В крейцкопфных дизелях первого поколения подшипник верхней головки шатуна состоит из кормового и носового разъёмных толстостенных подшипников скольжения, которые называют крейцкопфным подшипником.
Схема крейцкопфного толстостенного подшипника:
1 — поперечина крейцкопфа; 2 — носовой подшипник; 3 — шатун; 4 — кормовой подшипник; 5 — прокладки; 6 — платики; а — зазор на масло; B1 и B2 — зазоры в «усах»; Ск, Сн — зазор между осевой галтелью и подшипником.
У крейцкопфных дизелей нового поколения типа МС фирмы «МАН - Б и В» установлен один крейцкопфный подшипник с тонкостенными вкладышами.
Схема тонкостенного крейцкопфного подшипника дизеля типа МС с двухсторонними ползунами:
1 — крышка нижнего подшипника шатуна; 2 — нижний вкладыш тонкостенного шатунного подшипника; 3 — верхний вкладыш тонкостенного шатунного подшипника; 4 — нижняя головка шатуна; 5 — верхняя головка шатуна; 6 — нижний вкладыш тонкостенного крейцкопфного подшипника; 7 — цапфа крейцкопфа; 8 — ползуны крейцкопфа; 9 — верхний вкладыш тонкостенного крейцкопфного подшипника; 10 — крышка крейцкопфного подшипника.
Так, дизели типа ДКРН десятой модели оборудованы крейцкопфными тонкостенными подшипниками, с толщиной баббита 1-1,5 мм, на который наносят гальваническим способом более мягкий слой на свинцовой основе. Толщина такого слоя составляет 0,02-0,03 мм и, в основном, он предназначен для приработки подшипников.
Крейцкопфные подшипники, по сравнению с другими подшипниками, работают в более тяжёлых условиях вследствие ограниченного угла поворота цапф крейцкопфа. Это приводит к резкому уменьшению или разрыву масляной плёнки, что сопровождается повышенным износом сопрягаемых поверхностей. К основным дефектам этих подшипников относят: износ, риски, задиры и натиры на несущей поверхности, наплывы баббита на масляные отверстия и канавки, трещины и отставания баббита.
Обычно через 1000-2000 ч работы дизеля выполняют дефектоскопию крейцкопфных подшипников, которая включает: измерение масляных и осевого зазоров, визуальный осмотр и применение одного из капиллярных методов дефектоскопии.
Измерение зазоров в крейцкопфном подшипнике выполняют перед его разборкой. Для этого кривошип устанавливают в ВМТ или НМТ. Измерения выполняют пластинами щупа с кормы и носа.
Если суммарный осевой зазор (Ск, Сн) больше допустимого, то производят наплавку «платиков» 6, а масляный зазор (а) регулируют с помощью прокладок 5 в разъёмах подшипника.
У крейцкопфного подшипника с тонкостенными вкладышами масляный зазор измеряют при его вскрытии.
Разность измеренных зазоров с носа и кормы толстостенного подшипника более 0,05 мм не допускается, а у тонкостенного — 0,02 мм, в зависимости от диаметра цапф поперечины.
Слабая затяжка болтов крейцкопфных подшипников, а также их ослабление или увеличенные зазоры в подшипниках могут явиться причиной их выкрашивания.
После измерения зазоров болты крейцкопфных подшипников фиксируют стопорными болтами, а монтажные болты, фиксирующие взаимное расположение верхней и нижней половин подшипника, отдают и демонтируют.
При дефектоскопии крейцкопфных подшипников поднимают поперечину с ползунами и визуально проверяют состояние антифрикционного сплава (наличие натиров, натягиваний белого металла у масляных канавок, а также задиры и наплывы антифрикционного металла).
С целью выявления трещин и отставания антифрикционного металла у толстостенных подшипников применяют один из капиллярных методов дефектоскопии (мелокеросиновый, цветной, люминесцентный). Нормальное рабочее поле толстостенного подшипника обеспечивается на дуге 110-120 градусов (то есть выше верхних маслоразда-точных канавок).
Хорошее состояние поверхности цапф поперечины крейцкопфа и высокое качество монтажа подшипников по цапфам оказывают положительное влияние на долговечность и надёжность работы крейцкопфных подшипников. Поэтому рабочую поверхность цапф рекомендуют после вскрытия и ревизии подшипника полировать.
Состояние несущей поверхности нижней половины каждого подшипника описывают и заносят в формуляр и делают заключение о пригодности подшипников к дальнейшей эксплуатации.
