Подшипник верхней головки шатуна (головной подшипник) тронкового дизеля представляет собой бронзовую втулку. Втулка является подшипником скольжения для пальца.
Износ подшипника определяют по величине масляного зазора, который можно измерить без разборки деталей механизма движения (ДМД) дизеля. Для этого необходимо снять цилиндровую крышку, поставить кривошип в ВМТ, закрепить подъёмное приспособление на поршне и установить индикатор, под нижнюю головку шатуна в картере поставить домкрат.
Схема измерений зазоров в подшипнике верхней головки шатуна и шатунном подшипнике без их разборки с применением домкрата:
1 — индикатор; 2 — домкрат; 3 — деревянный брусок; Sr — зазор в подшипнике верхней головки шатуна; Sш — зазор в шатунном подшипнике.
Уперев стержень индикатора в днище поршня, талями подтягивают поршень вместе с шатуном. Сначала поршень переместится на величину зазора в подшипнике верхней головки шатуна Sr, после чего потянет шатун, который вместе с поршнем переместится ещё на величину зазора в шатунном подшипнике Sш . Таким образом, индикатор зафиксирует суммарный зазор в подшипнике верхней головки шатуна и шатунном подшипнике
S = Sr+Sш
Чтобы проверить показания индикатора, ослабляют натяжение талей, и поршень с шатуном под действием собственной массы займёт первоначальное положение — стрелка индикатора должна возвратиться в начальное положение.
Домкратом выбирают зазор в шатунном подшипнике Sш, величину которого укажет индикатор. Таким образом, величина зазора в подшипнике верхней головки шатуна будет равна:
Sr = S+Sш
В некоторых дизелях домкрат в картере установить невозможно, поэтому зазор в подшипниках шатуна можно проверить с помощью талей и двух индикаторов. Для этого необходимо снять крышку цилиндра, установить поршень проверяемого цилиндра в ВМТ, закрепить подъёмное приспособление на поршне.
Схема измерений зазоров в подшипнике верхней головки шатуна и шатунном подшипнике без их разборки с помощью талей:
1 — индикатор измерения зазора в подшипнике; 2 — индикатор измерения зазора в шатунном подшипнике; Sr — зазор в подшипнике верхней головки шатуна; Sш — зазор в шатунном подшипнике.
Затем провернуть коленчатый вал и установить поршень в НМТ. На шатуне закрепить два индикатора таким образом, чтобы «ножка» верхнего индикатора упиралась в торец тронка поршня, а «ножка» нижнего индикатора — в щёку кривошипа коленчатого вала, при этом каждому индикатору необходимо сообщить «натяг» в 1 мм.
Талями, «поднимая поршень», «выбирают» зазоры в подшипниках шатуна. Отклонение стрелки верхнего индикатора укажет величину зазора в подшипнике верхней головки шатуна, а отклонение стрелки нижнего индикатора — величину зазора в шатунном подшипнике.
Полученные зазоры сравнивают с предельно допустимыми.
Более качественно дефектоскопию подшипника верхней головки шатуна можно провести только после разборки ДМД. Разобрав ДМД, их промывают, протирают чистой ветошью и подвергают визуальному осмотру, в результате которого выявляют поверхностные дефекты (риски, наволакивание металла, натиры).
Износ подшипника верхней головки шатуна определяют измерением масляного зазора пластинами щупа или измерением пальца поршня микрометром и втулки подшипника верхней головки шатуна индикаторным или микрометрическим нутромером.
Определение масляного зазора при помощи пластин щупа выполняют при установке выпрессованного поршневого пальца в подшипник шатуна в рабочем положении. Зазор измеряют с двух противоположных сторон (нос, корма).
Результаты измерений масляных зазоров в подшипнике верхней головки шатуна заносят в таблицу, по этим результатам определяют наибольшую разность зазоров с носа и кормы. Эта разность не должна превышать 0,03-0,05 мм, в зависимости от диаметра цилиндра дизеля.
Наибольший масляный зазор не должен превышать предельно допустимое значение.
Результаты измерений зазоров пластинами щупа в подшипнике верхней головки шатуна дизеля, мм:
Более точно масляный зазор в подшипнике определяют по разности измеренных диаметров подшипника и пальца по схеме:
Схема измерений сопрягаемых деталей верхней головки шатуна тронкового дизеля:
1 — подшипник верхней головки шатуна; 2 — палец поршневой; 3 — шатун.
Подшипник измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (вертикальной и горизонтальной) и в двух поясах на расстоянии 0,1l от кромки подшипника, где l — длина подшипника.
Результаты измерений заносят в таблицу, в которой определяют наибольший масляный зазор в подшипнике и наибольшую разность зазоров с носа и кормы между наибольшим диаметром втулки и наименьшим диаметром пальца поршня в вертикальной плоскости.
