Поршневые кольца бывают уплотнительные (компрессионные) и
маслосъёмные. Уплотнительные кольца устанавливают в верхней части поршня.
Маслосъёмные кольца могут устанавливаться в нижней части головки или тронка
поршня. Они защищают камеру сгорания от попадания в неё излишков масла с
зеркала цилиндра.
В цилиндре дизеля поршневые кольца находятся в сжатом
состоянии и работают на изгиб. Если поршневые кольца плохо пригнаны по поршню и
цилиндру, дизель будет запускаться с трудом, дымить, не сможет развить
номинальной частоты вращения и мощности.
Уплотнительные кольца, особенно первое кольцо, работают в
зоне высоких температур. Они, совершая возвратно-поступательное движение,
сильно нагреваются от соприкосновения с газами и от трения. Работа трения колец
составляет около 40-50% от всех механических потерь дизеля.
Высокая температура понижает механические свойства металла
колец и вызывает коксование масла. Материалом для колец главных и
вспомогательных дизелей служит, как правило, низколегированный серый чугун с
пластинчатым графитом (Сч21, Сч24, Сч28). Допускается изготовление колец из
высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.
Высокие антифрикционные качества чугуна вследствие наличия в
его структуре тонко распределённого свободного графита придают чугуну
способность самосмазываться, а удовлетворительная жаростойкость в пределах
300-400°С заставляет предпочесть чугун всем остальным материалам.
Поршневые кольца работают в более тяжёлых условиях, чем
цилиндровая втулка, поэтому твёрдость поршневых колец должна быть на 10 единиц
по Бриннелю выше твёрдости втулки цилиндра.
В целях уменьшения изнашивания цилиндровой втулки и
улучшения приработки поршневых колец применяют хромированные кольца.
Хромированные поршневые кольца заменяют на новые при наличии
следов выкрашивания хрома, или в том случае, когда изнашивание хрома составляет
более чем на 1/4 рабочей поверхности кольца.
Контроль состояния новых колец заключается в проверке
теплового зазора в замке кольца, определении остаточной деформации и толщины
кольца по периметру (в четырёх местах, через 90°). Разница в толщине кольца по
периметру не должна превышать 0,01-0,02 мм.
Измерение теплового
зазора в замке поршневого кольца:
1 — калибр, 2 — кольцо
с косым замком, 3 — кольцо с фигурным замком, 6 — зазор в замке кольца в
рабочем состоянии.
При подборе колец к новым цилиндровым втулкам тепловой зазор
в замке поршневого кольца измеряют с помощью пластин щупа в калибре, диаметр
которого равен номинальному диаметру цилиндровой втулки, либо непосредственно в
цилиндровой втулке, в средней её части. Зазор меньше установочного может
привести к тому, что при расширении от нагревания кольца концы его упрутся друг
в друга и произойдет расклинивание его в цилиндре, что приведёт к поломке
кольца и задирам цилиндра.
Зазор больше предельно допустимого позволит газам проникать
в нижнюю полость цилиндра, вследствие чего ухудшится герметичность (плотность),
уменьшится давление сжатия, снизится мощность дизеля.
Тепловой зазор в замке кольца не должен быть меньше
расчётного значения.
Зазоры установочные и предельно допустимые поршневых колец в
замках серийных дизелей представлены в таблице:
Зазоры установочные
(У) и предельно допустимые (П) в замке поршневых колец, мм
Если таких данных нет, то зазор в замке кольца можно
определить по формулам:
Если зазор в замке кольца превышает допустимый предел, то
кольцо бракуют, если же он меньше установочного, то стыки замка припиливают до
соответствующего размера плоским напильником в тисках со свинцовыми
нагубниками. Чтобы увеличить зазор в замке кольца, опиливают только одну
сторону кольца, а вторая сторона кольца остаётся базовой, по которой
контролируют правильность опиливания профиля замка. После снятия металла
напильником опиливаемую сторону кольца прижимают к базовой и на свет проверяют
плотность прилегания спиливаемого торца кольца. Зазора в стыке кольца не должно
быть. При толщине кольца более 7 мм прилегание торца кольца в замке контролируют
на краску. В процессе опиливания кольцо периодически устанавливают в среднюю
часть втулки цилиндра для контроля теплового зазора в замке кольца, строго
соблюдая одинаковое расстояние плоскости кольца от верхней кромки втулки
цилиндра. Пластины щупа должны вводиться в зазор замка кольца без усилий, иначе
пластины щупа смещают торцы кольца, увеличивая величину зазора. Состояние
поршневых колец в поршневых канавках проверяют по лёгкости перемещения
поршневого кольца и для этого измеряют зазор между кольцом и верхней опорной
поверхностью канавки поршня пластинами щупа. Установочные зазоры в зависимости
от высоты кольца представлены в таблице:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.