого пальца поршень необходимо нагреть в
масле или другим способом до температуры 100 С, выше нагревать запрещается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.