Результаты измерений втулки подшипника верхней головки шатуна и пальца поршня дизеля, мм:
Полученные результаты сравнивают с предельно допустимыми значениями зазоров в подшипниках, приведёнными в таблице:
Масляные зазоры в подшипнике верхней головки шатуна, мм:
Если такие данные отсутствуют, то величину масляного зазора в подшипнике определяют из выражения:
Износ подшипника определяют по величине масляного зазора, который можно измерить без разборки деталей механизма движения (ДМД) дизеля. Для этого необходимо снять цилиндровую крышку, поставить кривошип в ВМТ, закрепить подъёмное приспособление на поршне и установить индикатор, под нижнюю головку шатуна в картере поставить домкрат.
Схема измерений зазоров в подшипнике верхней головки шатуна и шатунном подшипнике без их разборки с применением домкрата:
1 — индикатор; 2 — домкрат; 3 — деревянный брусок; Sr — зазор в подшипнике верхней головки шатуна; Sш — зазор в шатунном подшипнике.
Уперев стержень индикатора в днище поршня, талями подтягивают поршень вместе с шатуном. Сначала поршень переместится на величину зазора в подшипнике верхней головки шатуна Sr, после чего потянет шатун, который вместе с поршнем переместится ещё на величину зазора в шатунном подшипнике Sш . Таким образом, индикатор зафиксирует суммарный зазор в подшипнике верхней головки шатуна и шатунном подшипнике
S = Sr+Sш
Чтобы проверить показания индикатора, ослабляют натяжение талей, и поршень с шатуном под действием собственной массы займёт первоначальное положение — стрелка индикатора должна возвратиться в начальное положение.
Домкратом выбирают зазор в шатунном подшипнике Sш, величину которого укажет индикатор. Таким образом, величина зазора в подшипнике верхней головки шатуна будет равна:
Sr = S+Sш
В некоторых дизелях домкрат в картере установить невозможно, поэтому зазор в подшипниках шатуна можно проверить с помощью талей и двух индикаторов. Для этого необходимо снять крышку цилиндра, установить поршень проверяемого цилиндра в ВМТ, закрепить подъёмное приспособление на поршне.
Схема измерений зазоров в подшипнике верхней головки шатуна и шатунном подшипнике без их разборки с помощью талей:
1 — индикатор измерения зазора в подшипнике; 2 — индикатор измерения зазора в шатунном подшипнике; Sr — зазор в подшипнике верхней головки шатуна; Sш — зазор в шатунном подшипнике.
Затем провернуть коленчатый вал и установить поршень в НМТ. На шатуне закрепить два индикатора таким образом, чтобы «ножка» верхнего индикатора упиралась в торец тронка поршня, а «ножка» нижнего индикатора — в щёку кривошипа коленчатого вала, при этом каждому индикатору необходимо сообщить «натяг» в 1 мм.
Талями, «поднимая поршень», «выбирают» зазоры в подшипниках шатуна. Отклонение стрелки верхнего индикатора укажет величину зазора в подшипнике верхней головки шатуна, а отклонение стрелки нижнего индикатора — величину зазора в шатунном подшипнике.
Полученные зазоры сравнивают с предельно допустимыми.
Более качественно дефектоскопию подшипника верхней головки шатуна можно провести только после разборки ДМД. Разобрав ДМД, их промывают, протирают чистой ветошью и подвергают визуальному осмотру, в результате которого выявляют поверхностные дефекты (риски, наволакивание металла, натиры).
Износ подшипника верхней головки шатуна определяют измерением масляного зазора пластинами щупа или измерением пальца поршня микрометром и втулки подшипника верхней головки шатуна индикаторным или микрометрическим нутромером.
Определение масляного зазора при помощи пластин щупа выполняют при установке выпрессованного поршневого пальца в подшипник шатуна в рабочем положении. Зазор измеряют с двух противоположных сторон (нос, корма).
Результаты измерений масляных зазоров в подшипнике верхней головки шатуна заносят в таблицу, по этим результатам определяют наибольшую разность зазоров с носа и кормы. Эта разность не должна превышать 0,03-0,05 мм, в зависимости от диаметра цилиндра дизеля.
Наибольший масляный зазор не должен превышать предельно допустимое значение.
Результаты измерений зазоров пластинами щупа в подшипнике верхней головки шатуна дизеля, мм:
Более точно масляный зазор в подшипнике определяют по разности измеренных диаметров подшипника и пальца по схеме:
Схема измерений сопрягаемых деталей верхней головки шатуна тронкового дизеля:
1 — подшипник верхней головки шатуна; 2 — палец поршневой; 3 — шатун.
Подшипник измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (вертикальной и горизонтальной) и в двух поясах на расстоянии 0,1l от кромки подшипника, где l — длина подшипника.
Результаты измерений заносят в таблицу, в которой определяют наибольший масляный зазор в подшипнике и наибольшую разность зазоров с носа и кормы между наибольшим диаметром втулки и наименьшим диаметром пальца поршня в вертикальной плоскости.
Результаты измерений втулки подшипника верхней головки шатуна и пальца поршня дизеля, мм:
Полученные результаты сравнивают с предельно допустимыми значениями зазоров в подшипниках, приведёнными в таблице:
Масляные зазоры в подшипнике верхней головки шатуна, мм:
Если такие данные отсутствуют, то величину масляного зазора в подшипнике определяют из выражения:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.