Действительная ось
коленчатого вала — это ось, которую имеет каждая рамовая шейка, находясь в
рабочем положении (в рамовом подшипнике).
Действительная ось может совпадать и не совпадать с
теоретической (геометрической) осью коленчатого вала. При совпадении
действительной оси с теоретической осью коленчатый вал имеет «нулевой» раскеп и
«нулевое» биение рамовых шеек (идеальный случай).
В практике действительная ось чаще не совпадает с
теоретической осью коленчатого вала и имеет форму кривой. При эксплуатации,
вследствие неравномерного изнашивания рамовых подшипников, увеличивается
отклонение действительной оси от оси теоретической. Это отклонение определяют
величиной раскепа.
Отклонение действительной оси от оси теоретической есть
статический прогиб вала, который можно определить используя величину раскепа по
формуле:
где L — расстояние между осями соседних
цилиндров, мм;
Н — расстояние от оси
шатунной шейки до места измерения раскепа, мм; Т— раскеп, мм.
Для контроля положения действительной оси вала служит
величина раскепа. Раскеп характеризует расхождение щёк из-за появления в
шатунной шейке упругих деформаций в результате изгиба действительной оси
коленчатого вала.
Раскепом называют
разность расстояний между щеками кривошипа в двух диаметрально противоположных
положениях шатунной шейки. Разность расстояний между щеками кривошипа в
вертикальной плоскости принято считать вертикальным раскепом, а в
горизонтальной плоскости — горизонтальным, или бортовым раскепом.
Положения кривошипа
при положительном и отрицательном раскепах:
а — положительный
раскеп; б — отрицательный раскеп.
Если расстояние между щеками кривошипа в ВМТ больше, чем в
НМТ, раскеп принято считать положительным:
Если расстояние между щеками кривошипа в НМТ больше, чем в
ВМТ, то раскеп будет отрицательным:
Положительный раскеп указывает на прогиб участка
действительной оси коленчатого вала вниз, а отрицательный — на прогиб вверх. Горизонтальный
раскеп определяют как разность расстояний между щеками кривошипа при положении
шатунной шейки на левом и правом бортах. Горизонтальный раскеп считают
положительным, если расстояние между щеками кривошипа при положении кривошипа
на левом борту больше, чем на правом, и, наоборот, если расстояние между щеками
кривошипа меньше на левом борту, чем на правом, раскеп считается отрицательным:
Положительный раскеп указывает на изгиб действительной оси
коленчатого вала на правый борт, а отрицательный — на левый.
Расстояние между щеками кривошипа измеряют раскепомером. Для
установки раскепомера на щеках коленчатого вала имеются лунки, если их нет, то
лунки накернивают. Эти лунки должны находиться строго в плоскости оси
коленчатого вала и на расстоянии Н от
оси шатунной шейки:
где S — ход поршня, мм; dp — диаметр рамовой шейки, мм; R
— радиус кривошипа, мм.
Схема установки раскепомера представлена на рисунке:
По отклонению (вправо или влево) стрелки индикатора
раскепомера определяют уменьшение или увеличение расстояния между щеками
кривошипа. При уменьшении этого расстояния стрелка индикатора (раскепомера)
покажет отрицательное отклонение (- Т), при увеличении — положительное (+ Т).
Перед измерениями следует проверить направление отклонения стрелки путём
силового воздействия на подвижную ножку раскепомера, чтобы по отклонению
стрелки от фиксированного положения установить знак отклонения.
По сложившейся традиции для упрощения определения раскепов
раскепомер устанавливают между щеками кривошипа при положении шатунной шейки в
НМТ и совмещают нулевую отметку шкалы индикатора со стрелкой.
Длина раскепомера должна быть на 1-2 мм больше, чем
расстояние между щеками кривошипа. Увеличить её можно путём выворачивания
подвижной ножки раскепомера.
Раскепы коленчатого вала определяют в трёх случаях:
- с деталями механизма движения и присоединённым валопроводом
или ротором генератора;
- без деталей механизма движения, с присоединённым валопроводом
или ротором генератора;
- без деталей механизма движения и с отсоединённым валопроводом
или ротором генератора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.