Зазоры в крейцкопфном тонкостенном подшипнике можно определить расчётом — как разность измеренных диаметров подшипника и цапфы поперечины крейцкопфа. Измерение внутреннего диаметра крейцкопфного подшипника выполняют микрометрическим или индикаторным нутромерами в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях — вертикальной и горизонтальной и в двух поясах — с носа и кормы. Зазоры в крейцкопфных подшипниках серийных дизелей приведены в таблице:
Схема крейцкопфного толстостенного подшипника:
1 — поперечина крейцкопфа; 2 — носовой подшипник; 3 — шатун; 4 — кормовой подшипник; 5 — прокладки; 6 — платики; а — зазор на масло; B1 и B2 — зазоры в «усах»; Ск, Сн — зазор между осевой галтелью и подшипником.
У крейцкопфных дизелей нового поколения типа МС фирмы «МАН - Б и В» установлен один крейцкопфный подшипник с тонкостенными вкладышами.
Схема тонкостенного крейцкопфного подшипника дизеля типа МС с двухсторонними ползунами:
1 — крышка нижнего подшипника шатуна; 2 — нижний вкладыш тонкостенного шатунного подшипника; 3 — верхний вкладыш тонкостенного шатунного подшипника; 4 — нижняя головка шатуна; 5 — верхняя головка шатуна; 6 — нижний вкладыш тонкостенного крейцкопфного подшипника; 7 — цапфа крейцкопфа; 8 — ползуны крейцкопфа; 9 — верхний вкладыш тонкостенного крейцкопфного подшипника; 10 — крышка крейцкопфного подшипника.
Так, дизели типа ДКРН десятой модели оборудованы крейцкопфными тонкостенными подшипниками, с толщиной баббита 1-1,5 мм, на который наносят гальваническим способом более мягкий слой на свинцовой основе. Толщина такого слоя составляет 0,02-0,03 мм и, в основном, он предназначен для приработки подшипников.
Крейцкопфные подшипники, по сравнению с другими подшипниками, работают в более тяжёлых условиях вследствие ограниченного угла поворота цапф крейцкопфа. Это приводит к резкому уменьшению или разрыву масляной плёнки, что сопровождается повышенным износом сопрягаемых поверхностей. К основным дефектам этих подшипников относят: износ, риски, задиры и натиры на несущей поверхности, наплывы баббита на масляные отверстия и канавки, трещины и отставания баббита.
Обычно через 1000-2000 ч работы дизеля выполняют дефектоскопию крейцкопфных подшипников, которая включает: измерение масляных и осевого зазоров, визуальный осмотр и применение одного из капиллярных методов дефектоскопии.
Измерение зазоров в крейцкопфном подшипнике выполняют перед его разборкой. Для этого кривошип устанавливают в ВМТ или НМТ. Измерения выполняют пластинами щупа с кормы и носа.
Если суммарный осевой зазор (Ск, Сн) больше допустимого, то производят наплавку «платиков» 6, а масляный зазор (а) регулируют с помощью прокладок 5 в разъёмах подшипника.
У крейцкопфного подшипника с тонкостенными вкладышами масляный зазор измеряют при его вскрытии.
Разность измеренных зазоров с носа и кормы толстостенного подшипника более 0,05 мм не допускается, а у тонкостенного — 0,02 мм, в зависимости от диаметра цапф поперечины.
Слабая затяжка болтов крейцкопфных подшипников, а также их ослабление или увеличенные зазоры в подшипниках могут явиться причиной их выкрашивания.
После измерения зазоров болты крейцкопфных подшипников фиксируют стопорными болтами, а монтажные болты, фиксирующие взаимное расположение верхней и нижней половин подшипника, отдают и демонтируют.
При дефектоскопии крейцкопфных подшипников поднимают поперечину с ползунами и визуально проверяют состояние антифрикционного сплава (наличие натиров, натягиваний белого металла у масляных канавок, а также задиры и наплывы антифрикционного металла).
С целью выявления трещин и отставания антифрикционного металла у толстостенных подшипников применяют один из капиллярных методов дефектоскопии (мелокеросиновый, цветной, люминесцентный). Нормальное рабочее поле толстостенного подшипника обеспечивается на дуге 110-120 градусов (то есть выше верхних маслоразда-точных канавок).
Хорошее состояние поверхности цапф поперечины крейцкопфа и высокое качество монтажа подшипников по цапфам оказывают положительное влияние на долговечность и надёжность работы крейцкопфных подшипников. Поэтому рабочую поверхность цапф рекомендуют после вскрытия и ревизии подшипника полировать.
Состояние несущей поверхности нижней половины каждого подшипника описывают и заносят в формуляр и делают заключение о пригодности подшипников к дальнейшей эксплуатации.
Зазоры в крейцкопфном тонкостенном подшипнике можно определить расчётом — как разность измеренных диаметров подшипника и цапфы поперечины крейцкопфа. Измерение внутреннего диаметра крейцкопфного подшипника выполняют микрометрическим или индикаторным нутромерами в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях — вертикальной и горизонтальной и в двух поясах — с носа и кормы. Зазоры в крейцкопфных подшипниках серийных дизелей приведены в таблице:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.